Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

н . н . КРОПИВНИЦКИЙ

ОБЩИЙ КУРС СЛЕСАРНОГО ДЕЛА

 

Издание 4-е,

 

переработанное и

дополненное

Одобрено ученым

Советом

 

Государственного

комитета Совета Министров СССР

по профессионально-техническому

образованию

в качестве

учебника для

профессионально-

 

технических

училищ

 

ЛЕНИНГРАД

«МАШИНОСТРОЕНИев11"" """ •" •1 1 '-™™чг^-**ш=^

ft i i't •* '.-Л t S !»'»•- i V

К 83 УДК 683.3(075.3)

К р о п и в н и ц к и й

Н. Н. Общий курс слесарного

дела. Учебник для

профессионально-технических учи­

лищ. Издание 4-е,

переработанное и дополненное. Л.,

«Машиностроение»,

1973,

392 с.

В книге описаны слесарные операции и способы вы­ полнение их па основе научной организации труда. Рас­ смотрены оборудование, инструменты, приспособления, различные материалы, применяемые при слесарной обра­ ботке, в том числе неметаллические. Приведены рацио­ нальные приемы выполнения слесарных операций, эле­ менты механизации и автоматизации слесарных работ, а также новые процессы обработки различных материа­ лов на современном машиностроительном заводе.

Книга предназначена в качестве учебника для уча­ щихся профессионально-технических училищ; она может быть полезна для мастеров и преподавателей курсов по­ вышения квалификации слесарей.

Табл. 24. Ил. 267. Список лит. 14 назв.

3127-120 К 038(01)-73 1 2 0 7 3

Рецензент С. Г. Моргунов актор канд. техн. наук Н. И. Думченко

Э К З Е М П Л Я Р

.

„.

ЧИТАЛЬНОГ О ЗАЛА

/

$VsTjp

Николай

Николаевич К р о п и в н и ц к и й

ОБЩИЙ КУРС СЛЕСАРНОГО ДЕЛА

Редактор издательства В. М. Завельская Переплет художника В. У. Фонарев Технический редактор Л. В. Щетинина

Корректор 3. П. Смоленцева

Сдано в производство 6/V 1972 г. Подписано к печати 25/IX 1973 г. М-36860. Формат бу­ маги бОхЭО'Дб. Бумага типографская № 3. Печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 26,0. Тираж 300 000 (1-й завод 1—150 000) экз. Заказ № 823. Цена 70 коп.

Ленинградское отделение издательства «МАШИНОСТРОЕНИЕ» *

191065, Ленинград, ул. Дзержинского, 10

Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградская типография № 1 «Печатный Двор» имени А. М. Горького Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Ми­ нистров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговле, Ленинград, Гатчинская ул., 26,

© Издательство «Машиностроение», 1973 г.


ВВ Е Д Е Н И Е

Вдирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану раз­

вития народного хозяйства СССР на 1971

—1975 гг. указывается,

что нужно не только всемерно ускорять

технический прогресс

на основе быстрого внедрения в производство новейших дости­

жений науки

и техники,

но и создавать условия для широкой

механизации

трудоемких

работ,

всестороннего

развития чело­

века в процессе труда, а

также

для воспитания

коммунистиче­

ского отношения к труду.

 

 

 

Внедрение механизированного оборудования требует от ра­ бочего широких технических знаний, чтобы обеспечить успешное обслуживание машин. Становясь физически все более легким, труд рабочего постепенно начинает приобретать все более твор­ ческий характер. Необходимость знать устройство машины, принцип ее действия, характер взаимодействия отдельных ее узлов, свойства обрабатываемых материалов и применяемого инструмента, уметь разбираться в чертежах и технической доку­ ментации, производить различного рода расчеты — все это повы­ шает удельный вес умственной работы при обслуживании меха­ низированного оборудования, а следовательно, предъявляет повышенные требования к уровню квалификации рабочих кадров.

