Файл: Тема Документальные информационные системы Что называется документальной информационной системой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Документальные информационные системы

  1. Что называется «документальной информационной системой»?

Документальная информационная система (ДИС) – единое хранилище документов с инструментарием поиска и выдачи, необходимых пользователю документов.

  1. Что называется «документом»?

Документ – это порция информации, обладающая законченным содержанием и какого-либо рода уникальным идентификатором.

  1. Какой тип документальных информационных систем наиболее распространен?

Наиболее распространенный тип документальных систем – информационно - поисковые системы (ДИПС), предназначенные для накопления и поиска по различным критериям документов на естественном языке.

4.       Что является основным элементом данных в документальных информационных системах?

5.       Что такое дескриптор?

Дескри́птор (от лат. descriptor «описывающий») — лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания документа или формулировки запроса при поиске документа (информации) в информационно-поисковой системе.

6.       Что входит в состав документальной ИПС?

Элементом данных в документальных ИС является документ (в фактографических информационных системах элементом является запись). Обычно под документом понимается текстовый файл. Основной задачей документальных информационных систем является хранение и предоставление пользователю документов, содержание которых соответствуют его информационным потребностям.

7.Какие критерии оценки документальных систем?

Основными критериями ИПС является:

  • Коэфициент полноты – характеризует долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных релевантных документов.

  • Коэфициент точности – характеризует долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных документов.

  • Коэффициент шума – характеризует долю выданных нерелевантных документов во всем массиве выданных документов.

  • Коэффициент осадка – доля выданных нерелевантных документов во всем массиве нерелевантных документов.

  • Коэффициент специфичности – характеризует не выданных документов не релевантных во всем массиве нерелевантных документов.


8.       Что такое информационно-поисковый язык (ИПЯ)?

Информационно-поисковый язык (ИПЯ) - формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов для последующего хра-нения и поиска

9.       Что входит в состав ИПЯ?

В состав ИПЯ входят множество лексических единиц (ЛE) и грамматические (парадигматические и синтагматические) отношения между ними. ЛE – обозначение отдельного понятия, принятое в информационно-поисковом языке и неделимое в этой функции.

10.  Каковы основные тенденции в развитии классических информационно-поисковых систем?

На данный момент выделяют 5 основных тенденций в развитии информационных технологий: усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных постоянно развивается и усложняется. Еще вчера невозможно было представить большинство предлагаемых сегодня услуг для персональных компьютеров, телевидения и систем защиты. Наряду с этим интерфейс информационных технологий при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, тем самым делая интерактивное взаимодействие пользователя и системы все более комфортным;

  • способность к взаимодействию. С ростом значимости информационного продукта возможность провести оптимальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает статус ведущей технологической проблемы. Также эта проблема касается совместимости технических и программных средств, обработки, передачи и формирования требуемой информации. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их в нарастающем объеме;

  • ликвидация промежуточных звеньев. Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта до потребителя. Посредники становятся не нужны, если есть возможность размещать заказы и получать необходимое непосредственно с помощью информационных технологий;

  • глобализация. Различные компании сейчас могут с помощью информационных технологий вести дела на мировом рынке, то есть где угодно, немедленно получая исчерпывающую и всю необходимую информацию. Поэтому возможности информационного рынка становятся беспредельными. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Глобализация рынка информационного продукта нацелена на получение как можно больше выгоды за счет распределения постоянных и полупостоянных информационных расходов на более широкий географический регион. Это становится необходимым элементом стратегии для большинства компаний;

  • конвергенция2. Исчезают различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их использованием в быту и для деловых или профессиональных целей. Передача и прием звуковых, цифровых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах. Именно эта тенденция приводит к появлению все более перспективных и полезных для пользователя продуктов. Так, например, любой «облачный» сервис – это конвергентная услуга, объединяющая классические технологии Телекома (доступ в интернет, сетевая инфраструктура и др.) и информационные технологии (реализация на сервере функционала приложений, поддерживающие сервис технологии дата-центров, интернет протоколы и т. д.)