Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Таблица 47

 

Удельные расходы

топлива некоторых

иностранных ГТУ

Д в и г а т е л ь

Nc,

кет

г,, К

Ье,

кг/(квт-ч)

FT-4А

19

ООО

1116

 

0,32

«Олимп» ТМ-38

20 ООО

 

0,31

«Олимп» В

20 ООО

1195

 

0,296

LM-2500

19

700

1373

 

0,233

соответствующих начальной температуре газа. При расчете зави­ симостей температура направляющих лопаток принималась равной 1073 К, а рабочих 973 К. Все остальные характеристики цикла при­

нимались

такими же, как в § 27 при расчете

КЭП. Как видно из

рис. 146, наименьшего расхода топлива можно

достигнуть

при ис­

пользовании

материалов,

способных

Ье,

КГ/(К6Т-Ч)

 

 

 

 

выдержать

 

высокие

температуры.

 

 

 

 

 

 

 

I г =0

 

 

 

Однако, как было уже показано,

 

 

 

- X Х

 

 

 

«X

 

 

 

/

этот путь в ближайшее время

невоз­

 

 

 

 

 

 

можен. Использование систем охлаж­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дения

приводит

к

неизбежным по­

 

Ч ^ 4

<

 

 

X

 

терям.

 

Для жидкостных

систем ох­

0.130

Ч v

 

 

 

 

лаждения

эти

потери

минимальны

1

 

\

\

^

 

 

(затем

следуют

воздушные закрытые

0,110 V

ч ч

 

 

X

системы

и

воздушные

открытые

 

>w Ч

S

-

наиболее

совершенные

и

применяе­

 

 

 

 

 

 

 

мые в настоящее время). Оптимум

 

Ч. \

 

~У .

 

 

начальных

температур

ВГТУ с раз­

 

\

v

X —

 

 

личными системами охлаждения сдви­

 

\

 

 

 

 

гается

 

в

сторону

больших

темпе­

 

 

 

 

 

ратур,

 

с

использованием

регенера­

 

 

 

 

 

 

 

ции оптимумы

несколько

сдвинуты

 

 

 

 

 

 

 

в сторону меньших начальных тем­

0,Щ тз

 

1413

1613

 

ператур.

 

 

 

 

 

 

 

 

1813 т,к

ВГТУ

с

регенерацией

и откры­

Рис.

146.

Зависимость

удельных

той современной системой

охлажде­

расходов

 

топлива от

начальной

температуры

газа.

 

ния имеет высокий удельный расход

 

 

 

 

 

 

 

топлива

и не может конкурировать с простейшими

 

схемами

ВГТУ.

Поэтому для ВГТУ с регенерацией целесообразно, по-видимому, применение только закрытых систем охлаждения.

В схемах, представленных на рис. 147, предполагается исполь­ зование закрытых систем охлаждения. Охлаждающий агент соби­ рает всю тепловую энергию, отводимую в результате охлаждения турбины, и возвращает ее в цикл. В схеме (а) охлаждающим агентом служит топливо, которое прокачивается от топливного насоса после­ довательно через горячие части ТСД и ТВД и подается в камеру сго­ рания. Схема (б) значительно сложнее. Она создана на основе широко­ известной схемы ЛПИ—ЦКТИ и предусматривает использование


для приготовления охлаждающего агента (пара) котла-утилизатора. Установленный в газоходе котел-утилизатор использует тепло отхо­ дящих газов для приготовления пара, который в качестве охладителя поступает последовательно в ТСД и ТВД. Перегретый пар работает в паровой турбине, которая отдает свою мощность через общий редук­ тор на винт. Отработавший в турбине пар конденсируется в конден­ саторе, а оттуда вода подается конденсатным насосом к КВД и КНД,

Ч)

Щ щ твА тсд UAI—g

6

I Топ

кна

ква

ТВД

Рис. 147. Схемы ВГТУ с ох­ лаждаемыми турбинами и с утилизацией отведенного тепла.

КУ — котсл-утилизатор;

К

конденсатор;

Т — турбина

 

па­

ровая;

Топ — топливо;

КС

камера

 

сгорания.

 

 

где снимает тепло, выделяющееся в процессе сжатия воздуха. Охла­ ждение воздуха в компрессоре происходит поступенчато, тем самым приближая процесс сжатия к изотермическому. Затем нагретая в компрессоре вода поступает в котел-утилизатор.

Обе схемы дают возможность в значительной степени утилизиро­ вать отведенную в процессе охлаждения энергию и тем самым под­ нять экономичность всей установки. Первая схема (а) при начальной температуре газа 1473 К позволяет снизить удельный расход топ­

лива до 0,200

кг/(квт-ч.)

[0,147

кг/(л. с-ч)], вторая

(б)—• до

0,165 кг/(кет-ч)

[0,130 кг/(л.

с-ч.)]