Усложнение технологической базы производства требует от рабочего не только хороших трудовых навыков, но и определен­

ных теоретических знаний в области механики,

электротехники

и других дисциплин. Поэтому при подготовке

рабочих кадров

все больше внимания уделяется изучению теоретических во­ просов.

Еще более высокие требования к уровню квалификации ра­ бочих кадров предъявляет автоматизация производственных процессов.

Для работы на автоматизированном производстве слесарь должен обладать обширными знаниями, а именно: в области конструкции сложного оборудования, чтобы успешно осуще­ ствлять его ремонт, наладку, подналадку и регулировку; в обла­ сти электротехники, электроники, химии, чтобы осмыслить ха­

рактер

протекания процессов;

должен

знать

принципы

дей­

ствия

автоматических систем,

чтобы

успешно

управлять

ими

и т. д. Таким образом, труд рабочего в автоматизированном производстве приобретает все более творческий характер,

1*

3


а требования к его профессиональной и теоретической подго­

товке значительно

возрастают.

 

Автоматизация

производства

характеризуется концентра­

цией технологических операций

и трудовых функций, которая

приходит на смену дроблению производственного процесса на простые элементы, характерному для механизированного про­ изводства. Следовательно, для этого процесса характерно пре­ одоление узкой специализации рабочих, а также расширение их производственного профиля. Слесарь широкого профиля ста­ новится центральной фигурой современного автоматизирован­ ного производства. Поэтому непрерывно растет потребность в рабочих, владеющих профессиями широкого профиля, имею­ щих высокую квалификацию и глубокие знания. Это слесари по ремонту и наладке промышленного оборудования; слесари-ин­ струментальщики по штампам и приспособлениям, слесари-элек­ трики, наладчики автоматических линий и рабочие других спе­ циальностей, связанные с механизацией и автоматизацией про­ изводства.

Роль квалифицированного слесаря на современном машино­ строительном предприятии чрезвычайно велика: ни одна ма­ шина, механизм или прибор не могут быть собраны, смонтиро­ ваны и отрегулированы без участия слесарей.

Широкое применение находят слесарные работы и в других отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. Поэтому значительно повысились требо­ вания к слесарям различных специальностей в связи со слож­ ностью применяемого оборудования средств автоматического регулирования, а также в связи с использованием в этих целях электронных приборов и счетно-решающих машин. Слесарь дол­ жен быстро ориентироваться в неполадках машин, станков и приборов, с достаточной точностью и знанием дела устранять их «болезни».

Система профессионально-технического образования, ее учебные заведения и, в частности, профессионально-технические училища становятся основным источником обеспечения промыш­ ленности квалифицированными рабочими, обладающими спе­ циальным профессиональным образованием и широким техни­ ческим кругозором.

В профессиональной подготовке рабочих кадров значитель­ ное место занимает обучение слесарей-сборщиков промышлен­ ной продукции, слесарей по ремонту оборудования, монтажни­ ков, инструментальщиков, лекальщиков, сантехников и электри­ ков. В первый период обучения они овладевают умением и навыками, чтобы выполнять основные операции слесарной обра­ ботки, сначала простые, а затем и более сложные (например, сверление сквозных и глухих отверстий средних, малых и боль­ ших диаметров как по кондуктору, так и по разметке и т. д.). После изучения двух-трех операций учащиеся переходят к вы-

4


полнению простых комплексных учебно-производственных работ, где в различных сочетаниях применяют уже освоенные опера­ ции. Подобное чередование по изучению отдельных операций и выполнению простых комплексных работ продолжается до тех пор, пока учащийся не овладеет всеми операциями слесарной обработки.

Период чередования операционных и простых комплексных упражнений завершается сложными комплексными работами, в результате выполнения которых закрепляются и совершен­ ствуются усвоенные учащимися практические знания, умение и навыки для приобретения определенной квалификации. Так, на­ пример, учащиеся, подготовляемые по специальности слесарясборщика, сначала изучают отдельные виды простых сборочных работ (сборка отдельных узлов и комплектов), а затем более сложные работы, при выполнении которых они закрепляют и со­ вершенствуют ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, общая сборка и регулировка всего станка, агрегата

имеханизма).

