Файл: Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта филиал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119 судового хода на акваторию порта и обратно, а также для внутреннего сообщения между рейдами и причалами.
Прибывающие в порт судовые составы подаются на рейд прибытия, где они останавливаются для расформирования. Здесь часть судов находится в ожидании буксировки к причалам, так как суда могут подаваться под погрузку или выгрузку не одновременно. По окончании погрузочно- разгрузочных работ у причалов
;
суда отводятся на рейд отправления для последующего формирования в составы. Для выполнения грузовых работ на плаву при помощи плавучих перегрузочных средств в порту устраиваются специальные перегрузочные рейды. Рейды для приема плотов, а также для нефтеналивных и специальных грузов устраиваются отдельно.
Рис.64 Акватория порта:
1 — береговые причальные сооружения; 2 —водный подход к причальным сооружениям; 3 — внутрипортовые судовые ходы; 4 — транзитный судовой ход; 5 — рейд для плотов; 6 — рейд отправления (формирования); 7 — перегрузочный рейд; 8 — рейд прибытия (расформирования); 9—-рейд для нефтяных грузов
Портовой территорией называется земельный участок, на котором расположены портовые сооружения, здания и устройства, необходимые для выполнения береговых портовых операций.
Причальные сооружения (причальная линия) представляют собой береговую линию порта, служащую для швартовки судов и их обработки.
Участок причальной линии порта, оборудованный для швартовки и обработки одного судна, называется причалом.
На причалах осуществляют перегрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, а также различные технические операции по обслуживанию судов. Причалами являются также плавучие устройства — дебаркадеры.
Причалы крупных портов, как правило, специализируют по назначению на грузовые, пассажирские, грузопассажирские, а по видам грузов на лесные, угольные, хлебные, нефтяные и другие.

120
Портовое оборудование служит для выполнения погрузочно - разгрузочных и других портовых работ. К нему относятся: перегрузочные механизмы и устройства, внутрипортовый железнодорожный и автомобильный транспорт, энергетическое хозяйство, связь и сигнализация, противопожарное оборудование и т. д.
Для безопасности движения судов в портах устанавливаются береговые и плавучие знаки судоходной обстановки.
На территории порта располагают грузовые склады и площадки, пассажирские вокзалы и павильоны, служебные здания и др. Речные порты на внутренних водных путях классифицируются по следующим основным показателям: виду выполняемых операций, грузо- и пассажирообороту, расположению в плане и компоновке сооружений, местоположению.
По виду выполняемых операций порты могут быть пассажирскими, грузовыми и объединенными — грузопассажирскими. По грузо- и пассажирообороту порты подразделяются на четыре категории. По расположению портов в плане и компоновке в них сооружений подразделяют на: русловые, внерусловые и смешанные. В русловых портах причальные сооружения находятся на открытых берегах, а во внерусловых портах — в естественных или искусственных бассейнах (ковшах), сообщающихся с рекой. В смешанных портах причальные сооружения располагаются как на открытых берегах, так и в бассейнах.
По местоположению различают следующие порты: на естественных водных путях — свободных реках и озерах; на искусственных водных путях — водохранилищах и судоходных каналах.
В зависимости от расположения по длине водного пути порты разделяются на головные и промежуточные. Головные порты находятся в начальных и конечных пунктах водного пути.
Грузооборотом порта называется общее количество грузов, погруженных на суда и выгруженных с них на причалах порта в течение определенного времени (год, месяц, сутки). Таким образом, грузооборот порта может быть годовым, месячным, суточным.
1.8.2 Определение основных технических характеристик порта
При проектировании нового порта необходимо иметь данные о расчетном грузообороте порта с распределением по видам грузов.
По заданному грузообороту определяют необходимые технические характеристики порта (глубину и площадь акватории, длину причального фронта, число и тип перегрузочных машин, площади складов, число железнодорожных путей и т. п.). Для определения этих характеристик устанавливают расчетные типы, грузоподъемность и размеры судов, которые будут приходить в порт. Полученные в результате расчетов


