Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И философы, и естествоиспытатели давно пришли к выводу, что ничто в этом мире не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Связи эти могут быть сильнее или слабее, более или менее разнообразными, но они всегда существуют и определяют динамичность этого мира: и физического мира, и мира человеческих отношений. В естественных условиях эти связи достаточно богаты и нередко способны взаимно отрицать друг друга, создавая предпосылки для амбивалентных отношений (притяжение и отталкивание, любовь и ненависть и т.п.). Характер и особенности связей нередко имеют определяющее значение для понимания смысла того или иного предмета или явления. Различие определяется не свойствами самого яблока, а особенностями его взаимосвязей, реальных или потенциальных, включая воображаемые, с другими предметами и явлениями. Для человека, существующего в контексте определенной культуры, роль таких ассоциативных связей особенно велика, и они могут сосуществовать одновременно, многократно пересекаясь и делая картину мира чрезвычайно богатой и полиморфной. Вот почему в данной концепции основное внимание уделяется именно взаимодействиям, связям между предметами и явлениями.

Согласно этой концепции, левое полушарие из всего обилия реальных и потенциальных связей выбирает немногие внутренне непротиворечивые, не исключающие друг друга, и на основе этих немногих связей создает однозначно понимаемый контекст. Прекрасным примером такого контекста является текст хорошо написанного учебника по естественным наукам. В основе этого контекста лежит установление однозначных причинно-следственных отношений между предметами и явлениями. Благодаря однозначному контексту достигается полное взаимопонимание между людьми в процессе их деятельности, и потому формирование этого контекста так тесно связано с речью. Однозначность обеспечивает также логический анализ предметов и явлений, последовательность перехода от одного уровня рассмотрения к другому. При этом все остальные связи, способные усложнить и запутать картину, сделать ее менее определенной и, упаси боже, внутренне противоречивой все эти связи безжалостно усекаются. Такая аккуратно подстриженная под машинку логического мышления картина мира является уже не картиной в полном смысле этого слова, а моделью, однако моделью удобной в обращении. Все школьное образование в условиях западной цивилизации направлено на скорейшее формирование у человека однозначного контекста, на развитие левополушарного мышления.


Правое полушарие занято прямо противоположной задачей. Оно «схватывает» реальность во всем богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст. Прекрасным примером такого контекста являются сновидения здоровых людей.

Функциональная асимметрия полушарий выступает в виде гибкого и динамичного механизма, благодаря которому возможна передача информации из одного полушария в другое. В связи с этим изучение физиологической значимости механизмов межполушарного («горизонтального») взаимодействия в процессе анализа предъявляемых сигналов становиться все более актуальным для понимания принципов обработки информации на уровне мозга в целом. В последнее время при исследовании межполушарной асимметрии головного мозга человека значение придается интерференционным механизмам, участвующим в процессах межполушарного взаимодействия при восприятии, анализе, запоминании поступающей информации.


Задание 3

 1. Пользуясь материалами лекции и литературой соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).

  1.  

Предметная агнозия



Одна из самых распространенных форм нарушений зрительного гнозиса, которая в той или иной степени встречается у большинства больных с поражением затылочно-теменных отделов мозга. В грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при двухстороннем поражении затылочнотеменных отделов мозга, то есть при двухстороннем поражении 18 и 19 полей Бродмана.

  1.  

Лицевая агнозия



Выражается в том, что у пациента нарушается способность узнавать лица людей (вплоть до неспособности узнать себя в зеркале) при возможности описания их отдельных черт. Особенно за-труднено узнавание лиц по фотографиям. Пациент не в состоянии отли-чить женское лицо от мужского, оценить возраст человека по его лицу.

  1.  

Симультанная агнозия



Является одной из форм нарушения зрительного гнозиса, которая возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Симультанная агнозия проявляется в том, что больной не может воспринять одновременно несколько зрительных объектов или ситуаций в комплексе. Обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента.

  1.  

Топографическая апраксия



Нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

  1.  

Ассоциативная предметная агнозия



Невозможность семантически категоризировать предмет (объяснить, зачем он нужен, что с ним делают, как он называется), форма которого при этом воспринимается правильно (может точно перерисовать). Категориально-специфическая агнозия — нарушение узнавания предметов, входящих в определенную семантическую категорию (например, строительный инструмент, посуда и пр.); наиболее локальный (узкий) вариант поражения коры височной доли.

  1.  

