Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иммануил Кант (1724-1804)Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета.Дуалист;Совершил «революцию» в философии.

Периоды творчества:Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа);«Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения. Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);Сформулировал моральный закон («категорический императив»);Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.Главные вопросы философии по Канту:Что я могу знать? (метафизика, или онтология);Что я должен делать? (мораль);На что я смею надеяться? (религия);Что такое человек? (антропология).

Главные произведения Канта:«Критика чистого разума» (1781 г.) –исследует возможности и границы человеческого познания (-Познавательные способности человеческого разума ограничены.-Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии;С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий).«Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности). «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

Классификация знаний по Канту:Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки».Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Структура мира по Канту: Трансцендентный мир – Мир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире.
Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе. Материальный мир (мир явлений).Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы: Категории чувственного познания((пространство и время)С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени)

Категории рассудочного (логического) познания (С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению (Всего их, по Канту, 12 -4 класса по 3 в каждом: Категории количества ;Категории качества; Категории отношения (причина и следствие);Категории модальности (необходимость и случайность))

Категории Разума.( предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т.д.);Философия – наука об этих высших идеях)

моральный закон- Категорический императивом имеет две формулировки: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» (чтобы твои поступки могли быть образцом для всех); «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству».

Георг Гегель (1770-1831) Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени;Идеалист; Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.

Вклад в философию:-Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух); – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах.

Фил. труды: « Наука логики»; «Философия природы»; «Феноменология духа».

Учения о бытие (учение об абсолютной идее) :1)Существует единое духовное начало (это Мировой Дух или Абсолютная идея). Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить.2) Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т.п.).3) В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.4) Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. 5)Природа, человек, человеческое познание и
общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).Ступени развития Абсолютной идеи:

Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира). Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень«инобытия» Абсолютной идеи.Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни: Субъективный дух – сознание человека; Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя. При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно». Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.

Диалектика Гегеля: Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т.д.), которые противоречат друг другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в мире.


Людвиг Фейербах (1804-1872) Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма.Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830); «Сущность христианства» (1841).

Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику);Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии.

Антропологический материализм Фейербаха: Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека; Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи. Человек должен стать главным интересом философии (т.е. философия, по Фейербаху, по сути должна стать антропологией): «Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т.ч. и физиологию, в универсальную науку». Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность. История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

Взгляды на религию: Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов 18 в., рассматривавших религию только как плод невежества и обмана. Разгадку существования религиозной веры, по Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики. Он видит в религии выражение реальных человеческих потребностей, страдания, надежды, стремления к счастью. «Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть счастливым, он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать».Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума. Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса. Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах: Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религию религией любви людей к друг другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми);Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.Значение философии Фейербаха: Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии; Её также считают предшественницей современной философской антропологии.


14.Философия марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учениямарксизма.Марксизм - учение, представляющее собой систему философских, экономических и социально-политических идей и теорий. Марксистская философия – научное мировоззрение, отвергающее религиозный взгляд на мир, материалистически решающее основной вопрос философии; считающее, что сущность человека «в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений»; рассматривающее практику основой познания. Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их волипроизводственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуютэкономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);