Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание  1 

1. Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфо-функциональные блоки мозга.




2. Пользуясь научной литературой заполните таблицу: 

  1.  

Принципы эволюции и строения мозга по О. С. Адрианову

 дополняя и развивая науку о мозге, сформулировал два принципа:




  • - принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что дает возможности для различных типов переработки афферентных сигналов;


  • - принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и становится возможным управление одного уровня иерархии другим.



  1.  

Принципы эволюции и строения мозга по Е. Д. Хомской

  опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает два основных принципа теории локализации ВПФ 




  • - принцип системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);


  • - принцип динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни).Выделенные главные принципы структурно-функциональной организации мозга сформулированы на основе анализа нейроанатомических данных. 




 

  1. Пользуясь материалами лекции опишите структурно-функциональную модель интегративной работы мозга (А. Р. Лурия)

  2. Весь мозг может быть подразделен на три структ-функц блока:

  3. I. энергетическийблок, или блок регуляции уровня активности мозга;

  4. II. блок приема, переработки и хранения экстероцептивной(т.е. исходящей извнеинформации;

  5. III. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психич деят.


  6.  аждая ВПФ осущ-ся при участии всех 3 блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализ-ю. Они характ-ся опред-ми особ-ми строения, физиол-ми принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, кот-ю они играют в осущ-нии психич ф-ций.

  7. Iблок - включает ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лоб и височных долей мозга: мозолистое тело, средний мозг, теменно-затылочная борозда, мозжечок, ретикулярная формация ствола, крючок, гипоталамус, таламус;

  8. II блок - включ основные анализаторные сист (зрит, кожно-кинестет, слух), корковые зоны которых расположены в задних отделах БП: премоторная область, прецентральная извилина, центральная извилина, моторная область, префронтальная область; 




4. Пользуясь научной литературой заполните таблицу: 

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ

Доминантность

 

 

Принцип функционирования

 

 

Способ деятельности

 

 

Взаимодействие (Голдберг)

 

 

Речь

 

 

Функция

 

 

Невербальная деятельность

 

 

Гендерные приоритеты

 

 

Реакции

 

 

Анатомическое взаимовлияние

 

 

Варианты мышления Боген

 

 

Доминирующая рука

 

 

 

Амбидекстрия

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 80 с.

  2. Будыка Е. В. Лекции по основам нейропсихологии. Учебное пособие / Е. В. Будыка. – Москва: МГМСУ, 2014

  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384, (16) с. – (Высшая школа).

  4. Голдберг Э. «Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация»

  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


  1. 6.      Микадзе Ю. В.  Нейропсихология детского возраста:          Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

  1. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  2. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.

Задание 2

1. Пользуясь научной литературой необходимо заполнить таблицу «Краткий экскурс в историю возникновения неиропсихологии» 



Учение Гиппократа о головном мозге

  Гиппократ указывал на то, что мозг является органом разума, а сердце - органом чувств. Возможно, он опирался на идеи Алкмеона Кротонского …

Мозг человека Гиппократ считал железой, предназначенной - в том числе - для удаления из организма образующегося в нём избытка жидкости, которая выделяется через нос, глаза, уши, гортань, а также через спинной мозг и поясницу.

«При простудных заболеваниях отток жидкости усиливается, возникает насморк.



Учение Галена о мозге человека

 Человеческий мозг, как утверждал Гален, есть обитель мысли и убежище души. Это свое мнение он доказывал опытом, в ходе которого животное умирало тотчас после того, как перевязали его спинной мозг между первым и вторым позвонком. Отсюда был сделан вывод, что именно это место является "полосой жизни" или "узлом жизни", как назвали его позднее, описывая нервную систему человека.



Френология Франца Галля

 Учение о локализации психических способностей в головном мозге человека. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Йозеф Галль (1758-1828). Френология (от греческого «phrenos» — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Галль выделил 37 способностей души. Так, аффективные способности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллектуальные (16) — в участках переднего.

Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека [...]. Концепция френологии приобрела популярность в начале XIX века в ней поддерживалась античная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направлении.

Идеи Франца Галля основывались на клинических наблюдениях и умозрительных заключениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном мозге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.



Исследование поля Брока

 Французский анатом Поля Брока в 1861 году описал больного, который не мог говорить, но понимал обращенную к нему речь.

Постмортальное исследование мозга больного показало, что у него была разрушена часть лобной части коры в левом полушарии мозга, которая была названа в дальнейшем зоной Брока.

Брока предположил, что этот участок мозга отвечает за двигательную речь (экспрессивную речь).