Агнозия глубины



Нарушение способности правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину, то есть в сагиттальном (вперед) по отношению к больному направлению, определять параметры дальше - ближе. Развивается вследствие поражения теменно-затылочной области, преимущественно её средних отделов.


 

2. Пользуясь материалами лекции и литературой соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).



Слуховая (акустическая) агнозия



Нарушение опознания объектов или явлений по характерным для них звукам и шумам, не связанное с ухудшением элементарного слуха, со снижением интеллекта, нарушением сознания или незнакомством с этими объектами.



Аритмия






Нарушение сердечной проводимости, при которой происходит изменение частоты, ритмичности и регулярности сокращений сердечной мышцы. Сердце может биться быстрее или, наоборот, медленнее, или просто неритмично.









Ассоциативная слуховая агнозия



Это форма агнозии, которая проявляется в первую очередь в неспособности распознавать или различать звуки.



Корковая глухота



Полное отсутствие функции, обеспечивающей восприятие человеком звуковых сигналов вследствие дефектов центров слуха в коре обоих полушарий головного мозга.

 

 3. Пользуясь материалами лекции и литературой соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).



Тактильная предметная агнозия



Это утрата тактильного гнозиса, неспособность идентифицировать предметы на ощупь. В зависимости от локализации дефекта может проявляться полной невозможностью установить какие-либо качества предмета или же узнаванием отдельных его свойств (формы, величины, веса, текстуры) при неспособности объединить их в целостный образ.



Тактильная алексия



Человек не может дифференцировать буквы, которые наносятся на тыльную поверхность ладони. Не различает буквы, цифры и другие символы.

Основные тактильные агнозии возникают при поражении теменных отделов правого полушария в сочетании с таламусом. Таламо-париетальный комплекс.

В порядке исключения дерматоалексия может возникать при поражении левых таламо-париетальных отделов.



Тактильная амнестическая афазия



Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов ... Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.



Аутотопогнозия



Один из видов соматоагнозии, который характеризуется затруднением узнавания собственных частей тела, а также сложностью восприятия их пространственного расположения.



Апперцептивная тактильная агнозия



выражается в трудности описания формы объектов в процессе их ощупывания с закрытыми глазами, при относительной сохранности описания их простых свойств.















Тактильная афазия



При тактильной афазии пациент может распознать текстуру и особенности формы объекта, описать его, продемонстрировать при помощи жестов способы его использования, однако не в состоянии его назвать.



Аутотопогнозия



Один из видов соматоагнозии, который характеризуется затруднением узнавания собственных частей тела, а также сложностью восприятия их пространственного расположения.



Соматический бред



Это ложное убеждение в том, что внутренние или внешние функции организма человека ненормальны. Это убеждение может также распространяться на восприятие своей физической внешности как очень неправильной. Также известное как моносимптомный ипохондрический психоз, это состояние является очень редкая форма бреда Трудно убедить людей, страдающих соматическим бредом, что их убеждения или симптомы совсем не верны.


4. В нейропсихологии изучены 2 основных синдрома, вызывающих тактильные агнозии, – нижнетеменной и верхнетеменной. Пользуясь данными литературы охарактеризуйте их.

1.      Нижнетеменной синдром.

2.      Верхнетеменной синдром.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 (16) с. – (Высшая школа).

  2. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: МГУ, 1988.

  3. Огнев С. А. Нейропсихология (модуль 3): психические функции в свете локальных поражений головного мозга. – МОСКВА, 2004.

  4. Тонконогий И., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб: Питер, 2005. – 496 с: ил.

Тактильными агнозиями в нейропсихологии обозначаются нарушения узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, т. е. при сохранности сенсорной основы тактильного восприятия.

В клинической литературе описано два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной и верхнетеменной синдромы.

Нижнетеменной синдром

Астереогноз - предметной тактильной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Астереогноз может проявляться как при относительной сохранности разных видов чувствительности, так и на фоне изменений чувствительности.

Больной правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, например, ключ, карандаш, больной говорит, что у него в руке что-то длинное или острое, т.е. правильно оценивает отдельные признаки предмета. Однако он не может опознать предмет в целом. В некоторых случаях неверно опознаются и признаки объекта.

В одних случаях больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое, в других – нарушено опознание и этих признаков.

Встречаются трудности опознания самого материала, из которого сделан предмет, т. е. трудности опознания таких качеств объекта, как шероховатость, гладкость, мягкость, твердость – качеств, которые характеризуют поверхность предмета. Этот тип нарушения тактильного гнозиса получил название «тактильной агнозии текстуры объекта».