Файл: Урок в 5 классе Провела учитель географии Соклакова Надежда Ивановна 5 класс Тема урока Великие географические открытия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шумаковская средняя общеобразовательная школа

Солнцевского района Курской области

« Великие географические открытия»

Урок в 5 классе

Провела: учитель географии

Соклакова Надежда Ивановна

5 класс


  1. Тема урока: Великие географические открытия.

  2. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Под редакцией О.А.Климановой. Москва « Дрофа» 2020г.

  3. Цель: создать условия для формирования у учащихся представления об эпохе открытий Нового Света.

  4. Оборудование урока: мультимедийная установка ,учебник, тетрадь , атлас презентация, карта « Великие географические открытия», портреты путешественников

  5. Задачи:

- образовательные: Проверить степень усвоения материала по теме «Познание Земли в древности», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации. Способствовать созданию образно-конкретного представления об эпохе Великих географических открытий, совершенствовать умение работать с ИКТ. На примере исследования экспедиций Христофора Колумба, своего земляка Афанасия Никитина, выяснить, какие открытия были сделаны, в чем состояло их историческое значение.

- развивающие: Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой, с Интернет ресурсами, использовать в работе материал различных информационных источников;

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки, просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.


- воспитывающие: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

5. Планируемые результаты:

- личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к географической науке. Развитие эстетических чувств, гордости за выдающихся географов.

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, освоить знания относящиеся к смежным с географией;

- предметные: Знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке. Объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Что такое эпоха Великих географических открытий и когда она началась. Уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты.

6. Универсальные учебные действия:

- личностные: Осознают целостность взглядов и многообразие взглядов на мир. Моделируют с использованием ИКТ, осознают предпосылки Великих географических открытий.

- регулятивные: принимают и формулируют учебную проблему;

- познавательные: Прослеживают и описывают по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносят маршруты путешествий на к/к. Находят информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.

Развивают способность самостоятельно приобретать новые знания и практические умения с помощью географических карт

- коммуникативные: умение работать в группах, общаться и взаимодействовать.

7. Тип урока: комбинированный.

8. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

9. Оборудование: Мультимедийная установка, учебник, тетрадь на печатной основе
, карта « Великие географические открытия»


10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент




Приветствие обучающихся. Настрой на работу.


Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

1. Актуализация знаний

Подводящий диалог.

Итак, мы продолжаем изучение темы «История открытия и освоения Земли».

  1. Что мы изучали на прошлом уроке?

  2. Где проходил путь «Из варяг в греки»?

  3. Что и куда везли по этому пути?

  4. Где проходил «Великий шёлковый путь»?

  5. Почему этот путь получил такое название?

  6. Кто, в основном, пользовался этими путями?

  7. Благодаря чему Марко Поло получил мировую известность?

  8. Какие сведения о странах Востока содержала в себе книга странствий Марко Поло?

  9. Какие чудеса увидел Марко Поло во время своего путешествия?

  10. О чём впервые упоминается в книге Марко Поло?

  11. Кто из российских купцов первым предпринял продолжительное путешествие в страны Востока?

  12. Как называлась книга, в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие?

  13. Назовите и покажите на карте мира 3 моря, которые Афанасий Никитин переплыл во время своего путешествия.

  14. Какие сведения о странах Востока рассказывал Афанасий Никитин в своей книге?

  15. Покажите маршруты путешествий, о которых только что говорили, на карте?

Принимают участие беседе по поставленному вопросу.
Отвечают на вопросы. Анализируют и обсуждают варианты ответов. Формулируют ответы и озвучивают их.

Работают с картой.

2. Создание проблемной ситуации

Несомненно, географы Средневековья значительно расширили знания людей о Земле, но на карте мира оставалось ещё очень много «белых пятен», большую часть которых предстояло заполнить путешественникам периода «Великих географических открытий».

Тема урока?

Тема урока: великие географические открытия


Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе.

3. Целеполагание

Помогаю сформулировать цели урока.

Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете:

  • Зачем вы туда едете →цель

Цели урока.

  • Каким образом вы будете туда добираться →средства

учебник, атласы и т.д. выбираем средства

  • Что вы хотите увидеть в конце пути →результат

Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке.

Проявляют познавательную инициативу.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.

Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке.

4. Планирование работы.

Предоставляю достаточное количество материала (§14, видеофильм), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Вопрос: По какому плану будем сегодня работать?

Озвучиваю план работы на уроке.

1. Почему наступила эпоха Великих географических открытий?