121 технические характеристики дают возможность установить пропускную способность порта.
Пропускная способность порта или отдельных его элементов определяется максимальным количеством грузов определенных видов, которые могут пройти через порт с берега на воду и обратно в течение года при заданных технических характеристиках. Пропускная способность порта зависит от вида груза и поэтому устанавливается отдельно для каждого вида грузов. Общая пропускная способность порта равняется сумме пропускных способностей по отдельным видам грузов. Так как грузы проходят последовательно через отдельные элементы порта
(причалы, склады, железнодорожные устройства и т. д.), то наименьшая пропускная способность одного из этих элементов будет определять пропускную способность всего комплекса. Поэтому необходимо, чтобы имелось полное соответствие пропускных способностей отдельных элементов порта.
Для безопасного движения судна на подходах и в пределах портовой акватории необходимо иметь некоторый запас между днищем судна и дном акватории (подхода). Величину этого запаса назначают в зависимости от расположения порта на свободной (не шлюзованной) реке или на канале, или же на водохранилище.
Глубина в портах, расположенных на свободных реках, отсчитывается от проектного уровня, который устанавливается для определенного участка реки на основании многолетних данных по кривой обеспеченности ежедневных уровней воды; многолетняя обеспеченность проектного уровня для портов I и II категорий должна быть 99%, для портов III категории — 97%, для портов IV категории — 95% и пристаней — 85%.
Длина причальной линии в порту — одна из основных его характеристик, так как определяет число судов, которые могут быть обработаны одновременно.
Следовательно, эта величина характеризует пропускную способность порта
Пропускная
способность
причала зависит от вида груза, технологической схемы перегрузки, числа и производительности перегрузочных механизмов. Различают часовую, суточную, месячную и годовую пропускную способность причала.
1.8.3 Классификация портовых гидротехнических сооружений
Среди разнообразных сооружений, входящих в состав современного речного порта, важную роль как по значимости для всей работы порта, так и по сложности их возведения и по размерам капиталовложений играют гидротехнические сооружения.

122
По
назначению портовые гидротехнические сооружения подразделяются на причальные, внешние оградительные и берегоукрепительные.
Причальные сооружения служат для причаливания судов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и пассажирских операций. Возводят их вдоль берега непосредственно у уреза воды или вблизи него, а также под углом к береговой линии.
Внешние оградительные сооружения необходимы для защиты акватории порта от волнения, льда и заносимости наносами. К ним относятся молы, волноломы и специальные ледозащитные сооружения.
Берегоукрепительные сооружения предназначены для защиты берегов территорий, примыкающих к порту, от разрушающего действия волн, течения и льда. Конструкции этих сооружений аналогичны конструкциям, применяемым при берег укреплении судоходных каналов.
По
конструктивно-расчетному
признаку речные причальные сооружения подразделяются на откосные и в виде отдельных опор (бычков и пал), гравитационные, шпунтовые стенки, стенки из оболочек большого диаметра, эстакады.
По способу производства работ различают строительство причальных сооружений «насухо» и «в воду». Причальные сооружения возводят насухо в портах и на пристанях, располагаемых в нижних и средних частях водохранилищ до их наполнения, а также при строительстве за перемычкой. Строительство причальных сооружений «в воду» обычно производят на свободных реках и на водохранилищах после их наполнения.
По основному материалу различают сооружения деревянные, бетонные, железобетонные, металлические, земляные и смешанного типа.
Основным материалом для возведения современных портовых гидротехнических сооружений служит железобетон.
1.8.4 Откосные причальные сооружения
Укрепленный или неукрепленный береговой откос, оборудованный палами и другими причальными приспособлениями, называется откосной
набережной. Обычно откосная набережная представляет собой укрепленный железобетонными плитами откос с уклоном 1:2,5; подводная часть откоса выполняется на обратном фильтре в виде каменной призмы, отсыпаемой с уклоном 1:1,25. Откосные набережные, у которых транспортные суда швартуются к плавучим причалам (дебаркадерам, плавучим перегружателям), также оборудуют причальными приспособлениями.


