Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди разнообразных подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали два: «биологический» и «идеальный».С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных.

Одна из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека, впоследствии стала называться культурно-историческая теория происхождения психики человека Л.С. Выготского.

Три составные части концепции: «человек и природа». Тезис №1 – при переходе от животных к человеку произошло изменение отношений субъекта со средой (человек действует на природу и видоизменяет ее). Тезис №2 – существование механизмов изменения природы со стороны человека (создание орудий труда).

«человек и его собственная психика».

Тезис №1 – овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой (появились высшие психические функции (запоминание материала, обратить внимание на ч.-л., организовать умственную деятельность), выражающиеся в формах произвольной деятельности).

Тезис №2 – человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий – знаки («узелок на память», зарубка на дереве). Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

«генетические аспекты». В процессе совместного труда происходило общение между участниками с помощью социальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Происходит процесс интериоризации (превращение внешних средств-знаков во внутренние).

Вывод: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

Характеристики(сущность) сознания:Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).


Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

Структура сознания:В.В. Богословский:знание об окружающем мире и о самом себе;познавательные процессы, которые дают возможность узнать об окружающем мире;самосознание, которое дает возможность выделить себя из окружающей среды, проанализировать свои действия и поступки;отношение, дающее возможность определить отношение к природному и социальному миру, к другим людям и самому себе.Леонтьев, Зинченко:биодинамическая ткань;чувственная ткань;значение предмета (обозначающее словом);личностный смысл.Структура сознания по Фрейду:психика человека делится на две части: первая часть сознательное - это совокупность представлений человека о самом себе, своих взаимоотношениях с окружающими и миром. а) Я (эго) - это способность человека отслеживать и регулировать свои действия в связи с изменением окружающей среды окружающего мира.

б) супер Я (супер эго) - это совокупность законов и норм морали, которые усвоены человеком в процессе воспитания и воспринимаются как свои собственные законы и нормы поведения.

Вторая часть бессознательное (оно, или Ид) - это совокупность инстинктов человека, которые находятся в не сферы сознания, но, тем не менее, оказывают на человека огромное влияние.

Объем сознательного гораздо меньше чем бессознательного.

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:


Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание)

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций.

Порождающая – творческая или креативная

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем.

Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым настоящим и будущим.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Кроме этих классификаций имеются и другие, например:

Аккумулирующая – накопление информации.

Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира.

Коммуникативная – определяющая за наше окружение.

Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

Идеальное, с его точки зрения, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. От практики оно отличается тем, что в нем самом нет ни одного атома вещества того предмета, который подлежит созданию. Когда у инженера появляется идея новой машины, он создает при этом не реальную, а идеальную машину. Идеальная форма - это форма вещи, но существующая вне этой веши, в сознании человека, в виде его активной жизнедеятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет
, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное как форма человеческой деятельности существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся "отрицание" наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение, их "снятие" в новых формах. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте, - умерло и само идеальное. Идеальный образ, например, хлеба, возникает в представлении голодного человека или пекаря, изготовляющего этот хлеб; в голове сытого человека, занятого строительством дома, не возникает идеальный хлеб. Но если взять общество в целом, в нем всегда наличествует и идеальный хлеб, и идеальный дом, и любой идеальный предмет, с которым реально имеет дело реальный человек в процессе производства и воспроизводства своей материальной жизни.

*Сознание приводит к творчеству. Универсальность и объективность сознания создают для человека условия для безграничного воображения, что обеспечивает условия для творческой деятельности.

Возможности сознания формируются и меняются под воздействием и под влиянием общества. Это относится как сознанию в форме отражения, так и в форме творческой деятельности.

Сознание является строго индивидуальным и несет в себе отметину человеческой индивидуальности. Сознание отталкивается от чувственного воображения и поднимается до уровня мышления, где и осуществляется осознание и творческое созидание новых идей и представлений, оценка тех или иных проблемных ситуаций и пр.

23. Диалектика как система. Диалект. и метафизическая концепции развития.

Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

-учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин).

Существует две концепции развития: диалектическая и метафизическая. Метафизическая концепция понимает развитие как уменьшение или увеличение
, как движение по кругу. Источник развития метафизика видит в действии внешних сил. Формами метафизического мышления являются: механицизм, сведение всего многообразия мира к механике, а в более общем случае – высшего к низшему, сложного к простому; догматизм – приверженность к ранее принятым положениям (догмам), даже опровергнутым; эклектика – беспринципное смешение разнородных идей, взглядов, теорий; софистика – формально правильные, но ведущие к ложным выводам заключения.

Главное различие между диалектикой и метафизикой— в понимании причины развития. Метафизика или отвлекается от источника изменения и развития или переносит его вовне (бог, сознание человека и др.). Тем самым она органически смыкается с идеализмом, с религией. Диалектика видит источник изменения и развития в самих вещах. Она позволяет, следовательно, объяснять мир, исходя из него самого, постигать происходящее в мире во всем его действительном своеобразии.

Диалектика – это учение о наиболее общих видах связи и развития природы, общества и мышления. Основные принципы диалектики: принцип связи и принцип развития. Под категорией «связь» понимается зависимость одного объекта от другого в каком-либо отношении. Диалектика изучает наиболее общие связи, такие как причинные, пространственные, временные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые и обратные и т.п.

Закон – это выражение существенной, необходимой, общей, устойчивой связи явлений. По степени общности законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. Последние и изучает диалектика. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей составляет суть, ядро диалектики – он вскрывает источник развития. Все объекты в мире содержат противоположные стороны. Противоположности – это такие стороны, силы и тенденции, которые взаимополагают и взаимоотрицают друг друга. Наличие в предмете противоположных сторон называется противоречием. Противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию. Суть этого закона состоит в том, что все объекты в мире содержат противоположные стороны. Они находятся в состоянии единства, взаимообуславливает друг друга, а также в состоянии борьбы, отрицают друг друга. Это диалектическое противоречие приводит к изменению предмета и к его отрицанию. Виды противоречий многообразны: