Файл: Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта филиал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

127 шлюзов, дежурные инженеры насосных и гидроэлектрических станций), стажируются на рабочем месте под руководством опытного работника.
В дальнейшем, эксплуатационный персонал гидротехнических
Сооружений должен периодически обучаться, чтобы повышать свою квалификацию и овладевать передовыми методами работы. Кроме того, с оперативным персоналом проводятся противоаварийные тренировки на рабочих местах с целью обучения способам и приёмам предупреждения аварийных ситуаций, а также быстрой их ликвидации. Весь персонал обязан периодически (в сроки, предусмотренные соответствующими правилами) проходить проверку знаний Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности.
2.1.2 Техника безопасности
Созданию безопасных условий труда в нашей стране придается исключительно важное значение.
Работники гидротехнических сооружений обязаны знать и выполнять требования правил техники безопасности и промышленной санитарии в объеме, относящемся к кругу их работы.
Работа на гидротехнических сооружениях связана с опасностью падения людей в воду, поэтому каждый работник должен уметь плавать, пользоваться лодкой, знать Правила спасения утопающих, а также уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
Производство работ на воде и под водой (по промеру глубин, водолазных) в опасных зонах, примыкающих к гидротехническим сооружениям, осуществляется по специальному письменному разрешению
— наряду, выдаваемому начальником сооружения. В этом наряде указываются необходимые меры по обеспечению безопасного выполнения работ. Маневрирование воротами и затворами шлюзов, плотин, а также работа гидротурбин и насосных агрегатов в период водолазных работ в опасных зонах сооружений запрещается.
При эксплуатации электротехнического оборудования должны выполняться меры безопасности, предусмотренные Правилами техники безопасности электроустановок потребителей.
Грузоподъемные механизмы, пассажирские и грузовые лифты, а также сосуды, работающие под давлением, эксплуатируются в соответствии с требованиями Госгортехнадзора (на речном транспорте— Речного
Регистра РФ).
Руководители районов гидросооружений и технических участков пути обязаны осуществлять организационные и технические мероприятия, направленные на создание безопасных условии труда.
К организационным мероприятиям относятся: правильный подбор кадров, обучение и инструктаж персонала, контроль за выполнением


128 правил и инструкций по технике безопасности; к техническим: внедрение механизации и автоматизации производственных процессов, применение защитных средств, ограждений, страхующих устройств и приспособлений, облегчающих труд и делающих его безопасным.
Каждый несчастный случай, происшедший на производстве, расследуется администрацией совместно с профсоюзной организацией и оформляется актом.
Ответственность за несчастные случаи несут лица из числа административно-технического персонала, не обеспечившие соблюдения правил техники безопасности и промышленной санитарии.
2.1.3 Задачи оперативной и технической эксплуатации
Оперативная эксплуатация. Под оперативной эксплуатацией в общем случае принято понимать работу, для выполнения которой служит сооружение, машина и т. п.
Применительно к гидротехническим сооружениям к оперативной эксплуатации относится комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выполнением таких задач, как регулирование расходов и уровней воды в бьефах, пропуск судов через шлюзы или судоподъемники, перекачка воды насосными станциями, выработка электроэнергии гидроэлектростанциями и др.
Рассмотрим состав работ, которые позволяют тому или иному сооружению выполнить свою основную функцию.
Регулирование расходов и уровней воды в бьефах гидроузлов достигается пропуском требуемого количества воды через турбины гидроэлектростанции, плотину и другие сооружения.
Использование водных ресурсов крупных водохранилищ комплексных гидроузлов (режимы наполнения водохранилищ, их сработки, пропуск половодья) регламентируется особыми правилами.
Номенклатура и количество аварийного запаса материалов и инструмента определяется приказом, а оборудования и деталей — нормативом, соответственно издаваемым и утверждаемым Министерством речного флота РФ.
При определении количества и номенклатуры запаса учитывается народнохозяйственная значимость и конструкция сооружений, наличие однотипных сооружений с одинаковым оборудованием, а также место расположения сооружений (расстояние до ближайшей базы материально- технического снабжения или железнодорожной станции, расстояние между отдельными сооружениями на водном пути, наличие хороших подъездных путей и т. п.).
Для группы сооружений аварийный запас материалов и инструмента должен иметься как на базисном складе района гидросооружений


