Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и пар поступает обратно в вентиляторные лопатки, где конденси­ руется холодным воздухом, просасываемым вентилятором.

Благодаря интенсивной конвекции, а также росту температуры кипения с повышением давления к вершине лопатки, в таких систе­

мах

устраняется

возможность

закипания

теплоносителя

на стен­

ках

охлаждающих

каналов и

образования

газовых или

паровых

пробок.

 

 

 

 

С целью обеспечения более равномерного охлаждения, а следо­ вательно, и равномерных температур и напряжений по сечению ох­ лаждаемой лопатки лопатку делают не полой, а с отдельными отвер­

стиями

1, которые заполняются жидким ме­

 

 

 

таллом

(рис. 44). Такие лопатки используют

 

 

 

и в открытых воздушных системах охлажде­

 

 

 

ния (ГТД «Олимп»). В этом

случае

воздух

 

 

 

прокачивается

по каналам

и

выходит в ра­

 

 

 

диальный зазор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

воды

в качестве охладителя

 

 

 

при жидкостном и термосифонном охлажде­

 

 

 

нии не всегда выгодно, так как при умерен­

 

 

 

ных давлениях внутри полости вода может

 

 

 

находиться лишь в случае низкой темпера­

 

 

 

туры (пределом ее повышения является тем­

 

 

 

пература

насыщения

при

заданном

давле­

 

 

 

нии). Охлаждение

турбины

необходимо ве­

 

 

 

сти так, чтобы не было переохлаждения

 

 

 

деталей, которое может наступить при вы­

 

 

 

соком коэффициенте

теплоотдачи охлаждаю­

 

 

 

щему агенту и низкой температуре охлаж­

рис_ 44. j j o n a m K U

 

дающей

среды. В

связи с этим в качестве

с з а .

охлаждающего агента целесообразно при-

крытой

системой

о т ­

менять вещества, имеющие низкую темпера-

ждения.

 

 

туру

плавления

и

высокую

температуру

 

 

 

кипения.

К таким

веществам

относятся такие металлы, как ртуть,

калий,

натрий

и

их эвтектические

сплавы.

Однако

натрий

и ка­

лий обладают высокой химической активностью к воде и кисло­ роду, вследствие чего требуется высокая герметизация контура. Кроме того, для заполнения металлов требуются специальные при­ способления, что значительно увеличивает стоимость изготовления отдельных узлов турбины. Несмотря на это указанные металлы находят применение в охлаждаемых лопатках газовых турбин.

Своеобразная конструкция ротора с термосифонной системой охлаждения используется и в центростремительных турбинах ма­ лой мощности, где повышение экономичности ГТУ имеет перво­

степенное

значение.

 

Ротор

центростремительной турбины, находящейся

на одном

валу с центробежным компрессором, показан на рис. 45

[93]. В ох­

лаждаемом роторе, на одной стороне которого установлены лопатки центробежного компрессора 1, на другой — лопатки центростре­ мительной турбины 2, используется термосифонное охлаждение


посредством конвективной циркуляции легкоплавкого металла по каналам 3, 4 н 5. Жидкий металл, циркулируя в замкнутом контуре 3, 4 и 5, переносит тепло, отбираемое при охлаждении лопаток тур­ бин, к относительно холодным лопаткам центробежного компрес­ сора. Это обеспечивает при работе турбины допустимую температуру стенок охлаждаемых лопаток.

Все рассмотренные закрытые системы охлаждения относятся к системам с естественной циркуляцией охлаждающего агента в пер­

 

 

вом контуре. Кроме систем охлаж­

 

 

дения

с

естественной

циркуляцией

 

 

теплоносителя,

особое

место

зани­

 

 

мают

системы

охлаждения

с

прину­

 

 

дительной

циркуляцией.

 

 

 

 

 

Примером

может

служить

одно­

 

 

ступенчатая

экспериментальная

га­

 

 

зовая турбина «Юпитер» с закрытой

 

 

системой

внутреннего

водяного

ох­

 

 

лаждения

рабочих лопаток

и прину­

 

 

дительной

циркуляцией

охладителя.

 

 

Установка

проектировалась для

ра­

 

 

боты при 1063 К- Однако благодаря

 

 

эффективному

охлаждению

в процес­

 

 

се испытаний

оказалось возможным

 

 

поднять начальную

температуру

до

Рис.

45. Ротор центростремитель­

1243

К.

При

испытании

большое

ной

турбины с закрытой системой

внимание

уделяли возможности при­

охлаждения.

менения

низколегированных

сталей

при интенсивном охлаждении в усло­ виях работы деталей газовых турбин. Особое внимание было обра­ щено на стойкость против коррозии и эрозии.

Рабочие лопатки турбины изготовлены прецизионным литьем. В каждой лопатке в радиальном направлении просверлено шесть охлаждающих каналов. Для подвода охладителя в донышке про­ сверлены два отверстия до выхода их в соединительные каналы. Впадины в крышках лопаток перекрыты. Диск состоит из двух по­ ловин, соединенных между собой болтами. Плоскость разъема про­ ходит перпендикулярно оси ротора. Хвостовики лопаток елочного типа зажимаются между ободами двух половин диска, имеющих пазы соответствующего профиля для крепления лопаток. Вал ро­ тора имеет восемь продольных сверленых каналов диаметром 6 мм — четыре канала для подвода охлаждающей воды и четыре для ее от­ вода. Между валом и корпусом турбины в местах подвода и отвода воды установлены уплотнения. Нормальная утечка охладителя со­ ставляла 14 л/ч. Вода на охлаждение подается насосом. Охладив горячие детали, нагретая вода проходит через охладитель и воз­ вращается опять в ротор.