2. Как был открыт путь в Индию?

3. Как вновь была открыта Америка?

4. Кто первым обогнул земной шар?


Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки.

Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков.

Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности.

5. Изучение нового материала.

Просмотр видеофильма. Ссылка на видеофильм https://drive.google.com/file/d/1U9oJp8tiecpFQWD1Y56zDlg3bfs5I46g/view?usp=share_link.

Стимулирую активное участие всех детей в беседе после просмотра видеофильма.

Организую обучающихся на ведение записей в рабочих тетрадях.

Корректирую и дополняю ответы учащихся.
Что же вы узнали из фильма?

Время с середины XV до середины XVII в. называют эпохой Великих географических открытий. Именно тогда европейцы узнали очертания всей обитаемой суши, доказали шарообразность Земли и единство Мирового океана. Открытые земли были включены в мировую политику и торговлю.

1.Задание.

Почему наступила эпоха Великих географических открытий?

1. Какие земли во времена великих географических открытий называли Индией?

2. Почему морские державы стремились открыть именно морской путь в Индию?

3. Какие технические достижения сделали возможным дальние плавания?

4. Какое заблуждение существовало в эпоху Великих географических открытий относительно расстояний?

Обобщает полученную информацию:

Эти причины побудили европейцев начать поиски морских путей в Индию.

Задание 2. Заполнить таблицу в рабочей тетради.

Путешественники

Время исследований

Маршруты путешествий

Открытия

Викинги

IX-X вв.

Северная Атлантика

о. Исландия, о. Гренландия, п-ов Лабрадор, о. Ньюфаундленд

Васко да Гама










Христофор Колумб



















Фернан Магеллан



















2. Как был открыт путь в Индию?

Слава открытия морского пути из Европы в Индию выпала на долю португальского адмирала Васко да Гамы (1469—1524). В 1498 г. ведомые им корабли обогнули мыс Доброй Надежды и продолжили свой путь вдоль восточного побережья Африки.

В восточноафриканские порты регулярно приходили индийские и арабские торговые суда. Местные лоцманы помогли Васко да Гаме без потерь добраться до западного побережья Индии.

Путешествие Васко да Гамы подтвердило, что Индийский океан - не внутреннее море Атлантического океана, а самостоятельный океан.

Задание 3. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Васко да Гамы.

3. Почему считают, что Америка была открыта до Колумба? Кем?

Эвристическая беседа

Задание 4. Найдите в тексте учебника на стр. 67 ответы на вопросы:

  • Кто был первым человеком, бросившим вызов открытому океану?

  • Когда это произошло?

  • Куда отправился Христофор Колумб на трёх своих кораблях?

  • Что было целью экспедиции Колумба?

  • Кому принадлежала идея этой экспедиции?

  • Почему Колумб, чтобы достичь берегов Индии решил плыть на запад?

  • О чём не знал Колумб, отправляясь в это плавание?

  • Почему, высадившись после двухмесячного плавания на Багамских островах у берегов Северной Америки, Колумб стал именовать открытые земли Вест-Индией, т. е. Западной Индией, а островитян – индейцами?

Работа с картой маршрута Х. Колумба.

Рис. 43. Путешествия Христофора Колумба к берегам Америки

Именно после плаваний Колумба начались регулярные контакты между материками через Атлантику и заселение американских земель европейцами. Испанцы не нашли островов пряностей, но зато познакомили мир с картофелем, кукурузой, томатами, табаком, каучуком, хлопком.

Работа с контурной картой

Задание 5. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Христофора Колумба

Беседа по тексту учебника на стр. 68

  • Почему новая часть света носит имя не Х. Колумба?

  • В честь кого и почему Она названа Америкой?

Вновь открытая суша в честь Америго Веспуччи получила имя Америка. Тогда же Америку стали называть Новым Светом, а когда это название закрепилось, Европа, Азия и Африка стали восприниматься как Старый Свет.

Однако настоящими первооткрывателями Америки являются отважные воины-мореходы из Скандинавии - викинги. Они ещё за 500 лет до Колумба, сами того не подозревая, проложили путь к берегам Северной Америки. На острове Ньюфаундленд археологами обнаружены остатки их жилищ.

Задание 6. Нанесите на контурную карту маршрут плавания викингов.

Рассказ

4. Кто первым обогнул земной шар?