129
(технического участка пути), в состав которого входят эти сооружения, так и на складах каждого сооружения.
Базисный склад и склады на сооружениях могут быть первой и второй группы (номенклатура и количество материалов и инструмента на складах первой группы больше, чем на складах второй группы). Так, в районе гидросооружений, имеющем четыре-пять крупных гидроузлов, предусматривается базисный склад первой группы. В этом случае гидроузлы, находящиеся на расстоянии примерно до 25 км от базисного склада, имеют склады второй группы, а находящиеся дальше — склады первой группы.
Аварийный запас оборудования и деталей может быть общим для группы сооружений, имеющих однотипное оборудование.
Аварийный запас материалов, оборудования, деталей и инструмента должен храниться в условиях, исключающих их порчу, и в порядке, при котором они могут быть использованы с минимальной потерей времени на их получение, перевозку и т. д. Такие материалы, как камень, гравий, песок, следует хранить непосредственно на сооружениях, на специально отведенных площадках.
Если материалы с течением времени могут терять свои качества (лес круглый, пиломатериалы, цемент, резина и др.), то их через определенное время употребляют на производство плановых работ, а аварийный запас пополняют новой партией материалов.
Аварийный запас материалов, оборудования, деталей и инструмента можно использовать только для аварийных работ или для работ, выполнение которых необходимо, чтобы предупредить возникновение аварии.
Следует иметь в виду, что рассматриваемый аварийный запас является неснижаемым, т. е. после полного или частичного его использования он должен быть пополнен в кратчайший срок.
2.1.4 Оперативная и техническая документации
Наличию и ведению документации на гидротехнических сооружениях должно уделяться особое внимание. Сооружения могут эффективно использоваться лишь при наличии основных документов (проектов, правил, положений, инструкций), регламентирующих порядок, режимы, технологию проведения операций и действия персонала при выполнении сооружениями основной функции (оперативная документация), а также содержащих сведения об устройстве сооружений и устанавливающих положения I и требования по обеспечению их работоспособности в течение расчетного срока службы (техническая документация).

130
Среди оперативно-технической документации важное значение имеют первичные документы, т. е. журналы, графики, акты, отчеты, которые составляет и ведет персонал сооружений.
Следует помнить, что некоторые проектные предположения иногда не совпадают с действительными эксплуатационными режимами и параметрами сооружений. Получение фактических данных в результате эксплуатации позволяет накопить весьма ценные материалы, необходимые как для совершенствования действующих сооружений, так и для избежание ошибок при проектировании новых.
Оперативная документация содержит в своем составе:
1) пправила плавания по внутренним судоходным путям и местные правила плавания в данном бассейне;
2) правила пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы;
3) основные положения по использованию водных ресурсов водохранилищ;
4) оперативную инструкцию диспетчеру шлюза;
5) инструкцию по диспетчерскому управлению водным режимом (для каналов, имеющих насосные станции и гидроэлектростанции) ;
6) инструкции по оперативной работе дежурному персоналу насосной станции и гидроэлектростанции;
7) вахтенный журнал по судопропуску;
8) оперативные журналы насосной станции и гидроэлектростанции;
9) журналы обходов и осмотров насосной станции и гидроэлектростанции (ведется дежурным персоналом);
10) оперативный журнал электрической подстанции;
11) журналы заявок на вывод из работы насосной станции и гидроэлектростанции для осмотра и ремонта оборудования;
12) наряды по технике безопасности на производство работ в электроустановках, а также на воде, под водой и над водой в опасных зонах, примыкающих к сооружениям, и на производство других работ, представляющих опасность для людей.
Техническая документация должна иметься на каждое самостоятельное гидротехническое сооружение или гидроузел.
В ее состав должны входить:
1) утвержденный технический проект с последующими дополнениями и изменениями к нему;
2) генеральный план с нанесенными на нем сооружениями, дорогами, линиями электропередач и др.
3) акты и планы отвода земель с нанесенными границами отчуждения;
4) акт приемки сооружения в эксплуатацию;
5) технический паспорт сооружения.


131
Указанная выше техническая документация, кроме паспорта, обычно хранится в техническом архиве управления канала (бассейнового управления пути) или района гидросооружений (технического участка пути).
Паспорта сооружений составляют в нескольких экземплярах и хранят в производственном отделе управления, районах гидросооружений
(технических участках пути) и на самих сооружениях.
Паспорт сооружения является основным документом, в котором содержатся необходимые сведения об устройстве сооружения и его эксплуатации. В него заносят показатели эксплуатационной работы (число шлюзований и пропущенных судов за навигацию, объем перекаченной воды и т. п.), данные по реконструкции и ремонту сооружения, происшедшие аварийные случаи, недостатки в работе сооружений, конструкций и элементов.
Паспорта составляют также на электротехническое и механическое оборудование, но они имеют содержание, отличающееся от паспорта на сооружение.
На каждом сооружении должны быть исполнительные рабочие чертежи, правила технической эксплуатации, технические инструкции, первичная документация по осмотрам, наблюдениям и исследованиям, ремонту.
Существует также документация, отражающая организационные вопросы по эксплуатации или регламентирующая одновременно ведение как оперативной, так и технической работы (должностные инструкции, указания по организации работы с персоналом, Правила техники безопасности и др.).

