ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
точки. Для этой зоны входной кромки > 90°. Граница зоны не выражена четко.
В сечении 0,751 лопатка также имела противоэрозионные на пайки, характер эрозии которых отличался у различных лопаток. У некоторых обследованных турбин напайки были выполнены ■с различными углами установки р1; в пределах 105—015° к по току, этим объясняется заметное различие эрозии даже двух ря дом укрепленных напаек! По ширине защитной пластины выде лялись три зоны: сильной, слабой точечной эрозии и неповреж денная. Первые две имеют ширину до 3 мм, третья — до 6 мм. На некоторых пластинах отсутствовала явно выраженная зона точечной эрозии.
В среднем сечении лопатки стеллитовая защита отсутствовала. Эрозия входной кромки была сильной, но даже после 90 000 ч эксплуатации сквозных эрозионных кратеров, нарушавших
•обвод входной части профиля, ни на одной турбине не было отме чено. Хорошо различались все три указанные зоны эрозии, однако на незащищенной лопатке они имели большую протяженность.
К корневому сечению интенсивность эрозии первой зоны убы вала, и на расстоянии 35 мм от корня точечной эрозии не было, имелась только вычищенная от отложений поверхность лопатки.
Аналогичный характер эрозии однотипных лопаток был отме чен на рабочих лопатках последней ступени турбины типа К-100-90-6, длительное время работавшей на неполной нагрузке.
Эрозия входных кромок рабочих лопаток впередистоящих
•ступеней проточной части турбин типа К-50, К-100 ЛМЗ была незначительной. На предпоследней ступени ЧНД эрозия наблю далась только на верхней периферийной стеллитовой напайке. Третья от конца ступень имела незначительные следы эрозии
всредней части лопаток на расстоянии 95 мм от периферии (и =
=250 м/с). В зоне эрозии угол установки эродированной пло
щадки Pi = 90°. Эрозия была вызвана движением струек от корня к периферии по выпуклой поверхности и срывами влаги с выход ной кромки лопаток под эродированной зоной (см. рис. III. 14, в).
При выполнении стеллитовых напаек со скругленной входной кромкой эрозия входного носика профиля стала более интенсив ной. Особенно сильно эродировали лопатки, выступавшие из общего ряда.
Входные кромки рабочих лопаток тихоходных турбин типа К-50 ЛМЗ и К-100 ХТГЗ, не имевшие противоэрозионной защиты и находившиеся в эксплуатации длительное время, имели повы шенную эрозию только у вершин под бандажом. К корневому се чению эрозия входных кромок убывала. По ширине выпуклой поверхности так же, как у быстроходных турбин, можно различить названные выше три зоны износа лопаток. Отличие от эрозии вход ных кромок быстроходных турбин заключается в более широкой — до 6 мм зоне повышенной эрозии и более узкой — до 2—3 мм второй зоне. От кратеров первой зоны отходят параболической
28
после 14 000 ч работы, различается несколько зон по интенсив ности эрозии. Повышенная эрозия наблюдалась в зоне 5 — скругление входной кромки и в зоне 4 — отступя от скругления на 1,5—2 мм. По ширине профиля у периферийного сечения за стел литовой напайкой наблюдалось вымывание металла за счет эро зионного износа — зоны 1 и 2. Углубление 2 переходит в зону 1 эрозионными бороздками с углом подъема бороздок 14—15°. На эродированной входной кромке отчетливо просматривается характер кривой распределения влажности по высоте ступени.