Закрытые одноконтурные системы жидкостного охлаждения с при­ нудительной циркуляцией можно применять также в центростреми­ тельных турбинах. На рис. 46 показана конструкция охлаждаемой


Рис. 46. Центростремительная турбина с одноконтурной закры­ той жидкостной системой охлаж­ дения.

центростремительной турбины. Жидкость по осевому отверстию вала 1 н радиальным каналам 2 поступает в кольцевую полость 3 между ротором 4 и диском с лопатками. Нагретая жидкость отво­ дится через канал 5 в сборный коллектор п теплообменник.

Такую систему охлаждения можно выполнять и с испарением поступающей на охлаждение жидкости. Жидкостные системы охлаж­ дения являются перспективными, поскольку могут обеспечить зна­ чительный отвод тепла от нагретых узлов к жидкости вследствие высокого коэффициента теплоотдачи. Кроме того, применение жид­ кости в системах охлаждения значительно снижает потери на про­ качивание в сравнении с газом, а сле­ довательно, повышает экономичность всей высокотемпературной ГТУ. Бла­ годаря высокому коэффициенту теп­ лоотдачи к жидкости поверхность внутренних охлаждающих каналов может быть значительно меньше, чем при газовом охлаждении. Недоста­ ток жидкостных систем охлаждения связан с большой неравномерностью температур по сечению охлаждаемой детали, которая объясняется малой теплопроводностью жаропрочных сплавов и высоким коэффициентом теплоотдачи от стенки детали к жид­ кости. Кроме того, для жидкостных

систем охлаждения характерна большая утечка (особенно во вра­ щающихся деталях) жидкости, для предотвращения чего требуются специальные конструктивные меры. При использовании воды во избежание отложения солей и засорения каналов охлаждения необ­ ходимо использовать только дистиллят.

Наряду с жидкостью в закрытых системах охлаждения исполь­ зуются газообразные вещества и в первую очередь воздух (на­ пример, для охлаждения статора и сопловых лопаток). Лопатки в закрытых системах имеют всевозможные конструкции. Мы рассмотрим наиболее характерные из них, начиная с наиболее простой.

Самой распространенной в настоящее время охлаждаемой соп­ ловой лопаткой, которая применяется в существующих газовых тур­

бинах, является пустотелая лопатка (рис. 47).

 

Охлаждающий

агент, поступая в

полую лопатку, нагревается

в ней

и попадает

в общий коллектор,

откуда отводится

и может

быть

использован

дополнительно.

 

 

На рис. 48 [95] показан охлаждаемый корпус сопла,

который

имеет полые охлаждаемые лопатки /, расположенные между коль­

цами 2 и 3 и образующие сопловые каналы 4.

Внутренняя стенка 5

и наружная рубашка 6 образуют охлаждаемые

полости 7 и 8. При

сборке корпуса лопатки ставят в отверстия кольца 2 и фиксируют. После этого лопатки приваривают к кольцам 2 и .3. Благодаря от-

4 Г . Г. Ж а р о в

49



сутствшо сварных швов в сопловых каналах условия обтекания в них лучше.

Недостатки систем охлаждения с полыми лопатками заключаются в значительном расходе охлаждающего агента. С целью сокращения расхода охлаждающего агента применяют различные конструктив-

Рис.

47. Полая охлаждае­

Рис. 48. Охлаждаемый сопловый аппарат.

мая

лопатка.

 

ные усовершенствования трактов охлаждения: установка в полых ло­ патках дефлекторов, различных перегородок и специальных диафрагм.

Дефлектор не только направляет охлаждающий воздух вдоль горячих стенок лопатки, но, уменьшая сечение для прохода охлаж­

 

дающего

агента,

увеличивает

ско­

 

рость его движения, а следователь­

 

но, и коэффициент теплоотдачи. Ребра

 

в полой лопатке создают большую

 

поверхность

теплообмена. Благодаря

 

большому

числу

охлаждающих

ка­

 

налов

обеспечивается

более равно­

 

мерное температурное поле по всему

 

сечению лопатки. Часто для усиле­

 

ния турбулизации потока охлаждаю­

 

щего агента в каналы вставляют раз­

 

личные завихрители. Их

изготовляют

 

либо в виде винта, либо в виде зубча­

Рис. 49. Принципиальные схемы

тых

тел.

С

целью

максимального

использования свойств

охлаждаю­

многопетлевых систем охлаждения.

щего

агента

в

закрытых системах

 

охлаждения

часто

применяют

ло­

патки с многопетлевым протоком охлаждающего агента. Такие схемы охлаждения дают возможность более рационально распре­ делить охлаждающий агент по контуру охлаждаемой лопатки и тем самым обеспечить сравнительно равномерное температурное поле всей охлаждаемой лопатки. Принципиальные схемы таких систем охлаждения представлены на рис. 49.