132
2.2 Ремонт гидротехнических сооружений
2.2.1 Система планово-предупредительного ремонта
Дефекты любого сооружения и оборудования можно свести к двум группам: дефекты физические и дефекты, связанные с техническим несовершенством и отставанием их конструкции от современных образцов, в результате чего они имеют более низкие показатели эксплуатации.
Физические дефекты вызываются изнашиванием и повреждениями сооружения и оборудования.
Причин изнашивания может быть несколько, часть из них указывалась выше.
Результатом процесса изнашивания является физический износ, проявляющийся в утрате элементами сооружения или оборудования своих, первоначальных размеров и форм, а также механических, физических или химических свойств. Физический износ бывает нормальным и ускоренным.
Нормальные износы количественно могут быть различными, но качественно они вполне определенны. Величина этих износов может быть изучена, а потому их можно в большинстве случаев предвидеть.
Следовательно, можно планировать необходимые меры по предупреждению или уменьшению износов.
Повреждения возникают, в основном, случайно, вследствие кон- структивных просчетов при проектировании, несоблюдения технологии при строительстве или изготовлении, а также действия эксплуатационных факторов (отклонение от нормальных режимов работы, действие на сооружения льда, навал судна и т. п.) или стихийных явлений.
Повреждения по своей природе планированию не поддаются.
В зависимости от причин, которые вызывают необходимость производства ремонта, он может быть подразделен на несколько видов.
Плановый ремонт — направлен на устранение физических дефектов, вызванных появлением нормальных износов в процессе эксплуатации сооружений и их оборудования.
Аварийный ремонт — направлен на устранение физических дефектов, вызванных повреждениями (поломкой) отдельных элементов сооружений и оборудования в результате неправильной эксплуатации или действия факторов, указанных выше. Этот вид ремонта не планируется и выполняется за счет средств основной эксплуатационной деятельности или други
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

х источников финансирования.
Модернизация — вид ремонта, направленный на совершенствование сооружений и оборудования, повышение их технико-эксплуатационных характеристик
(применением современных, более долговечных

133 материалов, внедрением новой техники и т. п.). Модернизация выполняется эпизодически за счет средств, предусматриваемых для проведения планового ремонта; с последним он совмещается и по срокам проведения.
Таким образом, плановый ремонт по своим задачам и объемам работ является основным видом ремонта. Он может производиться по нескольким системам.
Система планово-предупредительного ремонта представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, заключающихся в выполнении технического обслуживания и ремонта в определенной последовательности, через установленные планом промежутки времени, с учетом технического состояния, конструктивных особенностей и условий эксплуатации сооружений и оборудования.
Помимо собственно ремонта, системой планово-предупредительного ремонта предусматривается выполнение технического обслуживания, т. е. работ, связанных как с содержанием сооружений и их оборудования, так и с проведением их профилактических осмотров.
Необходимым условием проведения планово-предупредительного ремонта является знание научно обоснованных сроков службы отдельных элементов сооружений и оборудования, а также их межремонтных периодов. Указанные сроки определяют на основании научных исследований, а также в процессе эксплуатации путем статистической обработки результатов осмотров, наблюдений и ремонтов, с выявлением зависимости износов от времени или объема работы. Без знания этого нельзя обоснованно установить, что и когда необходимо ремонтировать или заменять.
Применение системы планово-предупредительного ремонта одновременно позволяет выявить, какие сроки службы и межремонтные периоды отдельных частей сооружения и его оборудования желательно иметь как с точки зрения рациональной организации ремонта, так и экономической целесообразности.
Исходя из указанного, при проектировании сооружения и его оборудования следует закладывать принцип «равно- и кратно изнашиваемости». Поясним это на примере.
Пусть сооружение, срок службы которого составляет 40 лет, состоит из пяти основных элементов. Срок службы каждого элемента будет, естественно, различным. Чтобы не ремонтировать часто сооружение, при его проектировании можно этих совершенных водных путях построены судоходные сооружения, плотины, дамбы, водоспуски, насосные станции для питания судоходных каналов и орошения сельскохозяйственных земель, различные водозаборные сооружения и др.
Для улучшения судоходных условий на существующих естественных водных путях часто бывает необходимо увеличить глубину и ширину судового хода.