Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 26. Потери энергии от охлаждения турбины

при наличии регенератора

В цикле с регенерацией при закрытой системе охлаждения, кроме термодинамической потери в турбине от охлажде­ ния ее проточной части, возникает потеря, связанная с понижением температуры газа на входе в регенератор. В этом случае при той же степени регенерации понижается нагрев воздуха в регенераторе.

В неохлаждаемой турбине изменение энтальпии воздуха в реге­ нераторе

 

 

 

 

Д*'в =

г (h —

is),

 

 

где

і.2

— энтальпия

воздуха

на входе

в

регенератор;

 

 

і4

•—• энтальпия

газа на выходе

из

регенератора.

 

 

При отборе тепла в проточной части турбины изменение энталь­

пии воздуха в

регенераторе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ail

= '•({[—

 

to),

 

 

где

ц — энтальпия

газа на выходе из охлаждаемой турбины.

 

Тогда понижение энтальпии воздуха на выходе из регенератора

вследствие охлаждения можно выразить формулой

 

 

 

 

Пч. охл =

Аів А

=

 

г(ц

ц).

(73)

 

Поскольку

понижение

энтальпии

газа

за турбиной

вследствие

охлаждения проточной части

равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

 

 

 

 

 

то

потеря в регенераторе за

счет понижения

температуры

на входе

в него

в результате

охлаждения проточной части турбины составит

 

 

 

 

Л,, охл = г £і ( 9 - Л в ) .

(74)

 

Суммарную же потерю в цикле за счет охлаждения с регенерацией

при закрытой системе охлаждения можно представить так:

 

 

 

Я ч . з . с =

£ія - | - / -

£і( < ? - Я " ) .

(75)

В цикле с регенерацией при открытой системе охлаждения, кроме потери за счет охлаждения проточной части турбины и потери, свя­ занной с понижением температуры газа на входе в регенератор, появ­ ляется дополнительная потеря, которая возникает в результате сни­ жения температуры газа от подмешивания охлаждающего воздуха в проточную часть турбины. Тогда потеря в цикле с регенерацией

Я ч . о . с = ЪП + r Ь(я — П") + г{ІАА),

(76)

і

і

 


где ц — энтальпия

газа на выходе из охлаждаемой турбины с уче­

том снижения

энтальпии

от подмешивания воздуха;

С =

( 1 -

G„. ох,,) '4 Gu. охл [h — ср

(Го -

AT)} =

 

=

Ц 1

U „ . охл | 1

>

|

(То температура воздуха за компрессором).

Подставив полученное выражение Ц в формулу (76), получим

п.,.0.с =

t

n

+

rt(q-n-)

+

 

 

 

 

 

 

і

 

і

 

 

 

 

+

rGB. охл [Ц -

ср (Тз -!- ЛТ)].

 

(77)

Все остальные потери в цикле ГТУ (потери в турбине, компрес­

соре, потери энергии

за счет

невозможности

преобразования

всего

подведенного тепла

в

цикле,

гидравлические

потери и т. д.)

молено

для общности также

 

выразить

через изменение энтропии

системы

обычными методами

[11]. Тогда относительная суммарная

энергети­

ческая потеря в установке

равна

сумме всех

энергетических

потерь

в отдельных ее узлах:

 

 

 

 

 

 

 

где Q — вся энергия, подведенная в цикле. При этом к. п. д. ГТУ

Выражение всех потерь через коэффициент Q позволяет опреде­ лить относительную величину каждой из потерь в общем балансе тепла любого цикла ГТУ и выявить возможности повышения эффек­ тивности ГТУ за счет совершенствования отдельных узлов, процессов

и т. д.

 

 

 

Если

определять

основные показатели

высокотемпературных

ГТУ с

охлаждаемыми

турбинами обычными

методами, то можно

ограничиться добавкой в их выражения дополнительно вычисленных потерь, связанных с охлаждением.

§27. Пределы использования различных систем охлаждения

Пределы целесообразного подъема начальной температуры газа перед охлаждаемой турбиной зависят от двух основ­ ных факторов: применяемых материалов для основных деталей узлов турбины и используемых систем охлаждения.


Если считать, что материал проточной части газовых турбин обес­ печит длительную работу машины при определенной температуре, то предел начальной температуры газа будет зависеть от типа системы охлаждения и охлаждающего агента. Теоретически с помощью систем охлаждения можно обеспечить заданную температуру проточной части при любой начальной температуре газа. Однако возможности систем охлаждения ограничены пропускной способностью охлаждае­ мых узлов и падением экономичности за счет охлаждения турбины.

