Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляют время до 100 ч, а при температуре 1073 К при тех же напря­ жениях они доходят до 10 ООО ч. Однако следует отметить, что кривые длительной прочности не учитывают ряда эксплуатационных и тех­

нологических

факторов, которые необ­

 

 

 

 

 

ходимо иметь в виду при создании судо­

6j, MHJH

 

\

 

вой ВГТУ.

К таким факторам относят-

250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,Мн/мг

 

 

 

 

 

 

 

900

 

 

 

 

 

230

 

 

W0

 

 

 

 

 

 

 

500

 

 

 

 

 

 

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

\

 

200\

 

 

 

 

150

 

 

W\\J г , ч 10ц

 

 

/7V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

10

10Г

 

10'

їй'

10010'

 

 

Рис. 149.

Кривые

длительной

прочности

Рис. 150.

Изменение

дли­

для сплава ЭИ617 при продолокительноспш

тельной

 

прочности

сплава

испытаний

200—1000 ч.

 

ЭИ617

в

зависимости от

 

 

 

 

 

 

действия

 

золы

при

темпе­

ся: ванадиевая,

натриевая

и сернистая

ратуре

1073°

С.

 

коррозии;

многократные

циклические,

 

 

воздух;

 

дух -{- зола.

 

 

механические

и

тепловые

перегрузки

 

 

 

 

 

 

 

при запусках и остановках; особенности технологической

обработки.

С повышением начальной температуры газа действие

коррозии

может усилиться,

еще больше влияют на снижение ресурса ВГТУ

тепловые перепады

при запусках и остановках.

 

О тіл, Пні"*

 

hOO

Рис. 151. Влияние цикличе­ ских, механических и терми­ ческих перегрузок на длитель­ ную прочность сплава ЭИ617.

1

— Д а =

0;

 

Т =

1073

К;

2

— Д а =

40

Мнім'

;

Т =

const;

3

— Д а =

100

М н / . и 2 ;

Т

=

const;

4

— а

=

const;

AT =

100

К;

Т =

1073+1173-г

-1073

К.

 

 

 

 

 

Исследование влияния ванадиевой коррозии на длительную проч­ ность сплава ЭИ617 проводилось с использованием золы, которая близка по своему воздействию к ванадию. Результаты испытаний были сравнены с длительной прочностью чистых образцов, испытан-


ных в чистом воздухе. Оказалось, что ванадиевая й сернистая кор­ розии изменяют длительную прочность сплава ЭИ617 почти на по­ рядок (рис. 150) [15].

Другим фактором, влияющим на ресурс лопаточного аппарата, являются периодические нагревы и перегрузки при пусках и оста­ новках, при выходе на режим, изменении режима работы установки и т. д. Степень влияния нестацнонарности режимов на ресурс лопа­ ток зависит от конкретных условий нагрева и нагружения. При

изменении

температуры

с

постоянным

нагружением

наработка

 

 

 

 

 

 

 

 

образца

до отказа

изменяется

5,, Мн/м4

 

 

 

 

 

 

 

больше чем на два порядка

420 ,

 

 

 

 

 

 

 

(рис.

151) [15].

 

 

 

400

 

 

 

 

 

 

 

Прочностные

свойства ло­

 

 

 

 

 

 

 

паток

определяются

и техноло­

360

ч

ч

 

 

 

 

 

гией

изготовления

их (рис. 152).

 

 

 

 

 

 

Так, при обработке лопаток ту­

 

 

 

 

 

 

 

320

 

ч

ч ч

 

 

 

 

пой фрезой с последующей де­

 

 

 

ч

 

 

 

коративной шлифовкой их проч­

260

 

 

 

 

 

 

ность

на

два порядка

меньше

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

прочности

лопаток,

которые об­

 

 

 

 

 

 

 

240

 

 

 

 

ч

 

 

дуты

дробью

после

механиче­

200

 

 

 

 

ч

 

 

ской

обработки.

 

 

 

 

10

 

10'

ч

10"

10"

Дополнительно

 

к

перечис­

103

 

 

10"

 

 

 

 

 

 

 

N, циклы

ленным

факторам

 

[64] добав­

Рис. 152.

Влияние технологии

обработки

ляются

сложные

вибрационные

поверхности лопаток

на длительную

проч­

нагружения

и другие факторы,

ность.