Вряде случаев слесарям приходится работать совместно с электриками, наладчиками и другими специалистами. Слесарь

должен овладеть новой техникой и технологией

производства,

что требует соответствующей подготовки.

 

Такая система профессионально-технической

подготовки ква­

лифицированных рабочих отвечает современным требованиям научной организации учебно-производственного процесса. Она способствует формированию важных качеств советского рабо­ чего: творческого подхода к выполнению производственных за­ даний и самостоятельности в решении производственных задач в самых разнообразных случаях и условиях.

Повышение качества подготовки рабочих кадров, повышение уровня их производственной квалификации представляет собой действенное средство рационализации трудовых процессов, по­ вышения производительности общественного труда. Квалифици­ рованный рабочий быстрее овладевает прогрессивными методами труда, осваивает смежные профессии и новое оборудование, активно участвует в изобретательской и рационализаторской ра­ боте, меньше допускает поломок оборудования, простоев, брака продукции, обеспечивает высокое качество работы и экономию материальных затрат. Он лучше использует рабочее время, при­ чем это достигается не только путем сокращения прямых его потерь, но и путем увеличения оперативного времени в резуль­ тате уменьшения затрат на подготовительно-заключительную работу, по обслуживанию рабочего места и -т. д. Квалифициро­ ванный труд всегда более эффективен.

В настоящем учебнике даны единицы измерения в системе МКГСС, допускаемые к применению наряду с системой СИ, установленной Международной конференцией по мерам и весам

5


и одобренной в ряде государств под наименованием «Система Интернациональная».

Соотношения между встречающимися в данном учебнике' единицами измерения и соответствующими им единицами си­ стемы СИ следующие: 1 кгс = 9,80665 Н; 1 кгс/см2 = 98066,5 Па.

Подробнее с Международной системой единиц можно озна­ комиться в книге А. Г. Чертова «Международная система еди­ ниц измерения», Росвузиздат, М., 1963 или в брошюре М. Г. Богуславского и К. П. Широкова «Международная система единиц», изд-во Стандартов. М., 1968.

Глава I

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ

Государственное промышленное предприятие является основ­ ным звеном социалистической промышленности. Оно представ­ ляет собой органическую часть соответствующей отрасли про­ мышленности, а следовательно, и всего народного хозяйства

СССР.

Машины, агрегаты, механизмы, применяемые в народном хозяйстве, изготовляются на различных машиностроительных заводах и называются изделиями этих заводов. Изделия полу­ чаются в результате превращения материалов и полуфабрика­ тов в готовую продукцию. Металл поступает в литейные и кузнечные цехи завода, где из него отливаются, куются или штампуются заготовки деталей требуемой формы. Материалы, поступающие на машиностроительные заводы в виде литья, про­

ката или

поковок, передаются заготовительным

цехам

завода

и подвергаются предварительной

обработке (очистке,

обрубке,

разрезке

и т. п.). Подготовленные

и проверенные

заготовки пе­

редают в механические цехи для обработки на металлорежущих станках (токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных и др.). Окончательно изготовленные в слесарных или в механи­ ческих цехах детали контролируются отделом технического кон­

троля (ОТК)

и сдаются

в цеховые или заводские

склады гото­

вой продукции. Детали,

для

которых необходима

термическая

обработка, в

предварительно

обработанном виде

передаются

в термический цех, после чего снова поступают в механический цех для окончательной обработки.

Создание любой машины, механизма и даже деталей — ре­ зультат сложного технологического процесса. Он складывается из различных операций изготовления деталей машины, включая

слесарную обработку, а затем из

операций

по сборке деталей

в узлы и механизмы и узлов и механизмов в машины.

Поскольку ручная слесарная

обработка

менее

производи­

тельна, чем механическая (на станках), и требует

больших за­

трат физических усилий рабочего, поэтому повсеместно ста­ раются уменьшить объем ручных слесарных работ и многие

7