Если считать, что определяющим фактором будет являться паде­ ние экономичности ГТУ за счет охлаждения узлов турбомашины, то, проведя расчет циклов ВГТУ с учетом всех потерь, связанных с охла­ ждением, можно установить пределы начальной температуры газа перед турбиной с различными системами охлаждения. Тем самым бу­ дут установлены области использования различных систем охлаж­ дения в турбинах ВГТУ.

С этой целью нами была составлена программа (близкая к уни­ версальной) на ЭЦВМ, по которой было рассчитано более 6000 раз­ личных циклов с охлаждаемыми турбинами. Расчет турбины прово­ дился повенечный, что дало возможность учесть все потери, связан­ ные с охлаждением. Циклы рассчитывались с учетом изменения теплоемкости в процессах сжатия и расширения.

 

Исходные данные для расчетов были следующие:

 

 

1. Наиболее целесообразные схемы ГТУ:

 

 

— с одним

компрессором и двумя турбинами — ТНД

работает

на

винт;

 

 

 

— с одним компрессором, двумя турбинами, с регенерацией —

ТНД работает

на винт;

 

 

—• с двумя

компрессорами и тремя турбинами — ТНД

работает

на

винт;

 

 

с двумя компрессорами и тремя турбинами с промежуточным охлаждением — ТНД работает на винт;

с двумя компрессорами и тремя турбинами, с регенерацией — ТНД работает на винт;

с двумя компрессорами и тремя турбинами, с промежуточным

охлаждением и регенерацией — ТНД работает на винт.

2.

В качестве систем

охлаждения были выбраны существующие

и наиболее перспективные системы охлаждения:

водяная закрытая,

одно- и двухконтурная (термосифонная);

воздушная одноконтурная закрытая;

воздушная одноконтурная открытая;

совершенная воздушная одноконтурная открытая, которая отличается от предыдущей системы охлаждения максимальной эффек­ тивностью охлаждаемых лопаток.

3. Температура газа на входе в турбину Ts принималась от 1073 до 1873 К.

4.Степень повышения давления принималась от 2 до 60.

5.Расход воздуха G принимался от 10 до 400 кг/с.

6.Степень регенерации принималась равной нулю и 0,8.

7.Начальная температура воздуха принималась равной 288 К.


8.

Начальное давление воздуха составляло 0,09

Мнім1.

 

 

9.

К- п. д.

турбин, компрессоров, камер сгорания

принимались

как функции от степени повышения давления и температуры

газа.

10. Гидравлические сопротивления принимались на основании

существующих коэффициентов:

 

 

 

 

 

 

 

коэффициент

потери давления

на

входе в компрессор

 

 

 

 

 

 

евх =

1,02;

 

 

 

 

 

— коэффициент

потери давления

на

выходе из

турбины

 

 

 

 

 

 

^вых =

1,02;

 

 

 

 

 

коэффициент

потери

давления

в

камере сгорания

ек .с

=

1,03;

коэффициент

потери

давления

в регенераторе

по

воздуху

 

 

 

 

ер =

1,02;

 

 

 

 

 

коэффициент потери давления в регенераторе по газуер .г

=

1,0 3;

коэффициент

потери

давления

в

промежуточном

охладителе

еп=

1,02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Температура направляющих лопаток принималась 1073 К,

рабочих 873

К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точный расчет отбираемого от проточной части охлаждаемой тур­ бины тепла может быть, как указывалось выше, произведен лишь после детального газодинамического и прочностного расчета турбины или получен из эксперимента. Поэтому для приближенной оценки отбираемого тепла были выведены на основании геометрических соот­ ношений и статистических данных построенных турбин формулы для количества отбираемого в процессе охлаждения тепла.

Коэффициент теплоотдачи на данном венце можно приближенно

вычислить по формуле, рекомендованной в работе [2]:

 

 

 

 

а = -j-

 

0,8Re0 ^5 ,

(78)

где

А, — теплопроводность г а

з а

П Р И входе в решетку;

 

 

b — хорда

профиля

лопатки;

 

 

 

 

Re — число Рейнольд0 3 П Р И

входе в Решетку лопаток.

 

Отношение F0XJG можно представить в виде

 

 

 

 

 

G

 

- F„wzy'

 

 

(79)

где

Fn

— проходное сечение для газа;

 

 

 

 

wz

— осевая

скорость газа

в данном

сечении;

 

 

 

^ о х л =

( - 7 Г L V p

V/

W

p

р

h п

Р н + ^ в н ) 4 т

+

 

 

 

 

 

 

(

- )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ n 2 D c p . 0 , 7 5 / p + ^ - ^ n D c p / c ,

\~TJz