В начале XVI в. европейские географы продолжали считать, что большая часть западного морского пути к Индии пройдена. Многие экспедиции исследовали восточное побережье Америки, но так и не обнаружили пролив, за которым открывалась бы прямая дорога в Азию. На поиски этого пролива (потом его назвали Магеллановым) Фернан Магеллан (1470—1521) потратил почти год. Он обнаружил его на 52° ю. ш.

Задание 7. Прочтите текст на стр. 69-70, ответьте на вопросы:

1. В каком году началось кругосветное плавание Ф. Магеллана и сколько оно длилось?

2. По какому маршруту двигались корабли Магеллана?

3. Какие открытия были сделаны в ходе первого кругосветного путешествия?

Работа с контурной картой

Задание 8. Нанесите на контурную карту маршрут плавания Магеллана.

Физкультминутка.

Слева – запад, сзади – юг.

Повернись кругом, мой друг,

Повернись ты на восток,

Посмотри на потолок,

А потом закрой глаза –

И представь, что ты – Земля



Просматривают видеофильм. Осмысливают полученную информацию.

Анализируют фильм, формулируют, обсуждают, корректируют ответы и озвучивают их.


Заполняют таблицу в рабочей тетради

Работают с учебником, вспоминают видеофильм. Заполняют таблицу об открытии Васко да Гамы.

Наносят на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гамы

Работают с текстом учебника. Анализируют, видеофильм, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы.


Анализируют карту путешествий Колумба.
Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию. Заполняют таблицу по открытиям Х. Колумба в рабочей тетради.

Наносят на контурную карту маршрут путешествия Х. Колумба

Слушают рассказ учителя. Осмысливают полученную информацию.

Показывают на карте мира о.Ньюфаундленд

Наносят на контурную карту маршрут путешествия викингов

Отвечают на вопрос, показывают на карте путь Ф. Магеллана.


Работают с текстом учебника. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Ф. Магеллана в развитие знаний о Земле.

Анализируют видеофильм, формулируют ответы на вопросы. Обсуждают варианты ответов, озвучивают ответы. Заполняют таблицу в тетради.

Наносят на контурную карту маршрут путешествия Ф. Магеллана

Выполняют упражнения физкультминутки.

6 . Учебные действия по реализации плана. Применение новых знаний.

Применение знаний в нестандартной ситуации.

Беседа. Что нового мы узнали на уроке?

Вопросы:

1. Он дал величайшему океану земного шара общепринятое теперь название «Тихий океан».

2. Он первым обогнул Африку с юга.

3. Он родился в Португалии и принадлежал к старинному беднейшему дворянскому роду. Был пажом у королевы Леоноры. 5 кораблей под его командованием отправились в путешествие. Плавание было необычайно трудным. Все было: сильный шторм, тропическая жара, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только 1 корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись 18 моряков. Сам мореплаватель погиб на одном из островов в схватке с аборигенами. Они совершили великое географическое открытие. Кто был этот отважный мореплаватель?

4. Биография его жизни во многом загадочна и трагична.

До конца своих дней он не знал о значении своего подвига и был убеждён, что открыл морской путь в Азию за который ему дал звание «Адмирал моря- океана»! Ни он сам, ни его современники так и не могли оценить значение и величину его подвига.

Он умер страдая от одиночества, несчастья и нищеты . Кто и когда открыл Америку?

5.В честь кого Америка была названа Америкой?

7. Многие мореплаватели безуспешно пытались обойти этот далеко выдающийся в океан скалистый мыс. Огромные, невиданной высоты волны, всегда встречавшие здесь суда смельчаков, усугубляли их суеверный страх и были непреодолимой преградой на их пути. Первым, кто достиг знаменитого мыса и обогнул его, открыв путь в другую часть света, был португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш.

Почему вы сейчас не найдете на карте этого названия? Выводы по уроку:

Путешественники эпохи Великих географических открытий расширили знания человечества о планете, дали более чёткое представление о новых землях Западного полушария, истинных размерах суши и Мирового океана, доказали шарообразность Земли, обогатили человечество знаниями о природе, хозяйстве, культуре людей, населяющих вновь открытые земли.



Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний.

Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответы. Озвучивают ответы.

Слушают рассказ учителя.

Формулируют выводы по уроку и озвучивают их.


7. Рефлексия (итог урока).

Предлагаю вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали.

Оценка работы на уроке обучающихся.

Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке.

Поставь себе оценку за работу на уроке. Продолжи фразу

Я знаю…

Я умею…

Мне нравится…

Вспоминают тему урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение о значении нового материала.

Высказывают своё мнение о полноте полученных знаний.

8. Домашнее задание.




