Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
Принципиальная схема струйного охлаждения изображена на рис. 23. Охлаждающий агент подается по специальному трубопро воду / в статоре и через форсунки 2 на охлаждаемый диск газовой турбины. Такая же система охлаждения (рис. 24) была предложена фирмой Дженерал Электрик [109].
Охлаждающий воздух подается иа диск 1 колеса отдельными струями через сопла 2, которые расположены по спирали, проходя щей от центра к периферии колеса. В отличие от обычных условий струйного охлаждения, когда воздух подводится к центральной части диска колеса турбины п на его поверхности создается погра-
1 ?
|
|
24 |
|
25 |
|
26 |
Рис. |
24. |
Струйная схема |
охлаждения диска, разработанная |
фирмой Дженерал |
||
Электрик. |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
25. |
Принципиальная |
схема |
струйного |
охлаждения лопаток. |
|
Рис. |
26- |
Принципиальная схема |
охлаждения |
диска с помощью |
водяных экранов. |
ничный слой, препятствующий теплообмену, отдельные струи воз
духа разрушают пограничный слой иа всей |
поверхности |
диска, |
в результате чего интенсивность теплообмена |
возрастает в |
пять- |
шесть раз. При расположении сопел по спирали создаются зоны дей ствия струй, перекрывающие одна другую.
Струйное охлаждение используют при охлаждении рабочих ло паток. В этом случае охлаждающий агент подводится либо в меж
лопаточные участки |
ротора, либо через форсунки 2, |
расположенные |
в подводящей трубе |
вблизи выходного сечения |
сопел (рис. 25). |
В качестве охлаждающего агента можно использовать воду. Недо статком такой системы охлаждения является большой расход охла ждающей воды, которая должна быть высокого качества. Примене ние жидкостного струйного охлаждения, по-видимому, уместно при кратковременном форсировании двигателя.
Разновидность струйного охлаждения — парциальное охлажде ние. В этом случае охлаждающий воздух подводится по части дуги соплового аппарата на рабочие лопатки. При этом наиболее интен сивно обдувается передняя кромка профиля рабочей лопатки, что
создает значительную неравномерность поля температур в ее сечении. Потери мощности при парциальном охлаждении очень велики, так как значительный эффект достигается только при большой парциаль ное™ (50%), т. е. при больших расходах воздуха, с давлением, близ
ким к |
давлению |
газа. Кроме |
того, |
в турбинах |
резко |
возрастают |
||
вентиляционные |
потери, |
вследствие |
чего к. |
п. |
д. турбины СНІ-Ь |
|||
жается |
на 5—8%. |
Из-за |
этих |
недостатков |
турбины с |
парциаль |
ным охлаждением не нашли применения в практике газотурбо строения.
Охлаждение при помощи воздушных и водяных экранов (рис. 26) применяют при снижении температуры дисков газовых турбин. Охла
ждаемая вода поступает в канал |
/, |
про |
|
|
|
|
||||||||
ходит |
по змеевику и выходит через канал |
|
|
|
|
|||||||||
2, охлаждая |
газ, |
находящийся |
между |
|
|
|
|
|||||||
диском |
и |
водяным |
экраном. |
Применение |
|
|
|
|
||||||
таких экранов затруднено из-за слож |
|
|
|
|
||||||||||
ности |
их |
конструктивного |
исполнения. |
|
|
|
|
|||||||
Поэтому |
в |
практике |
газотурбостроения |
|
|
|
|
|||||||
часто |
|
обеспечивают |
продувку |
зазоров |
|
|
|
|
||||||
между |
диском турбины и статором, соз |
|
|
|
|
|||||||||
давая |
тем самым как бы воздушный экр-ан. |
|
|
|
|
|||||||||
Принципиальная |
схема |
экранного |
воз |
|
|
|
|
|||||||
душного |
охлаждения |
диска |
показана на |
|
|
|
|
|||||||
рис. 27. Воздух от нагнетателя подводится |
Рис. |
27. |
П |
ринципиальная |
||||||||||
к диску, протекает между |
диском |
и стато |
||||||||||||
ром |
и |
поступает |
в специальный |
коллек |
схема |
воздушного экранного |
||||||||
охлаждения |
дисков. |
|||||||||||||
тор /. Иногда охлаждающий воздух по |
|
|
|
|
||||||||||
падает |
после |
отвода тепла от диска |
прямо |
в проточную |
часть тур |
|||||||||
бины. Такое |
охлаждение требует |
значительного |
расхода |
охлаждае |
||||||||||
мого |
воздуха. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно, рассмотренные наружные открытые системы исполь зуются сейчас на существующих двигателях и являются основой для создания более сложных и эффективных систем охлаждения.