Исследования невролога Вернике

 В 1870г. Немецкий психиатр Карл Вернике сделал открытие повреждение задней части височной доли левого полушария вызывает затруднение в понимании речи. С тех пор его именем называется эта зона мозга. (Зона Вернике) Более того, К. Вернике тем самым зафиксировал новый вид афазии- сенсорную афазию, которая проявляется в том , что пациент, с такого рода поражениями височной доли левого полушария, может говорить, но не понимать обращенную к нему речь.

Это был случай, противоположный случаю, описаному Полем Брока: когда пациент не мог говорить, но понимал обращенную к нему речь, так называемая моторная афазия.



Локализационная карта Клейма

 



Вклад Выготского Л. С. и Лурия А. Р. в развитие нейропсихологии

 Выготский создал принципиально новый подход к диагностике развития вообще и нейропсихологической диагностике, в частности.

Выготский предложил новый путь реабилитации и коррекции нарушений ВПФ в детском и взрослом возрасте.

Лурия создал новое психологическое направление — нейропсихологию, ныне выделившееся в самостоятельную научную отрасль и получившее мировое признание.



Вклад Зейгарник Б. В. в развитие отечественной нейропсихологии

 Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Благодаря этим работам: были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга; описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других.



Вклад  Гершуни Г. В. в развитие отечественной нейропсихологии

 Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в лабораториях. К ним относятся исследования Г.В.Гершуни, посвященные слуховой системе и позволившие по-новому подойти к симптоматике поражения височных отделов КБП у человека.



Вклад  Узнадзе Д. Н. в развитие отечественной нейропсихологии

 С позиций нейропсихологии представляют интерес работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (н-р, Д.Н.Узнадзе)



Вклад  Ананьева Б. Г. в развитие отечественной нейропсихологии

 Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. Прежде всего, это работы Б.Г.Ананьева, посвященные проблеме взаимодействия полушарий ГМ. В них получен обширный фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия полушарий ГМ в таких видах психической деятельности, как осязание, пространственная ориентировка и др



Вклад  Бернштейна  Н. А. в развитие отечественной нейропсихологии

 Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга. Положения Н.А.Бернштейна о физиологии активности явились одним из логических «блоков» в построении нейропсихологической модели целесообразного поведения человека



Вклад  Анохина П. К. в развитие отечественной нейропсихологии

 Концепция П.К.Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динамической локализации ВПФ человека.



Вклад  Соколова Е. Н. в развитие отечественной нейропсихологии

 Работы Е.Н.Соколова, посвященные изучению ориентировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологией для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов.



Вклад  Трауготт Н. Н. в развитие отечественной нейропсихологии

 

Вклад в развитие отечественной нейрофизиологии. Натальей Николаевной Трауготт были проведены масштабные исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности людей с нарушениями речи, а также изучения физиологии высшей нервной деятельности людей с психопатологическими синдромами (ступор, депрессия и пр.). Изучение сенсорной афазии: Она впервые изучает работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии.





   2. Напишите доклад на тему «Функциональная асимметрия и взаимодействие левого и правого полушарий. Проблемы левшества». Ваш доклад должен состоять из:

1.      Введения (0,5-1 стр.);

2.      Основной часть (3-5 стр.);

3.      Выводов (0,5-1 стр.);

Списка использованных источников


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 80 с.

  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384, (16) с. – (Высшая школа).

  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  1. 4.      Микадзе Ю. В.  Нейропсихология детского возраста:          Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. –       288 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

  1. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Питер, 2003.

Под психофизиологической асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее физиологических процессов, связанных с активностью левого или правого полушария. О необходимости разграничения мозговой и психической асимметрии неоднократно писали Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина.

Правая и левая половины мозга связаны через мозолистое тело, переднюю и заднюю комиссуры, комиссуру уздечки, четверохолмия и гиппокампа. Комиссуры – пучки волокон, идущие из одного полушария в другое и связывающие между собой симметричные участки мозга. Наиболее мощный из них называется мозолистым телом. Оно созревает постепенно к 5-10 годам, что сопровождается гибелью нейронов, которые не смогли образовать связи с нейронами, имеющими аналогичную функцию на противоположной стороне мозга. Именно особенностью формирования и активности этого органа можно объяснить возникновение мануальной асимметрии индивида.

Производя обмен информацией между полушариями, комиссуры синхронизируют их работу, а также создают условия, при которых отсутствует конкуренция или повторение одних и тех же действий каждым из них. Мозолистое тело обеспечивает представление всех сенсорных входов в каждом полушарии. Внутри комиссур отмечается высокая специализация функций, определяемая особенностями тех областей, которые соединяются волокнами.

В настоящее время описаны такие виды взаимодействия полушарий, как сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), компарация (сравнение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, возбуждение и торможение. В норме, возможно, передача зрительной информации из правого полушария в левое полушарие происходит хуже, чем в обратном направлении.