Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Патриотизм – это любовь к Родине.

Любовь к Родине – это готовность к самопожертвованию.

Патриотизм – это готовность к самопожертвованию.

Категорический силлогизм (КС) состоит из трех суждений: двух посылок (большей и меньшей) и заключения; из трех терминов: субъекта (S), предиката (Р) и среднего термина (М) – медиума (лат. medius), который расположен в посылках . Очевидно, что врачу удобнее, быстрее обращаться к силлогизмам. Сложные умозаключения больше применяются в научных исследованиях, письменно. Но при этом следует соблюдать ряд правил, чтобы не допустить ошибок.

На практике часто применяется сокращенный силлогизм – энтимема (герч. – в уме), когда какая – то часть силлогизма подразумевается, не называется. Если врач устанавливает нарушение жизнедеятельности организма, то нет ему необходимости говорить больному о возможном патологическом процессе или предболезненном состоянии пациента. Достаточно сказать, что больному требуется обследование, пока не обосновывая свое решение.

В условно-категорическом силлогизме посылки и вывод являются условными суждениями: Если я не усвою философию, то не буду знать методологическую основу медицины. Если я не усвою методологию медицины, то не смогу стать врачом.

В разделительно – категорическом силлогизме разделительная посылка фиксирует ряд исключающих друг друга свойств, одно из которых может принадлежать предмету. Категорическая посылка отрицает все – каждое в отдельности свойство, отраженное в разделительной посылке, кроме одного. Вот пример разделительно – категорического силлогизма:

В мировоззрении можно быть на позициях научных, религиозных или мифологических. Ученые и врачи стоят на научной позиции.

Разделительные суждения в умозаключении широко применяются в медицине как выборочный метод. Врач идет таким путем в диагностике и принятии решения, учитывая данные обследования больного, делая вывод:

Лечение возможно либо консервативное, либо оперативное. Данному больному необходимо оперативное лечение.

Не следует высказывать суждения в категорической форме, если их связь носит в умозаключении условный характер. Поэтому врачебные суждения преимущественно бывают условными. Нельзя, например, говорить в категорической форме: «Повышение артериального давления – признак гипертонической болезни». В данном случае, если нет других симптомов, возможно такое суждение: «Если у больного нет симптоматической гипертонии, то повышение артериального давления – это один из признаков возможной гипертонической болезни». В
клиническом мышлении врач часто делает вывод идя от частного к общему. Такое умозаключение называется ИНДУКТИВНЫМ (лат. inductio наведение). В результате на основании знания об отдельных предметах, явлениях данного класса, множества получается общий вывод, содержащий какие – либо знания о всех предметах, явлениях такого рода. В индуктивных умозаключениях, как и в дедуктивных, различают три основных составляющих: исходное знание, обосновывающее знание и выводное знание. Индукция выступает в двух видах. Полная индукция характеризуется тем, что общий вывод извлекается из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает все случаи данного класса. Так, если новый метод лечения, примененный у достаточного количества больных, и каждому из них этот метод помог, общий вывод о полезности метода для данной группы больных вполне достоверен. При неполной индукции получается какой – либо общий вывод о всем классе предметов, явлений на основании знания лишь о некоторых предметах, явлениях данного класса. Заключения при неполной индукции могут быть только вероятностными в разной степени (достоверными, вероятными, проблематическими). Степень вероятности зависит от числа и разнообразия исследований. Поэтому этот вид индукции часто применим в экспериментальной медицине и клинических исследованиях.

Индуктивная логика активно проникает в медицину. Уже в I веке известный врач и философ Авиценна проделал индуктивным путем классический, много раз повторенный другими исследователями опыт, поместив в клетке рядом волка с одной из двух подопытных овец. Первая быстро подохла.

Индуктивная логика всегда необходима для перехода от частного к общему в различных мыслительных построениях врача. В этом случае он обращается к вероятностной логике и методу математического исчисления вероятности с помощью компьютерной техники, математических, графических и других моделей. Боголепов все виды врачебного мышления сводил к индуктивному - «способность схватывать сходство и различие», видя в этом «зерно» всей логики. Он писал, что диагностика должна стремиться как можно шире использовать индуктивные приемы В современной науке, медицине роль вероятного знания возрастает. Поэтому значение индукции заключается в том, что с ее помощью обобщаются знания (факты, данные наблюдения, мониторинга, компьютерного анализа, показания приборов). В результате получаются общие суждения, устанавливаются синдромы заболевания, его диагноз. Данные индуктивных умозаключений могут быть использованы в дедуктивных умозаключениях как общие посылки, с помощью которых познаются новые явления.