 

 

 

 

 

 

 

которые,

естественно,

снижают

— обдувка

 

дробью

 

после

механической

обра­

ресурс

лопаточного

аппарата.

ботки;

 

— обработка тупой

фрезой

Поэтому в практике

задания

с последующим

полированием.

 

 

ресурса для судовых газотурбин­ ных установок мы не встречаем таких больших значений ресурса, кото­ рые дают кривые длительной прочности при пониженных начальных температурах газа. Так, иностранные специалисты считают, что для двигателей «Олимп» с начальной температурой газа до 1073 К ре­

сурс может быть принят 6000 ч. Для маршевого двигателя

«Тайн»

общий ресурс предполагается принять около

10 000 ч. Общий

ресурс

до переборки

американского высокотемпературного

двигателя

LM-2500 благодаря охлаждению лопаточного аппарата

составляет

около 15 000 ч при следующей

разбивке по мощности.

 

 

 

Ресурс двигателя LM-2500

 

 

 

 

Ресурс до переборки, ч

500

2500

5000

8000

 

 

Мощность

двигателя,

 

 

 

 

 

 

кет

 

19 700

18 700

17 000

15 300

 

Исходя из иностранного опыта оценки ресурса, можно сделать вывод, что существующие материалы с учетом неблагоприятных фак­ торов могут обеспечить ресурс лопатки при температуре ее около 1173 К до 100—300 ч работы, а при температуре около 973 К — до 10 000—20 000 ч работы. Исходя из этого, нами были проведены


расчеты по экономичности и мощности ВГТУ при различных темпе­ ратурах лопаток, которые обеспечиваются воздушной и водяной системами охлаждения (рис. 153 и 154).

Как видно из рис. 153 более высокий ресурс проточной части при меньшей потере экономичности обеспечивает водяная система охлаждения. Однако следует помнить, что ее использование воз­ можно при двухконтурной системе охлаждения, так как однокон­ турная система не сможет обеспечить допустимого охлаждения лопа­ ток. Увеличение ресурса ВГТУ с воздушной системой охлаждения

б Є і

кдж/кг

1215 1413 1615 Тг к 1813 1215 1415 у „ 1615

Рис. 153.

Изменение

к. п. д. цикла

в за­

Рис. 154. Изменение полезной работы

цик­

висимости

от температуры

лопатки и

ла в зависимости от температуры

лопат­

системы

охлаокдения

в =

598

К).

ки

и системы

охлаокдения

в — 598

К).

— водяное

охлаждение;

— X —

— — водяное

охлаждение;

— X —

воздушное

воздушное

охлаждение.

 

 

 

охлаждение.

 

 

 

 

требует дополнительных расходов охлаждающего воздуха, что резко снижает экономичность установки. Поэтому повышение начальной температуры газа для ВГТУ с воздушной системой охлаждения и большим ресурсом выше 1223—1473 К нецелесообразно. Что же

касается

мощности, то при водяных системах охлаждения и любых

ресурсах

она увеличивается

с ростом начальной температуры газа

в рассматриваемых пределах

(см. рис. 154). При воздушной системе

охлаждения для ВГТУ с большим ресурсом нецелесообразно уве­ личивать начальную температуру газа с целью повышения мощности выше 1273 К. Для ВГТУ с малым ресурсом таким пределом может быть температура 1373—1473 К-

Поднять экономичность ВГТУ с воздушным охлаждением можно за счет снижения температуры охлаждающего воздуха (рис. 155). Но нужно всегда помнить, что воздух с более низкой температурой будет снижать температуру газа в проточной части и понижать к. п. д.


всей ВГТУ. Поэтому целесообразность снижения температуры воз­

духа в каждом случае нужно рассматривать отдельно.

 

 

 

 

Таким образом, системы охлаждения дают возможность

изменять

ресурс

ВГТУ в значительных

пределах. При этом следует

заметить,

 

 

 

 

 

 

 

что в случае применения

жидкостных

20

 

 

 

 

 

 

систем

охлаждения

лимитирующим

 

 

 

 

 

 

фактором повышения ресурса с по­

 

 

 

 

 

 

 

мощью

охлаждения

является пере­

16

 

 

 

 

 

 

охлаждение лопаток, а при воздуш­

 

 

 

 

 

 

 

ном — эффективность

самой системы

11

 

 

 

 

 

 

охлаждения.