§7. Открытые внутренние системы охлаждения
Первые и наиболее детальные исследования вну тренней открытой системы охлаждения были проведены в Британском газотурбинном институте. Конструкция опытной высокотемператур
ной турбины с воздушной |
системой охлаждения представлена на |
|
рис. 28. Воздух для охлаждения |
рабочих и направляющих лопаток |
|
подается через отверстия / |
и 3. |
Обод диска охлаждается воздухом, |
проходящим через отверстие 2. Опытная турбина выполнена из жаро прочных материалов с интенсивным охлаждением. При общем р?с-
ходе охлаждающего воздуха, равном |
3% |
расхода |
рабочего газа, |
||
к. п. д. ступени уменьшается на 1—2%. |
Для |
предупреждения за |
|||
грязнения |
охлаждающих каналов |
малого |
диаметра твердыми |
||
частицами |
и маслом, приносимым |
воздухом, на |
трубопроводе |
охлаждающего воздуха установлены матерчатые фильтры. После испытаний не было обнаружено загрязнения каналов.
Несмотря на высокую эффективность данный способ охлаждения имеет ряд отрицательных качеств: сложность технологического про цесса изготовления лопаток из спекающегося сплава с внутренними охлаждающими каналами, значительное сопротивление охлаждаю щих каналов малого диаметра, большая затрата охлаждающего
агента. Однако, вследствие простоты |
конструкции по |
сравнению |
с закрытыми системами охлаждения, |
открытые системы |
получают |
в настоящее время общее признание, хотя и в несколько другом исполнении.
Рис. 28. Конструкция опытной высокотемпературной охлаокдаемой турбины.
Отличием применяемых систем охлаждения является более эф фективная организация движения охлаждающего агента (рис. 29).
Охлаждаемые лопатки могут быть выполнены с радиальным вы ходом охлаждающего агента в проточную часть (рис. 29, а) и с осе вым выходом (рис. 29, б).
На рис. 30 показана конструкция полой лопатки с дефлектором в виде массивного стержня, который повышает эффективность охла ждения и является несущей частью лопатки. Профильная часть вы полнена из тонкого листового материала, соединенного с хвостови ком и дефлектором посредством сварки или пайки. Дефлектор хорошо охлаждается и остается всегда холодным.
Охлаждающий воздух подводится через замковую часть, проте кает в продольном направлении, охлаждает силовой стержень 2, оболочку-экран / и выходит через торцевую часть лопатки. Основные
растягивающие силы и изгибные усилия воспринимаются внутрен ним несущим стержнем, который защищен от действия горячих га зов оболочкой. Оболочка имеет небольшую нагрузку, но значитель ную температуру. Газовые усилия передаются оболочкой стержню.
Такая конструкция лопатки была впервые применена на экспе риментальной английской турбине «Дарт».