Эрозионный износ входной кромки периферийного конца ра бочих лопаток (ппе„ = 564 м/с), упрочненной закалкой т. в. ч., показан на рис. V. 11. Характер износа выпуклой поверхности входной кромки кратерно-бороздчатой с четко очерченной зоной окончания эрозии. Ширина эродированной зоны у периферии после 9000 ч работы лопаток — 8—9 мм. На длине 150 мм от вер шины лопаток ширина зоны сужается до 5—6 мм. Скругленная часть носика профиля имела по всей поверхности кратеры диа метром 0,5—0,6 мм, глубиной до 1 мм. За закаленной зоной по ширине лопатки 22 мм на незакаленной выпуклой поверхности у периферии наблюдались отдельные штриховые бороздки. По сравнению с незначительной эрозией входных кромок, упрочнен ных закалкой, износ входной кромки тех же лопаток, упрочнен ных нанесением электроискровым способом сплава Т15К6, был более сильным (см. рис. V .ll, а\ 1, 3). Зона бороздчатой кратер ной эрозии на длине 100—105 мм была шириной от 8—9 до 5—6 мм в конце участка. Входная кромка на указанной длине была сре зана вместе с покрытием и на отдельных участках имела изношен ные углубления до 5 мм. Отдельные язвины имелись на упрочнен ном слое до ширины 20 мм вдоль профиля.
8. ЭРОЗИЯ ВЫХОДНЫХ КРОМОК РАБОЧИХ ЛОПАТОК
При эксплуатации мощных конденсационных паровых турбин наблюдается эрозия выходных кромок рабочих лопаток послед них ВП ступеней. В зарубежной практике отмечались случаи поломок лопаток из-за эрозии выходных кромок. В [71 ] сообщается о поломке последних лопаток конденсационных паровых турбин мощностью 50 и 100 МВт на станции Любенау из-за сильной эро зии выходных кромок в корневой области последних рабочих колес.
Вид и характер износа, а также расположение изношенной по верхности по высоте рабочей лопатки у входной и выходной кромок резко различны. Эрозия входной кромки обычно наблюдается на
длине I = 0,35-н0,45 от периферии лопатки. Эрозионный износ выходной кромки иногда простирается на более значительную
длину рабочей лопатки — до (0,65-ь0,7)7 от корня. Зона эрозии выходной кромки в зависимости от конструктивных особенностей выходного патрубка и рабочего колеса последней ступени имеет
30
различное расположение относительно корневого сечения. У РК с заглубленной плоскостью выходных кромок по отношению к плоскости обода колеса начало зоны эрозии отодвинуто от корня
лопатки на (0,15+0,20) /. У РК с вильчатым хвостовиком зона эрозии начинается прямо от корневого сечения.
В результате экспериментальных работ последнего времени,
выполненных на модельных [25] |
и натурных турбинах [5, 32], |
|||||||||||
установлено появление в прикорне |
|
|
||||||||||
вой зоне РК |
при |
работе турбины на |
|
|
||||||||
режимах частичных нагрузок, осо |
|
|
||||||||||
бенно на режимах |
холостого |
хода, |
|
|
||||||||
срыва |
потока, |
сопровождающегося |
|
|
||||||||
обратными |
|
течениями |
из выходного |
|
|
|||||||
патрубка и |
высокой |
отрицательной |
|
|
||||||||
■степенью |
реактивности |
в |
корневой |
|
|
|||||||
части ступени. В зависимости |
от на |
|
|
|||||||||
грузки |
турбины |
отрывная |
зона |
за |
|
|
||||||
нимает различную |
протяженность от |
|
|
|||||||||
корня |
по |
высоте |
лопатки. |
Напри |
|
|
||||||
мер, на |
режиме |
|
10% |
нагрузки |
в |
|
|
|||||
турбине К-100-90 отрывная зона за |
|
|
||||||||||
нимала |
до 80% |
высоты |
лопатки |
от |
|
|
||||||
корня, |
при |
50% нагрузке — 30%. |
|
|
||||||||
Отрицательная степень реактивности |
|
|
||||||||||
по опытам ВТИна нерасчетных режи |
|
|
||||||||||
мах достигала 20%. Для |
модельной |
|
|
|||||||||
последней ступени турбины К-300-240 |
них ступенях мощной конденса |
|||||||||||
отрицательная степень |
реактивности |
ционной турбины и зоны эро |
||||||||||
на режиме XX была равна 50% [25]. |
зии (1) |
рабочих лопаток |
||||||||||
Работа |
последних |
ступеней |
на |
|
характеризуется |
|||||||
частичных |
нагрузках с отрывной корневой зоной |
|||||||||||
пульсирующим обратным течением в |
этой зоне. Измерения за |
последней ступенью ЧНД одной мощной турбины на режиме, близ ком к холостому ходу, показали, что относительные скорости обратных токов составляют 20—50% от окружной скорости.
