Файл: Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 7315

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
58
58
10
10
машины, оборудование и транспортные средства
(43.3% совокупного импорта по итогам 2016 года), продукция химической промышленности (18.5%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13.2%) (
см. рис. 3).
Рисунок 3 – Товарная структура импорта ЕАЭС, %
Значительный потенциал взаимных инвестиций есть и в тех отраслях, где сейчас трансграничная инвестиционная активность невелика: это агропродовольственный комплекс, розничная торговля (продовольственные и промышленные товары),
строительство коммерческой и жилой недвижимости, туристический комплекс, информационные технологии. Учитывая относительно небольшой срок существования ЕАЭС, ожидать немедленного масштабного увеличения ПИИ пока не приходится . Рост начнется,
когда за границу пойдут средние предприятия. Опираясь на приведенные выше данные, мы можем говорить о формирующемся фундаменте корпоративных связей.
При этом производство продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения в странах ЕАЭС различается в пределах от 486 $ в
Киргизии до 994$ в Белоруссии (см. табл. 2)
Таблица 2
Производство продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения
(долларов США1)
Значит, анализ статистики ввоза продовольственного товара в ЕАЭС
определяется основной долей российского импортного продовольствия с учетом существенного (в 2 раза) различия производства продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения в странах ЕАЭС.
1.2 Национальные особенности формирования и применения
Единого таможенного тарифа в странах Евразийского экономического союза (кроме России)
При изучении национальных особенностей формирования и применения ЕТТ в странах ЕАЭС (кроме России) стоит отметить, что объем импорта в Республике Армения увеличился относительно уровня январь – декабрь 2016 года на 32,91%. При этом отмечаются результаты импорта:
- прирост объема закупок машин, оборудования, транспорта составил 42,11% (26,51% от общего импорта Армении из третьих стран);
- прирост ввоза продукции химпрома – 37,11% (16,91%);
- увеличение импорта продовольственного товара, сельхозсырья –
17,21% (16,92%);
- прирост закупок текстиля, текстильных изделий, обуви – 21,51%
(10,31%);
- прирост ввоза минеральных продуктов – 22,11% (6,61%);
- увеличение импорта металла, изделий из него – 23,21% (5,31%).
То есть, национальная особенность формирования и применения
ЕТТ в Армении определяется преобладающим ростом объема закупок машин, оборудования, транспорта, продукции химпрома,
металла, изделий из него.
Объем импорта в Республике Беларусь увеличился относительно уровня январь – декабрь 2016 года на 18,81%. При этом отмечаются данные:
- прирост объема закупок машин, оборудования, транспорта составил 22,21% (33,81% от общего импорта Белоруссии из третьих стран);
78
69
69
78
78
78


- увеличение импорта продовольственного товара, сельхозсырья –
10,61% (23,62%);
- прирост ввоза продукции химпрома – 16,51% (18,31%);
- рост объема закупок текстиля, текстильных изделий, обуви –
42,41% (10,31%);
- увеличение импорта металла, изделий из него – 18,71% (7,41%).
Значит, национальная особенность формирования и применения
ЕТТ в Белоруссии определяется преобладающим ростом объема импорта машин, оборудования, транспорта, текстиля, текстильных изделий, обуви (см. табл. 3).
Таблица 3. - Импорт государств – членов ЕАЭС по укрупненным товарным группам
Объем импорта в Республике Казахстан увеличился относительно уровня январь – декабрь 2016 года на 10,01%. При этом отмечаются результаты импорта:
- прирост объема закупок машин, оборудования, транспорта составил 12,91% (45,01% от общего импорта Казахстана из третьих стран);
- прирост ввоза продукции химпрома – 21,61% (17,51%);
- увеличение импорта продовольственного товара, сельхозсырья –
7,61% (10,71%);
- рост объема закупок текстиля, текстильных изделий, обуви – 19,
11% (4,81%);
- снижение импорта металла, изделий из него на 14,71% (9,81%).
То есть, национальная особенность формирования и применения
ЕТТ в Казахстане определяется преобладающим ростом импорта закупок машин, оборудования, транспорта, продукции химпрома, а также некоторым снижением поставок металла, изделий из него.
Объем импорта в Кыргызской Республике увеличился относительно уровня январь – декабрь 2016 года на 10,81%. При этом отмечаются данные:
- рост объема закупок текстиля, текстильных изделий, обуви на
19,41% (36,41% от общего импорта Киргизии из третьих стран);
- прирост ввоза продукции химпрома – 25,61% (15,11%);
- увеличение импорта продовольственного товара, сельхозсырья –
3,21% (6,21%);
- увеличение импорта металла, изделий из него – 14,91% (5,61%);
- снижение объема закупок машин, оборудования, транспорта составил 0,41% (25,81%).
Значит, национальная особенность формирования и применения
ЕТТ в Киргизии определяется преобладающим ростом объема импорта текстиля, текстильных изделий, обуви, продукции химпрома, а также некоторым снижением поставок машин,
оборудования, транспорта (см. табл. 4).
Таблица 4. - Импорт государств – членов ЕАЭС по укрупненным товарным группам
Таким образом, распределение динамики роста импорта в странах
ЕАЭС (кроме России) показывает на различные степени актуальной нуждаемости в ввозимом товаре: если в Армении рост импорт а составил 42,11%, то в Казахстане он вырос только на 10%. При этом в
Казахстане снизился импорт металла, изделий из него, а в Киргизии - объем закупок машин, оборудования, транспорта.
Вместе с этим, анализ направлений взаимодействия стран–членов
ЕАЭС показывает, что наиболее ориентированной в сторону союзного рынка является Белоруссия, доля взаимной торговли в
20
20

которой со странами – членами ЕАЭС по итогам 2017 года превысила
52%, в том числе 55,8% импорта товаров. Высокие показатели взаимодействия со странами ЕАЭС зарегистрированы также:
- в Киргизии (35,9%, 27%, 39,4% по годам 2014-2016);
- в Армении (29,2%, 22%, 33,1%);
- более 38% общего объема импорта Казахстана.приобретается в
ЕАЭС (см. рис. 4 и 5).
Рисунок 4. - Динамика импорта среди стран Союза в 2014-2016 годы
Рисунок 5. - Доля внешней, взаимной торговли среди стран Союза в
2016 году
Представленные данные позволяют сделать некоторые выводы :
– динамика ЕТТ связана с ценами на товар, обусловленные нестабильностью мировых цен на нефть, на другой сырьевой товар,
что повлияло на нестабильность и некоторое сокращение стоимости объема взаимного импорта между странами– членами ЕАЭС в 2014-
2017 годах;
– с января 2016 года отмечается стабильный рост стоимостных характеристик импорта как внутри Союза, так и с третьими странами.
1.3 Актуальные инструменты применения Единого таможенного тарифа в России
Рассматривая практические особенности ЕТТ в российской торговле,
стоит дополнительно указать на статистику ФТС России, согласно которой:
- в 2017 году сумма дохода федерального бюджета,
администрируемого таможней, превысила 4575 млрд. руб. (рост на
3,8% относительно 2016 года), из них:
- сбор НДС превысил 1900 млрд. руб. (за 2016 год – 1763 млрд. руб.);
- сумма ввозных и вывозных пошлин превысила 2474 млрд. руб. (за
2016 год – 2528 млрд. руб.);
- сумма иных платежей составила 99 млрд. руб. (за 2016 год – 19
млрд. руб.);
- несмотря на рост таможенного дохода в 2017 году, его объем на
35% меньше дохода 2014 года (см. рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика дохода от таможенных платежей за 2012-2017
годы
То есть, первая (динамичная) особенность применения ЕТТ в российской торговле определяется ростом (относительно 2016 года)
объема суммы выплаченных платежей: ввозной, вывозной пошлин,
НДС, иных платежей с учетом внушительного отставания от показателей 2012-2014 годов.
Структура взысканных таможенных платежей за 2016, 2017 годы представлена на рис. 7.
Рисунок 7 – Структура взысканных таможенных платежей за 2016,
2017 годы
Значит, вторая (структурная) особенность применения ЕТТ в российской торговле отличается (относительно 2016 года) некоторым снижением доли вывозной пошлины в объеме всех платежей (на
2,9%), стабильностью ввозной пошлины (11,2-11,3%) и превышением доли пошлин половины от всех платежей (55,2%).
За 2017 год снизилась доля экспорта в доходе, администрируемым таможней, что связано с началом действия с 2015 года «большого налогового маневра», который предусматривал:
- последовательный рост в 2017 году ставки НДС для добычи полезных ископаемых;
- последовательный рост в 2017 году коэффициентов расчета ставки

вывозной таможенной пошлины на темные нефтепродукты;
- одновременное снижение коэффициентов расчета ставки экспортной пошлины на нефть, на все категории «светлого нефтепродукта», включая бензин;
- планируемое снижение суммы нефтегазового дохода в 2017 г. на
3,2% относительно дохода 2016 года;
- планируемый рост в доходной части доли дохода, поступающего от выплаты таможенной пошлины, налога при ввозе товара: за 2017 год сумма дохода от ввоза товара превысила 2490 млрд. руб. (на 173,31
млрд. руб. больше дохода в 2016 году, рост на 7,5%).
То есть, третья (краткосрочная) особенность применения ЕТТ в российской торговле обусловлена реализацией с 2015 года
«большого налогового маневра» в целях снижения общей сырьевой зависимости страны и поощрения импорта необходимого в санкционных условиях.
Указанный тезис подтверждается динамикой роста объема ввозных
(импортных) пошлин и снижения объема вывозных (экспортных пошлин), представленной на рис. 8.
Рисунок 8 – Динамика дохода от таможенных платежей за 2012-2017
годы (с учетом импорта и экспорта)
Значит, следующая (концептуальная) особенность применения ЕТТ в российской торговле характеризуется позитивной динамикой роста импортных пошлин (с 2012 года) и некоторым снижением вывозной пошлины согласно цели уменьшения в целом сырьевого экспорта с учетом роста объема санкций в отношении России.
За 2017 год российский импорт составил 227,1 млрд. $ и вырос относительно 2016 года на четверть (25%) или на 45,1 млрд. $.
В прошедшем году основными партнерами в импорте России выступили страны АТЭС, доля которых превышает 40% от всего объема импорта:
- доля в российском импорте Китая – 21%;
- вклад стран ЕС составил 38% (доля Германии – 11%, доля Италии –
4%, доля Франции – 4%);
- доля стран СНГ включала 11% от всего объема импорта;
- вклад стран ЕАЭС составил 8% (доля Республики Беларусь – 5%,
доля Казахстана – 2%).
Обозначенная структура по странам российского импорта представлена на рис. 9 .
Рисунок 9 – Основные страны импорта в 2015 – 2017 годах
То есть, пятая (партнерская) особенность применения ЕТТ в российской торговле обусловлена общим ростом российского импорта на четверть (25%) с основными партнерами в импорте
России стран АТЭС (доля которых превышает 40%).
За 2017 год основная доля в стоимостном объеме российского импорта приходилась на группу машин, оборудования, транспорта –
49% (за 2016 год – 47%). Существенную долю импорта также составляли:
- группа химического продукта (минеральных, органических удобрений) - 18% (за 2016 - 19%);
- группа продтовара и сельскохозяйственного сырья – 13% (за 2016
год – 14%);
- группа металла, изделий из него – 7% (за 2016 – 6%);
- группа текстильных изделий, обуви – 6% (за 2016 год – 6%).
Стоимость импорта продовольственного товара за 2017 год превысила 29 млрд. $ (рост на 15%, 3,8 млрд. $). Наибольший вклад

в стоимостной объем импортного продовольствия внесли: фрукты –
16%, мясные субпродукты, мясо – 9%, молочный продукт – 9%,
напитки (алкогольные, безалкогольные) – 9%, овощи – 6% ( см. рис.
10) .
Рисунок 10 – Импорт продовольствия в Россию за 2017 год (млрд. $)
Значит, шестой (структурной) особенностью применения ЕТТ в российской торговле стоит отметить вхождение в основные группы российского импорта: преобладающую группу машин,
оборудования, транспорта, а также основные группы импорта химпрома, продтовара, сельхозсырья (более 10% в стоимостном объеме всего импорта).
2. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования
2.1 Проблемы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в
Таможенном союзе
Обозначенные тенденции применения в России ЕТТ и причины, их обусловившие, с учетом анализа других источников позволяют определить проблемы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в
Союзе и разработать рекомендации (предложения, организационно- управленческие решения) по их минимизации.
В этой связи стоит обратить внимание на прогноз Правительства РФ с перечнем среднесрочных рисков ВЭД в части успешного применения ввозной таможенной пошлины на продукцию сферы машиностроения, систематизация которых позволяет выделить соответствующие категории проблем реализации таможенно- тарифной политики России:
- общая проблема снижения темпов экономического роста с сохранением рисков ухудшения финансово-экономической ситуации для российского производителя;
- проблема нестабильности внешнеполитической ситуации и значительного ухудшения торгово-экономического взаимодействия с
Украиной и странами Запада в силу проведения санкционной политики (проблема неопределенности прогноза развития торговли);
- проблема низкого уровня конкурентоспособности российской продукции производства в автопромышленности;
- проблема снижения инвестиционной привлекательности в автопромышленности;
- проблема слабого научно-технического потенциала в сфере автопромышленности;
- проблема сдерживания роста внутренних цен;
- проблема малого влияния на нерегистрируемые товарные потоки,
поступающие в Россию из других государств ЕАЭС;
- проблема несоответствия в России и в странах ЕАЭС уровня развития систем электронного декларирования, удаленного выпуска,
предварительного декларирования.
То есть, первая (прогнозная) категория проблем таможенно- тарифного регулирования ВЭД в Союзе обусловлена имеющимися среднесрочными политическими рисками ВЭД с неопределенностью прогноза развития внешней торговли.
Вместе с этим стоит обратить внимание на негативные факторы,
обоснованные современными исследователями:
1) на проблемы недостаточной оптимизации ввозной пошлины,
которые подтверждаются :
- необходимостью снижения себестоимости изготовления