123
Рис.65 Пассажирский плавучий причал с откосной набережной и понтоном:
1 — понтон; 2 —стальной канат; 3 упорная свайка; 4 пути подъемника для багажа; 5 —лестница для пассажиров; б —упорный массив для упорных сваек; 7 — причальные тумбы; 8 — косяковый трап (тележка); 9—аппарель для перехода с косяковой тележки на причал и обратно; 10 — стальной канат косякового трапа; 11 — рельсы; 12 — лебедка для передвижения косякового трапа
Плавучий причал закрепляется стальными канатами (носовым и кормовым) к причальным тумбам и рымам, расположенным на откосной набережной. Во избежание навала на берег в носовой и кормовой частях причала устанавливаются наклонные свайки, упирающиеся нижним концом в упорные массивы откосной набережной, а верхним — в судовые кнехты, к которым свайки закреплены при помощи полиспастов.
Основная масса грузов, передаваемых на речной транспорт и получаемых с него, прибывает в порт и отправляется из порта по железным дорогам.
Поэтому число приемных, отправочных, сортировочных и других железнодорожных путей должно обеспечивать пропускную способность порта.
Правильное функционирование порта зависит от его энергетической базы, которая обеспечивает все портовые машины и освещение портовой территории. Для электроснабжения кранов прокладывается подземный кабель, идущий вдоль тылового рельса крана и имеющий через каждые
30—40 м питательные колонки, через которые по гибкому кабелю ток подается к крану. Кабель, наматываемый на барабан, дает возможность крану перемещаться на расстояние от одной колонки до другой.
Освещение порта, особенно тех районов, где производятся грузовые операции, создается группами прожекторов, располагаемых на высоких мачтах вне зоны работы кранов.

124
Для обеспечения порта водой устраивается система водоснабжения, чаще всего от городского водопровода.
В пределах портовой территории для сбора и удаления промышленных
.и фекальных сточных вод устраивается система канализации. Из портовой канализации сточные воды перекачиваются в городскую канализацию.
В современных условиях четкая работа порта во многом зависит от средств связи. Поэтому в больших речных портах имеется несколько видов связи: автоматическая телефонная станция — для обслуживания различных участков порта, администрации и стоящих у причала судов; радиостанция — для связи с судами, находящимися на подходе к порту; селекторная связь.
К прочим видам оборудования порта относятся: устройства для заправки судов топливом, пожарные суда, суда для сбора фекальных и подсланевых вод с транспортного флота, механические мастерские.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

1.8.5 Основные типы перегрузочных машин
Все машины и устройства, обслуживающие перегрузочные операции в портах, по принципу их действия делятся на два основных типа — цикличного и непрерывного действия.
Машины цикличного действия работают отдельными циклами: захват порции груза, подъем груза и его горизонтальное перемещение, опускание и освобождение груза, переход в порожнем состоянии в исходное положение. К этому типу машин относятся краны, погрузчики, перегрузочные мосты.
Машины непрерывного действия перемещают груз непрерывно. К ним относятся конвейеры, пневматические и гидравлические установки.
Различают техническую продолжительность цикла, которая зависит от технических характеристик машины, скорости отдельных операций, входящих в цикл, и практическую продолжительность цикла, учитывающую фактическую длительность цикла.
Фактическая продолжительность цикла зависит от условий работы машины, например, от затраты времени на формирование, застропку и освобождение груза.
При обработке судов у береговых причалов наибольшее распространение получили катучие полноповоротные портальные краны с шарнирно- сегментной стрелой. Опорной конструкцией крана служит металлическая ферма — портал, передвигающаяся вдоль причала по специальным подкрановым путям. Портал перекрывает один или два железнодорожных пути. Для выгрузки сыпучих грузов (уголь, руда), прибывающих в порт в вагонах, часто применяют специальные машины – вагон опрокидыватели, обладающие очень высокой производительностью. При перегрузке зерна, которое в больших количествах перевозится россыпью (без тары), используются пневматические перегружатели. Для перекачки нефтяных грузов, которые перевозятся речным транспортом в значительном объеме, применяются береговые и плавучие нефтеперекачивающие станции.

