Файл: Сохранение национальных культур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра «Экономика и гуманитарные дисциплины»


ДОКЛАД

по дисциплине: «Философия»

на тему:

«Сохранение национальных культур»

Проверил:

Ст. преподаватель,

К. ф.н. Закирова А. Ж.


Выполнил:

Студент гр. ТМО-21у-1

Макжанов Р.В
Дзержинск

2023

Содержание

Введение 3

1.Национальная культура и ее основные компоненты 4

2. Основные компоненты национальных структур…………………….5

3. Традиционные культуры и их различия ……………………………..7

4. Язык и нация……………………………... …………………………..10

5.Основыне компоненты национальной культуры……………………10

6.Способы сохранения национальной культуры……………………....11

7.Заключение……………………………………………………………..11

8.Библеографический список……….…………………………………..12

Введение



КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей.
Современное человечество насчитывает тысячи народов, почти 200 государств, более 5 млрд. землян. Среди всей массы людей нет двух одинаковых. Каждый имеет свои особенности. Кроме индивидуальных различий есть и групповые: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные и т.д. Любая нация, социальная группа принимает из системы общекультурных человеческих ценностей только то, что соответствует духовному настрою их уровня развития, уровню развития возможностей. Региональные и национальные культуры становятся взаимосвязанными. Они влияют друг на друга, усиливается взаимосвязь различных стран и народов. Кроме того, появляется мощная тенденция к сохранению собственной идентичности национальной культуры.

Слово НАЦИЯ (от лат . natio - племя, народ) обычно рассматривается, как историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом, включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
Говоря о национальной культуре применяют термин «цивилизация» .Этот термин часто употребляется как синоним культуры или как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).
Большинство учёных определяют цивилизацию, «как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», «как целостное конкретно- историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.»


1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ


Типы национальных культур
Существуют различные типы национальных культур. Среди них можно, например, выделить
1. Скандинавский (Швеция, Норвегия)
В скандинавских странах с 19 в. (особенно в 40-60-х гг.) развился СКАНДИНАВИЗМ - буржуазное течение, культивирующее идеи государственного, политического, экономического и культурного объединения этих стран. Интересна для изучения СКАНДИНАВИСТИКА - комплекс наук, изучающих скандинавские языки, литературы, древнескандинавскую письменность, историю, экономику и культуру скандинавских народов.
2. Романский(Бельгия ,Франция)
Область филологии РОМАНИСТИКА, изучает романские языки и литературу, фольклор и культуру романских народов.
3.Синтоистский (Япония),
4. Азиатский (Гонконг, Тайвань, Сингапур),
5.Англосакский (Канада, Австралия, Великобритания)
АНГЛОСАКСЫ, общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5-6 вв. Британию. В 7-10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы.
Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после Нормандского завоевания Англии 1066) выходцами из Франции, положили начало английской народности.




2. Основные компоненты национальных культур


1. Историческое прошлое. Можно считать, что цивилизация включает в себя историческое развитие и культурные достижения конкретного народа (или группы народов)
2.Определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
3.Специфические сферы деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура)
4.Предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.)
5.Человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
6. Национальный язык, язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты. Применяя к истории культуры цивилизационный подход русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885) считал, что «всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком,…составляет самобытный культурно-историческй тип…», который находится в борьбе и связи с другими.
7. Социальные нормы, правила мышления и поведения. ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
ОБЫЧАЙ, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, которые складывались на протяжении многих столетий. Обычаи это неписаные законы, которыми руководствуются в ежедневных делах. Обычаи и язык – это наименьшие элементы, которые объединяют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Обычай, как и язык формировался на протяжении всей жизни и развития каждого народа. У всех народов существует поверие, что тот, кто забыл обычаи своих отцов, карается людьми и Богом.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государс венные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Неотъемлемой частью социальной и духовной жизни человека является его отношение к религии.
РАМАКРИШНА (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-86), индийский религиозный проповедник и общественный деятель считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его идеи оказали большое влияние на идеологию индийского национального движения.
А.ТОЙНБИ считал, что прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении.
В 20 веке господствующей становится система общемировоззренчески установок, предлагаемых наукой, массовой культурой, но не религией. Распад традиционных религиозных ценностей способствует утверждению нигилизма -отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
РИТУАЛ (от лат . ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.

3. Традиционные культуры и их различия


Традиционные общества и традиционные культуры, где под традицией понимается установившиеся на протяжении веков правила поведения, часто обозначают термином цивилизация.

Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) насчитал 21 цивилизацию в истории человечества. Многие из них неповторимы, но все имеют общие черты и большинство из них связано с понятием Восток.
Можно дать характеристики отдельных видов культуры и проследить их общие и индивидуальные черты. К таким видам можно отнести западноевропейскую культуру, североамериканскую, южно-азиатскую и т.д.

Западноевропейская культура унаследовала 7 предыдущих цивилизационных достижений и культуру нескольких империй. Единого культурного пространства в Европе нет, она разделена на Западную и Восточную. В самой Западной Европе очень большое различие между культурами народов, например, Скандинавии и Средиземноморья. Машинная (техногенная) цивилизация Запада возникла как традиционный путь развития. Человек запада - властелин над природой. «Экологизация» современной модели техногенной цивилизации, основанной на идее господства человека над природой, ведёт к активному поиску «точек соприкосновения» с национальными культурами в различных регионах планеты. Но Европейская культура стремится преобразовать мир, а Китайская, например, считает мир как «лучший из возможных» и господствующей является идея приспособиться к нему.
Именно наше время показало ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим, региональным и национальным. Современный опыт показал: восточные страны смогли адаптировать ценности западной культуры в своих системах производства и образования. Страны Тихоокеанского региона превратились в один из локомотивов научно- технического прогресса. При этом культурные основы их жизни оставались специфическими, особенными. Говоря о понятиях Восток и Запад, нельзя забывать, что, например, на самом Востоке японская и индийская культуры имеют свои принципы построения и свои специфические и уникальные достижения.
В своё время немецкий учёный Макс Вебер (1864-1920) показал, как на основах протестантской культуры возникла в Западной Европе рыночная экономика. Современные исследования обнаруживают удивительную пластичность самобытных национальных культур в восприятии и адаптации рыночных механизмов. Интересно отметить, что такие образцовые в техногенном отношении страны, как Япония, основываются на национальных формах культурного развития. Техногенная цивилизация своеобразно прижилась в условиях особых культурных установок. Нетрадиционные взаимоотношения человека и природы, личности и общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказали стимулирующее воздействие на развитие современной рыночной инновационной экономики. Поэтому в Японии возникли своеобразные организационные формы культуры. Национально-культур ые черты японского характера проявляются, например, в приверженности к коллективным формам организации труда.