Комментирую домашнее задание.

Д/З: § 14; по желанию:

  • Сделать сообщение об одном из путешественников эпохи Великих географических открытий.

  • Сделать сообщения об географических объектах, названных в честь Колумба и Магеллана – «Имена Колумба и Магеллана на карте Земли»

  • Ответить на тестовые вопросы.




Записывают домашнее задание в дневники, подают на отметки


Тестовые задания для д.з.

  1. Толчком к развитию промышленности послужили…

А) Развитие торговли

Б) Печать денег

В) Великие географические открытия

2.Португальский аристократ, «открывший» Индию

А) Х.Колумб

Б) Васко да Гама

В) Ф.Магеллан

3.Испанский путешественник, доказавший, что Земля шарообразная:

А) Фернандо Магеллан

Б) Х.Колумб

В) Васко да Гама

  1. «Огненную Землю» открыл …

А) Фернандо Магеллан Б) Х.Колумб В) Васко да Гама

  1. Значение путешествия Ф.Магеллана:

А) Земля большая

Б) Дал название Индийскому океану

В) Доказательство шарообразности Земли

  1. Кореные жители Америки…

А) Индейцы Б) инки В) персы

  1. Материк, названный именем итальянского путешественника Америго Веспуччи

А) Африка Б) Америка В) Евразия

  1. Васко да Гама прибыл на побережье Индии в …

А) 1456 г. Б) 1487 г. В) 1498 г.

9. Европейский морской путешественник, который случайно открыл Америку, плывя на Запад…

А) Ф.Дрейк Б) Христофор Колумб В) Ф.Магеллан
10. Год, в котором Христофор Колумб вышел в открытое море на трех кораблях с 90 человек на борту

А) 1492 г. Б) 1456 г. В) 1487 г.

11. Часть света, которую европейцы не знали до конца 15 в.

А) Азия Б) Европа В) Америка

12. Европейский путешественник, в 15 в. открывший Америку:

А) Х.Колумб Б) Америго Виспуччи В) Ф.Магеллан

13. В результате Великих географических открытий возникла :

А) Мировой кризис Б) Мировая торговля В) Карта мира

14. Великие географические открытия сопровождались …

А) обменом денег Б) поиском топлива В) торговлей рабами

15. Новый свет снабжал Европу табаком, кофе, маисом, европейцы же завезли туда:

А) золото Б) чуму, оспу, тиф В) рабов

16. Новым Светом назвал Америку:

В) Х.Колумб А) Васко да Гама Б) Америго Веспуччи

17. Первым обогнул южную оконечность Африки и вышел в Индийский океан в 1498 г. португалец:

А) Х.Колумб Б) Васко да Гама В) Ф.Магеллан
18. Новый материк, открытый Х.Колумбом, вначале называли

А) Африка Б) Новый свет В) Вест-Индия

19. Открыв Америку, до конца всвоих дней верил, что проложил новый путь в Индию:

А) Ф.Магеллан Б) Х.Колумб В) Америго Виспуччи

20. Открытая Америка была названа …

А) Северная Б) США В) Новый свет

21. Америка была открыта:

А) 14 в. Б) 16 в. В) в 15 веке

22. В период Великих географических открытий была открыта:

А) Африка Б) Америка В) Антарктида

23. Васко да Гама открыл морской путь в


А) Африку Б) Индию
В) Антарктиду

24. Общее название важнейших открытий европейских путешественников в середине 15-середине 17 в.

А) Путешествие Ф.Магеллана вокруг света Б) Кругосветное путешествие

В) Великие географические открытия

25. Что послужило причиной Великих географических открытий:

А) Развитие торговли Б) Развитие экономики
В) Поиск новых путей из Европы в Азию

26. Какую страну европейцы мечтали достичь морским путем:

А) Африку Б) Индию В) Америку

27. Почему европейцы назвали жителей Америки индейцами?

А) Колумб думал, что прибыл в Индию, и назвал их индейцами Б ) Они жили в Индии
В) Впервые их встретил Индиана Джонс

28. Когда была открыта Америка?

А) 1492 г. Б) 1456 г В) 1478 г.

29. Какую роль сыграл Магеллан в Великих географических открытиях?

А) Впервые на корабле проплыл вокруг Земли Б) Открыл Америку
В) Открыл Гренландию

30. А.Никитин совершил путешествие в…

А) Америку Б) Евразию В) Индию

31. Автор произведения «Путешествие за три моря»?

А) Френсис Дрейк Б) Северцов  ) А.Никитин