Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальная схема струйного охлаждения изображена на рис. 23. Охлаждающий агент подается по специальному трубопро­ воду / в статоре и через форсунки 2 на охлаждаемый диск газовой турбины. Такая же система охлаждения (рис. 24) была предложена фирмой Дженерал Электрик [109].

Охлаждающий воздух подается иа диск 1 колеса отдельными струями через сопла 2, которые расположены по спирали, проходя­ щей от центра к периферии колеса. В отличие от обычных условий струйного охлаждения, когда воздух подводится к центральной части диска колеса турбины п на его поверхности создается погра-

1 ?

 

 

24

 

25

 

26

Рис.

24.

Струйная схема

охлаждения диска, разработанная

фирмой Дженерал

Электрик.

 

 

 

 

 

Рис.

25.

Принципиальная

схема

струйного

охлаждения лопаток.

Рис.

26-

Принципиальная схема

охлаждения

диска с помощью

водяных экранов.

ничный слой, препятствующий теплообмену, отдельные струи воз­

духа разрушают пограничный слой иа всей

поверхности

диска,

в результате чего интенсивность теплообмена

возрастает в

пять-

шесть раз. При расположении сопел по спирали создаются зоны дей­ ствия струй, перекрывающие одна другую.

Струйное охлаждение используют при охлаждении рабочих ло­ паток. В этом случае охлаждающий агент подводится либо в меж­

лопаточные участки

ротора, либо через форсунки 2,

расположенные

в подводящей трубе

вблизи выходного сечения

сопел (рис. 25).

В качестве охлаждающего агента можно использовать воду. Недо­ статком такой системы охлаждения является большой расход охла­ ждающей воды, которая должна быть высокого качества. Примене­ ние жидкостного струйного охлаждения, по-видимому, уместно при кратковременном форсировании двигателя.

Разновидность струйного охлаждения — парциальное охлажде­ ние. В этом случае охлаждающий воздух подводится по части дуги соплового аппарата на рабочие лопатки. При этом наиболее интен­ сивно обдувается передняя кромка профиля рабочей лопатки, что


создает значительную неравномерность поля температур в ее сечении. Потери мощности при парциальном охлаждении очень велики, так как значительный эффект достигается только при большой парциаль­ ное™ (50%), т. е. при больших расходах воздуха, с давлением, близ­

ким к

давлению

газа. Кроме

того,

в турбинах

резко

возрастают

вентиляционные

потери,

вследствие

чего к.

п.

д. турбины СНІ-Ь

жается

на 5—8%.

Из-за

этих

недостатков

турбины с

парциаль­

ным охлаждением не нашли применения в практике газотурбо­ строения.

Охлаждение при помощи воздушных и водяных экранов (рис. 26) применяют при снижении температуры дисков газовых турбин. Охла­

ждаемая вода поступает в канал

/,

про­

 

 

 

 

ходит

по змеевику и выходит через канал

 

 

 

 

2, охлаждая

газ,

находящийся

между

 

 

 

 

диском

и

водяным

экраном.

Применение

 

 

 

 

таких экранов затруднено из-за слож­

 

 

 

 

ности

их

конструктивного

исполнения.

 

 

 

 

Поэтому

в

практике

газотурбостроения

 

 

 

 

часто

 

обеспечивают

продувку

зазоров

 

 

 

 

между

диском турбины и статором, соз­

 

 

 

 

давая

тем самым как бы воздушный экр-ан.

 

 

 

 

Принципиальная

схема

экранного

воз­

 

 

 

 

душного

охлаждения

диска

показана на

 

 

 

 

рис. 27. Воздух от нагнетателя подводится

Рис.

27.

П

ринципиальная

к диску, протекает между

диском

и стато­

ром

и

поступает

в специальный

коллек­

схема

воздушного экранного

охлаждения

дисков.

тор /. Иногда охлаждающий воздух по­

 

 

 

 

падает

после

отвода тепла от диска

прямо

в проточную

часть тур­

бины. Такое

охлаждение требует

значительного

расхода

охлаждае­

мого

воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно, рассмотренные наружные открытые системы исполь­ зуются сейчас на существующих двигателях и являются основой для создания более сложных и эффективных систем охлаждения.

§7. Открытые внутренние системы охлаждения

Первые и наиболее детальные исследования вну­ тренней открытой системы охлаждения были проведены в Британском газотурбинном институте. Конструкция опытной высокотемператур­

ной турбины с воздушной

системой охлаждения представлена на

рис. 28. Воздух для охлаждения

рабочих и направляющих лопаток

подается через отверстия /

и 3.

Обод диска охлаждается воздухом,

проходящим через отверстие 2. Опытная турбина выполнена из жаро­ прочных материалов с интенсивным охлаждением. При общем р?с-

ходе охлаждающего воздуха, равном

3%

расхода

рабочего газа,

к. п. д. ступени уменьшается на 1—2%.

Для

предупреждения за­

грязнения

охлаждающих каналов

малого

диаметра твердыми

частицами

и маслом, приносимым

воздухом, на

трубопроводе


охлаждающего воздуха установлены матерчатые фильтры. После испытаний не было обнаружено загрязнения каналов.

Несмотря на высокую эффективность данный способ охлаждения имеет ряд отрицательных качеств: сложность технологического про­ цесса изготовления лопаток из спекающегося сплава с внутренними охлаждающими каналами, значительное сопротивление охлаждаю­ щих каналов малого диаметра, большая затрата охлаждающего

агента. Однако, вследствие простоты

конструкции по

сравнению

с закрытыми системами охлаждения,

открытые системы

получают

в настоящее время общее признание, хотя и в несколько другом исполнении.