Картина течений в проточной части двух последних ступеней мощной конденсационной турбины на режиме XX показана на рис. 1.18. У периферии последней ступени за направляющим аппа
ратом по высоте лопатки А/ = 0,1 + 0,15 обнаружен торовый вих ревой поток — отрывное течение [60]. В прикорневой области
последней ступени на длине от корня лопатки А/ = 0,6+0,7 наблю далось вентиляционное течение с обратными токами пара из вы ходного патрубка ЧНД в прикорневую отрывную зону последней ступени.
На выходной кромке последней ступени нанесена зона 1 эроди рованной входной кромки, снятая на одной из турбин, работа ющей на электростанции.
31
Протяженность по высоте от корневого сечения эродированной зоны выходной кромки лопатки может быть разной. Например, в последней ступени турбины 50 МВт фирмы «Бергман-Борзиг»
она составляла для различных лопаток от 0,3 до 0,5/ [71 ].
Единственно возможный источник эрозии выходных кромок — капли, затягиваемые в прикорневую зону обратными токами. Однако в вопросе образования крупных капель в зоне обратных токов нет достаточной ясности. Обследование ряда отечественных и зарубежных турбин, находившихся в эксплуатации от 1 до 100 тыс. ч, проведенное ЛПИ совместно с Ленэнергоремонтом, показало, что существенной эрозии подвергались выходные кромки РК не всех турбин, работавших на частичных режимах. Как пра вило, турбины типа К-50-90, К-100-90 ЛМЗ с длиной лопатки последней ступени 665,мм при среднем диаметре рабочего колеса 2000 мм не имеют эрозии выходных кромок последней ступени. Анализ показал зависимость появления эрозии от углов входа капель по отношению к выпуклой поверхности лопатки РК в районе выходной кромки. У лопатки длиной 665 мм условия' входа этих, капель были более благоприятны, и эрозии выходных кромок не наблюдалось. Эрозия выходных кромок лопаток по следних ступеней турбины АК-12 «Шкода» и отечественных турбин АПТ-12, ПТ-60-90/2, К-200-130 была вызвана длительной работой за последние три года на нагрузках 35—50% от номинальной.
Обследование эродированных выходных кромок выявило раз личие в степени эрозии у разных лопаток одного колеса. Несоблю дение технологических норм по выступанию выходных кромок отдельных лопаток при облопачивании РК последней ступени приводит к повышенной эрозии выступающих лопаток [27, 74]. Наблюдается чередование лопаток с сильной и слабой эрозией. У одной из мощных турбин по окружности колеса после 14 000 ч эксплуатации значительную эрозию выходных кромок имело 4— 5 лопаток подряд, а затем следовало 7—8 лопаток с менее значи тельной эрозией, хотя все эти лопатки не выступали заметно за плоскость колеса. Причину эрозии чередующихся групп лопаток следует искать в поступлении капель с диска колеса, так как в слу чае попадания капель с частей статора все рабочие лопатки ока зались примерно в равных условиях. Срывающиеся в определен ных местах с периферии диска РК капли засасываются в срывную зону колеса и вызывают эрозию чередующихся групп лопаток.
Эрозионный износ выходных кромок лопаток РК последней ступени ЧНД мощных отечественных турбин неоднократно наблю дался в эксплуатации [28 ]. Характер износа (рис. 1.18) аналогичен приведенному в [71 ], однако эродированная зона выходной кромки занимает сравнительно небольшую протяженность на спинке ло патки. За эродированной зоной бороздчатого типа по ширине от 8—10 до 20—30 мм у различных лопаток на значительной длине
выходной кромки (0,75—0,95) 7 от корневого сечения расположена
32