(рис. 148). По-видимому,

возмож­

ности второй схемы по снижению удельного расхода топлива при повышении начальной температуры газа и перепада давления в цикле значительно больше, так как охлаждающим агентом в ней служит пар с высоким коэффициентом теплоотдачи. Однако такие схемы целесообразны для крупнотоннажных судов, так как их масса и габариты существенно больше, чем у простых схем ВГТУ.


Для оценки экономичности различных схем ВГТУ с разными системами охлаждения проведено сравнение судов по дальности плавания при постоянном водоизмещении и запасе топлива и ско­ рости хода около 17 узлов. Результаты расчета в относительных величинах представлены в табл. 48. За базу принималась наиболее распространенная на иностранных судах установка FT-4A, которая имеет умеренную начальную температуру газа 1116 К- Как видно из приведенной таблицы, наибольшую дальность плавания имеют суда с ВГТУ. Использование ВГТУ с воздушной открытой системой

Рис. 148. Удельные расходы топлива ВГТУ с охлаокдаемыми турбинами и с утили­ зацией отведенного тепла.

О0,1 0,2 0.3 0,ч 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9. 1.0

охлаждения и начальной температурной газа 1273 К дает возмож­ ность увеличить дальность плавания судна на 25—27% по сравне­ нию с судном ГТУ FT-4A. При повышении начальной температуры газа до 1473 К и использовании закрытой системы охлаждения даль­ ность плавания увеличивается на 37—39%, а при использовании жидкостной системы охлаждения и повышении начальной темпера­ туры газа до 1673 К дальность плавания судна можно увеличить более чем на 50%. Утилизирование же отведенного тепла топливом дает возможность получить те же дальности плавания, но уже при более низких температурах. Так, дальность плавания судна увели­ чивается более чем на 50% при утилизации тепла топливом уже при начальной температуре газа 1473 К. Утилизируя же отведенное тепло с помощью пара и отводя тепло от компрессоров в процессе сжатия, можно уже при начальной температуре газа 1473 К увели­ чить дальность плавания судна на 80%.

Использование регенерации обеспечивает повышение дальности плавания судна с ВГТУ только при закрытых системах охлаждения. При этом, чтобы увеличить дальность плавания больше чем на 50%, необходимо поднять начальную температуру газа выше 1573— 1773 К- Учитывая к тому же, что создание регенератора, работа­ ющего при повышенных температурах, является весьма трудной задачей, применение этих систем в ВГТУ в ближайшее время, повидимому, нереально.


 

 

 

 

 

 

Таблица 4S

 

 

Относительные

дальности

плавания

судов

с ВГТУ

 

 

 

Системы

о х л а ж д е н и я

 

 

Н а ч а л ь н а я

В о з д у ш н ы е

 

 

 

П а р о - в о д я -

т е м п е р а т у р а

 

 

Топливные

 

 

 

 

ные

с п а р о ­

г а з а , К

 

 

Ж и д к о с т н ы е

с у т и л и з а ­

 

 

вой

при­

 

открытые

з а к р ы т ы е

 

 

цией

 

 

 

с т а в к о й

1273

1,27

1,31

 

1,33

 

 

 

1473

1,25

1,39

 

1,45

1,52

1,80

1673

 

1,37

 

1,54

 

 

 

1873

 

 

 

1,53

 

 

 

В ближайшем будущем реальными схемами судовых ВГТУ, которые позволят резко увеличить дальность плавания судов, не увеличивая массу и габариты установок, следует считать простей­ шие схемы. При отработке котлов утилизаторов и закрытых систем охлаждения целесообразно создание ВГТУ с паровой приставкой.

Использование промежуточных охладителей для ВГТУ может иметь большое значение при конструктивной отработке компрессор­ ной группы.

§82. Ресурс судовых высокотемпературных газотурбинных установок

Оценка ресурса любой современной машины является сложной инженерной задачей, так как надежность работы зависит от большого количества разнообразных факторов. Как правило, надежность работы машины определяется надежностью работы наиболее напряженных ее узлов. Для газотурбинной уста­ новки к таким узлам относятся лопатки и диски турбин и компрес­ соров, камеры сгорания и подшипники. С повышением начальной тем­ пературы газа определяющим в оценке ресурса является напряжен­ ное состояние лопаточного аппарата турбины и в первую очередь

температурное состояние рабочих

лопаток.

 

Как известна, определяющим в выборе ресурса ВГТУ являются

допустимые напряжения лопаток

и

их

температура

при работе.

Зная температуру лопатки, материал

и

допустимые

напряжения,

по кривым длительной прочности можно определить наработки ло­ паточного аппарата до отказа. Однако следует отметить, что часто приводимые кривые длительной прочности по различным материалам не имеют нужных областей, которыми можно было бы пользоваться. Поэтому прибегают к ориентировочной оценке наработки лопаточ­ ного аппарата, продолжая кривые длительной прочности до необ­ ходимого предела (рис. 149). Это, естественно, приводит к определен­ ной погрешности.

Из рис. 149 видно, что для сплава ЭИ617 при температуре ло­ патки около 1173 К среднестатические наработки до отказа состав-