Рис. 28. Конструкция опытной высокотемпературной охлаокдаемой турбины.

Отличием применяемых систем охлаждения является более эф­ фективная организация движения охлаждающего агента (рис. 29).

Охлаждаемые лопатки могут быть выполнены с радиальным вы­ ходом охлаждающего агента в проточную часть (рис. 29, а) и с осе­ вым выходом (рис. 29, б).

На рис. 30 показана конструкция полой лопатки с дефлектором в виде массивного стержня, который повышает эффективность охла­ ждения и является несущей частью лопатки. Профильная часть вы­ полнена из тонкого листового материала, соединенного с хвостови­ ком и дефлектором посредством сварки или пайки. Дефлектор хорошо охлаждается и остается всегда холодным.

Охлаждающий воздух подводится через замковую часть, проте­ кает в продольном направлении, охлаждает силовой стержень 2, оболочку-экран / и выходит через торцевую часть лопатки. Основные

растягивающие силы и изгибные усилия воспринимаются внутрен­ ним несущим стержнем, который защищен от действия горячих га­ зов оболочкой. Оболочка имеет небольшую нагрузку, но значитель­ ную температуру. Газовые усилия передаются оболочкой стержню.

Такая конструкция лопатки была впервые применена на экспе­ риментальной английской турбине «Дарт».

В настоящее время получили широкое распространение оболоч­ ковые охлаждаемые лопатки с поперечным протоком охлаждающего агента и осевым выходом его в проточную часть (рис. 31). Лопатка состоит из оболочки 1 и внутреннего дефлектора 2. В случае исполь­

зования

такой

конструкции

в качестве рабочей лопатки

вместо

полого дефлектора вста­

вляют стержень. Охлаждающий агент поступает из общего коллектора в дефлектор и да­ лее через специальные отвер-

Рис.

29.

Принципиальная

схема внутреннего

открытого

охлаждения лопаток.

Рис.

ЗО. Дефлекторная

охлазісдаемая лопатка

с продольным

течением

воздуха экспе­

риментальной турбины

 

«.Дартъ.

 

 

 

Рис.

31.

Принципиальная

схема дефлекторной

лопатки с поперечным

протоком воз­

духа

и осевым выходом

его в проточную часть.

 

 

стия 3 к носику лопатки, откуда; растекаясь на две стороны, проходит по зазорам между оболочкой и дефлектором и попадает из кромки в проточную часть. Теплоотдача оболочки может быть увеличена путем оребрения ее внутренней поверхности. Выравни­ вание температурного поля по профилю можно осуществить приме­ нением переменного зазора охлаждения. Рассмотренная лопатка проста в устройстве и изготовлении, а главное, не требует больших экономических затрат на ее производство и освоение.

Указанный способ охлаждения имеет существенные недостатки, основные из которых следующие: значительный расход охлаждаю­ щего агента; трудность выравнивания температурного поля по кон­ туру охлаждаемой лопатки; значительное нарушение аэродинамики потока при выходе охлаждающего воздуха в проточную часть.

Применение полых охлаждаемых лопаток для судовых газотур­ бинных установок имеет особенно важное значение, так как масса



ротора уменьшается в результате уменьшения толщины диска, рас­ считанного, как диск равного сопротивления. Поданным работы [36], толщина охлаждаемого диска с полыми лопатками уменьшается по сравнению с неохлаждаемым при равным условиях на 30%, что значительно снижает массу ротора.

На рис. 32 изображены лопатки с внутренней перегородкой (а) и с внутренним дефлектором (б).

Лопатку (рис. 32,а) изготовляют из листового материала 7. Внутри лопатки вдоль ее оси располагают плоский экран 2, образующий со спинкой лопатки канал для прохода охлаждающего воздуха. В месте стыка экрана с внутренней стороной передней кромки лопатки по высоте экрана выполнен ряд отверстий. Воздух через корневую

Рис.

32. Некоторые конструкции лопаток с внутренней открытой систе­

мой

охлаждения.

часть лопатки проходит в канал и, выходя через отверстия, омывает внутреннюю поверхность кромки п корытце по всей высоте лопатки, после чего поступает в проточную часть турбины частично через щель в задней кромке лопатки, а частично через открытый верхний торец.

На рис. 32, б представлена лопатка с дефлектором 2, который образует каналы для прохода охлаждающего воздуха. Воздух вы­ ходит через верхний торец лопатки. Однако применение охлаждае­ мых лопаток с газообразным охлаждающим агентом требует созда­ ния надежной системы уплотнения в местах подвода охлаждающего агента. В этой связи интересной конструкцией является система уплотнения тракта охлаждения, изображенная на рис. 33 [104]. Лопатка, охлаждаемая воздухом, закрепляется на диске ротора тур­ бины обычным образом (елочный замок). В диске турбины имеется полость, сообщающаяся с источником воздуха. Лопатка турбины состоит из внутреннего кованого сердечника с хвостовиком 2 и внеш­ ней оболочки 1 из листового материала. Несколько выше хвостовика расположена прямоугольная платформа. На поверхности пера ло­ патки сделаны продольные каналы 3. Нижняя часть внешней обо­ лочки коробчатого сечения и платформа сердечника образуют зам­ кнутое пространство, соединенное с каналом 4 в диске для подвода воздуха. Продолжением канала 4 является трубка 5. При работе турбины под действием центробежных сил трубки входят в отверстия