Системы

охлаждения

У/////А>>.

 

 

 

могут быть использованы и для

 

 

 

уменьшения влияния на ресурс рез­

 

 

 

 

 

 

 

кого изменения

параметров

рабочего

 

 

 

 

 

 

 

тела при запусках и остановках. Для

1

 

 

 

 

 

этого перед запуском двигателя це­

 

 

 

 

 

лесообразно

подогревать лопатки ма­

973

 

1073

 

1173

шин

через

систему

охлаждения

и

Рис.

155.

Изменение

расхода

воз­

при

остановке машины

продолжать

духа

при

 

различной

температуре

подачу горячего охлаждающего аген­

лопатки.

 

 

 

 

 

та в

систему охлаждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержание

температуры

ло­

патки

ниже

1063К с

помощью систем охлаждения дает возмож­

ность

снизить

вредное

влияние

ванадиевой

коррозии,

так

как

в этом

 

случае

окислы ванадия (V 2 0 5 )

не плавятся

на

поверхности

лопатки

и не прилипают к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

§83. Стоимость судовых высокотемпературных газотурбинных установок

Стоимость проектирования, постройки и экс­ плуатации любой главной энергетической установки судна, в том числе и ВГТУ, является определяющим фактором для внедрения ее на суда морского флота. Суммарная стоимость проектирования постройки и эксплуатации за определенный промежуток времени, отнесенная к количеству миль, пройденных судном за это же время, является показателем рентабельности перевозок и определяет целе­ сообразность создания для судна той или иной энергетической уста­ новки. Этот удельный показатель может быть представлен зависи­ мостью

 

 

Snp Sn -j-

S 3

 

 

% =

J

,

где 5 п р

— стоимость

проектирования;

 

5 П

— стоимость

постройки;

 

 

S3

— стоимость

эксплуатации

за

расчетный период;

L — количество миль, пройденных судном за расчетный пе­ риод.


Стоимость проектных работ составляет значительную часть стоимости постройки энергетической установки судна. Она может быть оценена с помощью специального коэффициента:

"^пр ^Пр^П)

где /гпр — коэффициент проектных работ. Этот коэффициент, как правило, больше единицы, так как при создании принципиально новой машины требуется проведение большого количества опытноконструкторских и научно-исследовательских работ. Однако, учи­ тывая, что стоимость проектирования относится ко всей серии строя­ щихся судов, а не к одному, ее значение, приходящееся на одно судно, будет не так уж велико. Чем больше серия судов, тем эта величина будет меньше.

Стоимость постройки энергетической установки является более стабильной величиной и определяется стоимостью материала, тру­

доемкостью постройки и испытаний

ее установки:

Sn = SM +

5т р ,

где <SM — стоимость материала; ST p — трудоемкость.

С увеличением серии судов, в связи с отработкой технологии методов изготовления и сборки, стоимость постройки снижается, что может быть учтено специальным коэффициентом снижения себе­ стоимости.

Стоимость постройки энергетических установок может быть выражена как функция их массы

Sn = KG,

где G — масса агрегата;

kn — коэффициент пропорциональности, или удельный показа­ тель стоимости (его часто используют при ориентировоч­ ной оценке построечной стоимости энергетических уста­ новок).

Учитывая, что приведенная зависимость очень редко носит ли­ нейный характер, можно использовать другую

Sn = *n G»,

где т — показатель степени, определяющий нелинейный закон изменения стоимости установки в зависимости от ее массы.

Такую зависимость можно получить для существующих газо­ турбинных установок на базе теории парной корреляции. Однако такая зависимость не может в полной мере быть пригодной для всего многообразия газотурбинных установок, которые имеют различные параметры, конструктивные решения и могут быть изготовлены из различных материалов. Тем более она может быть непригодной для перспективных машин, в том числе и для ВГТУ, в которые заклады­ ваются новые решения. Поэтому нами предложен способ оценки стоимости машин с помощью поузловой разбивки и перспективных коэффициентов. Сущность этого метода сводится к следующему: вся ГТУ разбивается на ряд характерных узлов (компрессоры,