125
2 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
2.1 Основные задачи и организация эксплуатации
2.1.1 Приемка сооружений в эксплуатацию и подготовка персонала
Новые и реконструируемые гидротехнические сооружения вводятся в эксплуатацию только после приемки их государственными приемочными комиссиями в соответствии с указаниями «Строительных норм и правил».
Государственная приемочная комиссия назначается органом, утвердившим проектно-сметную документацию на строительство.
Предварительную приемку сооружений осуществляет рабочая комиссия, назначаемая заказчиком.
Все работы на принимаемых объектах должны быть выполнены в соответствии с утвержденным проектом и с соблюдением всех требований, установленных СНиП, а также техническими условиями и другими нормативными документами.
При приемке сооружения комиссия должна обращать особое внимание на:
1) соответствие построенного (или реконструированного) сооружения проекту и согласованиям к нему;
2) состояние подводных частей сооружения (осматривая их до затопления);
3) осадки элементов сооружения, просадки грунтовых засыпок, состояние и работу противофильтрационных устройств;
4) своевременное устранение дефектов проекта, строительства и монтажа, выявленных во время приемки) наличие оборудования, инвентаря, запасных частей и защитных средств по технике безопасности;
5) наличие документации.
Комиссии предъявляется следующая документация: комплект рабочих чертежей с указанием о соответствии выполненных в натуре работ или с внесенными изменениями; утвержденная проектно-сметная документация; документы об отводе земельных участков; утвержденный генеральный план строительства объекта; паспорта на оборудование и механизмы; справка об обеспеченности принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и др.
Оборудование, установленное на сооружении, должно пройти индивидуальное испытание вхолостую и под нагрузкой (напором), а затем комплексное опробование.
Заключительным этапом приемки является опробование в работе сооружения и его оборудования (затворов, механизмов, систем управления) во всех режимах, предусмотренных проектом.


126
На вводимом в эксплуатацию сооружении должны быть выполнены связь и сигнализация, рабочее и аварийное освещение, мероприятия по промышленной санитарии, охране труда и пожарной безопасности, а также оборудованные бытовые помещения для работающих.
Территория должна быть благоустроена, т. е. озеленена, и иметь законченную планировку, обеспечивающую сбор и отвод поверхностных вод, исправные дороги и пожарные проезды, имеющие выезд на дороги общего пользования.
Приемка сооружения в эксплуатацию оформляется актом, утверждаемым органом, назначившим приемочную комиссию.
Утверждение акта является основанием для передачи сооружения от строительной организации в ведение эксплуатационной организации.
Персонал, работающий на судоходных гидротехнических сооружениях, должен ясно представлять себе особенности внутреннего водного транспорта и его значение для народного хозяйства страны.
Основными обязанностями работников судоходных гидротехнических сооружений являются:
1) эксплуатация гидротехнических сооружений, их механического и электротехнического оборудования на таком уровне, чтобы обеспечивался бесперебойный и безопасный пропуск судов и плотов согласно установленным нормам времени;
2) поддержание установленных судоходных габаритов в каналах, шлюзах и подходах к ним;
3) содержание сооружений и оборудования в исправном состоянии, систематически проводя осмотры сооружений, наблюдения за их работой и состоянием, а также своевременное выполнение их ремонта;
4) повышение технико-экономических показателей эксплуатации сооружений внедрением новой техники, уменьшением затрат ручного труда, экономией материалов, электроэнергии и водных ресурсов.
Круг обязанностей каждой из категорий работников определяется должностными инструкциями.
Лица, принимаемые на работу по эксплуатации гидротехнических сооружений, обязаны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их здоровья и физического состояния требованиям, предъявляемым к той или иной должности. Каждый работник перед тем, как приступить к самостоятельной работе, должен пройти производственное обучение на рабочем месте и проверку знаний.
Правил технической эксплуатации, Правил техники безопасности, оперативных, должностных и технических инструкций. При подготовке персонала используются различные формы обучения: индивидуальное, курсовое и др.
После производственного обучения и проверки знаний лица, принимаемые на оперативную работу (диспетчеры и начальники вахт