В настоящее время получили широкое распространение оболоч ковые охлаждаемые лопатки с поперечным протоком охлаждающего агента и осевым выходом его в проточную часть (рис. 31). Лопатка состоит из оболочки 1 и внутреннего дефлектора 2. В случае исполь
зования |
такой |
конструкции |
в качестве рабочей лопатки |
||
вместо |
полого дефлектора вста |
вляют стержень. Охлаждающий агент поступает из общего коллектора в дефлектор и да лее через специальные отвер-
Рис. |
29. |
Принципиальная |
схема внутреннего |
открытого |
охлаждения лопаток. |
||
Рис. |
ЗО. Дефлекторная |
охлазісдаемая лопатка |
с продольным |
течением |
воздуха экспе |
||
риментальной турбины |
|
«.Дартъ. |
|
|
|
||
Рис. |
31. |
Принципиальная |
схема дефлекторной |
лопатки с поперечным |
протоком воз |
||
духа |
и осевым выходом |
его в проточную часть. |
|
|
стия 3 к носику лопатки, откуда; растекаясь на две стороны, проходит по зазорам между оболочкой и дефлектором и попадает из кромки в проточную часть. Теплоотдача оболочки может быть увеличена путем оребрения ее внутренней поверхности. Выравни вание температурного поля по профилю можно осуществить приме нением переменного зазора охлаждения. Рассмотренная лопатка проста в устройстве и изготовлении, а главное, не требует больших экономических затрат на ее производство и освоение.
Указанный способ охлаждения имеет существенные недостатки, основные из которых следующие: значительный расход охлаждаю щего агента; трудность выравнивания температурного поля по кон туру охлаждаемой лопатки; значительное нарушение аэродинамики потока при выходе охлаждающего воздуха в проточную часть.
Применение полых охлаждаемых лопаток для судовых газотур бинных установок имеет особенно важное значение, так как масса
ротора уменьшается в результате уменьшения толщины диска, рас считанного, как диск равного сопротивления. Поданным работы [36], толщина охлаждаемого диска с полыми лопатками уменьшается по сравнению с неохлаждаемым при равным условиях на 30%, что значительно снижает массу ротора.
На рис. 32 изображены лопатки с внутренней перегородкой (а) и с внутренним дефлектором (б).
Лопатку (рис. 32,а) изготовляют из листового материала 7. Внутри лопатки вдоль ее оси располагают плоский экран 2, образующий со спинкой лопатки канал для прохода охлаждающего воздуха. В месте стыка экрана с внутренней стороной передней кромки лопатки по высоте экрана выполнен ряд отверстий. Воздух через корневую
Рис. |
32. Некоторые конструкции лопаток с внутренней открытой систе |
мой |
охлаждения. |
часть лопатки проходит в канал и, выходя через отверстия, омывает внутреннюю поверхность кромки п корытце по всей высоте лопатки, после чего поступает в проточную часть турбины частично через щель в задней кромке лопатки, а частично через открытый верхний торец.
На рис. 32, б представлена лопатка с дефлектором 2, который образует каналы для прохода охлаждающего воздуха. Воздух вы ходит через верхний торец лопатки. Однако применение охлаждае мых лопаток с газообразным охлаждающим агентом требует созда ния надежной системы уплотнения в местах подвода охлаждающего агента. В этой связи интересной конструкцией является система уплотнения тракта охлаждения, изображенная на рис. 33 [104]. Лопатка, охлаждаемая воздухом, закрепляется на диске ротора тур бины обычным образом (елочный замок). В диске турбины имеется полость, сообщающаяся с источником воздуха. Лопатка турбины состоит из внутреннего кованого сердечника с хвостовиком 2 и внеш ней оболочки 1 из листового материала. Несколько выше хвостовика расположена прямоугольная платформа. На поверхности пера ло патки сделаны продольные каналы 3. Нижняя часть внешней обо лочки коробчатого сечения и платформа сердечника образуют зам кнутое пространство, соединенное с каналом 4 в диске для подвода воздуха. Продолжением канала 4 является трубка 5. При работе турбины под действием центробежных сил трубки входят в отверстия