Файл: Основы организации менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 принятия решений, взаимодействия человека и машины (индустриальная социология). Прагматично ориентированные «практики» (руководители крупных фирм и компаний, государственных структур) считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики (так называемое «эмпирическое» направление, или
«менеджеризм»). Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям «эмпирической» школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А.
Чандлер, Г. Саймондс, У. Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А.
Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Друкер и др.
По мере развития математики и экономико–математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала
1950–
х гг. стала постепенно формироваться «новая школа» управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С.
Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я.
Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.
Внимание представителей «новой школы» было сфокусировано на:
– сетевом планировании;
– планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);
– оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);
– управлении и оптимизации запасов ресурсов;
– использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»);
– прогнозировании;
– использовании «теории массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации;
– системном анализе (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);
– эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты—выпуск»);
– исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования;
– статистических методах анализа и оценки различных ситуаций
(однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.).
Наибольшую значимость приобрел системный подход к управлению.
Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов.


11
Таким образом, все учения об управлении можно разбить на две большие группы

, одномерные и синтетические.
Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.
Синтетические учения исследуют управление как многоплановое,
комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним
окружением организации.
К синтетическим учениям относятся, например:

«школа социальных систем»;
– системный подход;

управление по целям П. Друкера (МВО);

ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);

теория «7–S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос).
Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценности. Основная задача менеджмента – гармонизация этих семи составляющих;

теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках.
Руководствующийся теорией Х руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся теорией Y руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально–демократический стиль.
В процессе управления идет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Под субъектом управления следует понимать – подразделение системы управления, источник воздействия, менеджера (руководителя).
Объект управления это социально- экономическая система (организация в целом, подразделение, сотрудники и т.п.).
Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений. Менеджер – это наемный работник, организующий достижение результатов в интересах субъекта собственности силами других людей.

12
Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда. Горизонтальное разделение труда в управлении приводит к выделению менеджеров по специализациям, и тогда это будут менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, по управлению персоналом, по логистике, финансовые и пр.
Вертикальное разделение труда проводит к образованию уровней управление (иерархии) (рис.2,3), и тогда появляются менеджеры верхнего звена
(топ-менеджеры), среднего звена (мидл-менеджеры) и менеджеры низшего звена (лоу-менеджеры).
Рис. 2. Уровни управления
Менеджеры, выделенные по слоям иерархии, обладают общим свойством
– все они решают комплексные задачи, касающиеся работы всего предприятия.
Отличие же между ними в том, что уровень их полномочий и размер задач –
разный для каждой группы, повышающийся по мере движения вверх по слоям иерархии. Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены.
Такое управление называется оперативным. Руководители среднего звена отвечают за работу отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения в течение коротких плановых периодов – до одного года.
Задачей менеджеров этого уровня является разработка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стратегии развития фирмы, т.е. задачей менеджеров этого уровня является разработка конкретных действий они реализуют тактическое управление.
Менеджеры верхнего звена видят весь бизнес сверху и отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов и главной задачей топ–менеджеров является обеспечение успешного функционирования (деятельности) организации в долгосрочном аспекте. Ее успешное выполнение зависит во многом от состояния внешней среды.


13
Уровни Иерархия Ответственность
Высший уровень Общее собрание собственников Определение миссии, руководства – – Наблюдательный совет и его целей и стратегии разви–
– стратегический Президент, Генеральный директор тия. Оценка результатов, менеджмент органи– – председатель Правления выработка корректирующих заций Исполнительные директора – воздействий и инноваций члены Правления
Средний уровень Руководители самостоятельных Претворение в жизнь общих руководства – бизнес–единиц (отделов) и стратегий развития. Разработка

Тактический функциональных отделов процедур и тактики достижения менеджмент бизнес–едини– Генеральные менеджеры поставленных целей. Обеспечение цами органицации Менеджеры проектов функционирования важнейших
(команд, групп) бизнес–единиц и организации в целом.
Низший уровень руководства – Руководители подразделе– Реализация определенных управлен–
- операционный менеджмент ний в составе бизнес– ческих функций и бизнес–процессов бизнес –процессами – единиц и отделов. Выполнение установленных правил и
Мастера процедур. Обеспечение качества продукции
Линейные менеджеры и эффективности выполнения бизнес–процессов.
Офис–менеджеры
Выполнение бизнес–операций Неруководящие Выполнение определенных бизнес–операций, работники, испонители предусмотренных технологией производства бизнес–операций и управления. Ответственность за качество выполненной работы.
Рис. 3. Уровни и ответственность менеджмента в организационной иерархии
2 2
По материалам методических указаний к лекционным и семинарским занятиям: А. Н. Майоров, Н. Е. Беняев, А. Н. Харыбин «Основы менеджмента»
(Управление предприятием) (МГТУ им. Н.Э. Баумана. – Москва : МГТУ, 2007. – 109 стр.)

14
Поэтому наибольшее внимание высшего руководства организации направлено во внешнюю среду с целью своевременной адаптации деятельности вследствие выявления изменений потребительского спроса к производимым товарам и услугам и угроз успешной деятельности со стороны конкурентов и других организаций.
Без грамотного стратегического управления с учетом выше рассмотренных аспектов и состояния предприятия на момент разработки стратегии невозможна долгосрочная эффективная работа любой организации.
Груз ответственности менеджеров возрастает в соответствии с ростом их статуса в организации.
Также необходимо разделять менеджеров на эффективных и
неэффективных. Неэффективный менеджер начнет все делать сам, совмещая задачи разного масштаба в своей деятельности, и, с высокой вероятностью, сосредоточится на рутинных операциях, текучке, вместо того чтобы озадачиться наиболее важными стратегическими проблемами. Крайнее проявление неэффективной работы менеджера – это имитация бурной деятельности.
Характеристики эффективного менеджера:
1.
Эффективный менеджер может отличить важное дело от срочного.
2.
Эффективный менеджер выращивает команду хороших управленцев.
3.
Эффективный менеджер не приносит профессионализм в жертву лояльности – даже ценой должности.
4.
Эффективный менеджер берет на себя ответственность при данных ему полномочиях.
5.
Эффективный менеджер мыслит масштабами всей компании, а не отдельного участка.
1.
2. Управление как информационный и
функциональный процесс
Управление – это циклический процесс, такой же, как и любая работа.
Когда говорят, что организация функционирует, имеют в виду, что выполняются какие–то определенные действия, необходимые и достаточные для поддержания ее жизнедеятельности. Управление как процесс можно рассматривать с двух точек зрения: как информационный процесс и как функциональный процесс.
Управление как информационный процесс. Рассматривая управление как информационный процесс, надо отметить, что это не что иное, как обмен информацией между управляемой и управляющей системами.
Схема (рис. 4) дает представление о цикле управления и дает понятие управления как процесса. Циклом управления называют кругооборот информации между объектом управления и управляющей системой или между управляющей системой и внешней средой.
Ориентируясь на рис. 4, формулируются понятия: предмет труда, средства труда и результаты труда руководителя применительно к любому процессу