ДЕДУКТИВНОЕ умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это вывод по правилам логики. В дедуктивных умозаключениях отображаются связи и отношения, существующие между родами, видами и единичными явлениями, между общим, частным и единичным в объективной действительности. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Примерами дедукции могут рассматриваться силлогизмы. В мышлении и практике клиницистов распространены три направления в медицине: интуитивистское (Г.Селье), индуктивное (практическое направление) и гипотетическое, в основном в теоретической медицине. В основе психосоматической медицины лежит все же системный индуктивно – дедуктивный метод исследования.


Клиническое мышление врача, конечно, не ограничивается формальной логикой, ее требованиями. В основе мышления врача лежит прежде всего философско–медицинская методология, диалектическая логика (законы, принципы и категории диалектики), теория патологии, теория нормы и другие фундаментальные учения. Так например, методологическую основу этиологии составляет детерминационная теория в медицине. Врачебное мышление предполагает системный метод, который отдает первенство постоянно развивающемуся общетеоретическому знанию. Как говорил В.И.Ленин: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы». Студентам медвузов и средних медицинских учебных заведений много времени приходится уделять «зубрежке», например, различных свойств множества лекарств, которые постоянно заменяются новыми, более эффективными. Работа в клинике показывает, что будущим врачам важнее знать теорию фармакологии, включающую классификацию лекарственных форм и изделий медицинского назначения, описание лекарственных средств и действующих веществ. Видимо, больше внимания следует уделять знанию фармакологических групп и подгрупп (обезболивающие, противоопухолевые, бактериальные, противовирусные и др.), показаниям к применению лекарств, рекомендациям ВОЗ. Системно-логический подход необходим не только в изучении отдельных направлений медицины, но и в познании всех сложноорганизованных развивающихся систем, прежде всего – человека.

Дедуктивные и индуктивные приемы обычно дополняются умозаключениями по аналогии и гипотезами. В умозаключениях по АНАЛОГИИ от сходства некоторых предметов, явлений, показаний в нескольких признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках. М.В. Ломоносов в одной из своих ранних работ сделал вывод по аналогии о том, что свет есть материя. Различают несколько видов аналогии: простая, распространенная, строгая и нестрогая. Умозаключения по аналогии могут идти в двух направлениях: от сходства причин к сходству следствий и от сходства явлений к сходству их вызвавших причин. На этом построена и дифференциальная диагностика, например, при классификации вирусных заболеваний. Врач, если он овладел современными технологиями медицинского исследования, часто прибегает к диагностическим заключениям, основывающимся на аналогии, делая медицинские исследования быстрее и эффективнее. В военно-медицинских исследованиях метод аналогии наиболее применим с использованием боевого опыта и моделирования.


МОДЕЛИРОВАНИЕ (лат. modus – образец) – использование каких – либо объектов (конкретных и абстрактных) на моделях, т.е. на образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту с применением методов аналогии и теории подобия (Н.И. Кондаков). Моделирование – это разновидность аналогии, при которой один из аналогичных объектов (модель) подвергается исследованию в качестве имитации другого (оригинала). Модели широко используются в экспериментальной медицине. Ими часто выступают животные (мыши, кролики, собаки, обезьяны и др.). В анатомии применяются модели – муляжи различных органов, костей и тканей. Цель моделирования – показать новые явления, стороны изучаемых предметов. При этом следует помнить, что модель в отличии от оригинала в значительной мере упрощается и не всегда способна дать точную информацию. Моделирование широко используется в обучении медиков, но дает оно только вероятные выводы, которые не имеют доказательной силы. Особенность аналогии для военно-медицинской науки и практики заключается в ее ограниченности, невозможности полного приближения эксперимента к боевой реальности. Отсюда условность установки: «На учениях действовать как в бою». Требование военной науки в этом отношении другое: «На учениях создавать обстановку, максимально приближенную к боевой». Это требование полностью относится к военно-полевой медицине. Выводы по аналогии часто являются отправными положениями для построения научных предположений – гипотез. ГИПОТЕЗА (гр. hipothes – основание, предположение) – вероятное предположение о причине каких – либо явлений, заболеваний, достаточность которого при современном состоянии производства, науки и медицины не может быть проверена и доказана, но которое объясняет изучаемые явления, без него необъяснимые.

6.Доказательство и опровержение.Искусство спора.

Логика выступает одной из ведущих составляющих искусства и науки убеждать, что-либо доказывая или опровергая. Ее основная задача заключается не только в том, чтобы открывать истины выводного знания, но и в том, чтобы доказывать или опровергать их.

Структура и виды доказательства

Доказательство имеет огромное практическое значение в процессе познания окружающего мира, в совместной деятельности людей, в медицинской теории и практике, в обучении и воспитании. Вот почему доказательство и его приемы стояли в центре внимания философов и врачей со дня возникновения науки о мышлении. « Только доказательства существенны,- говорил