Файл: Тема 2 Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1

Тема 2 Воспитание, образование и развитие детей с нарушением слуха

Задание: Разработать разделы Адаптированной образовательной программы для ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми. Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:

1. Материально-техническое обеспечение получения образования

В детском саду, реализующим адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, создано соответствующее материально-техническое обеспечение, которые отражают:

А) общие характеристики инфраструктуры дошкольного образования, которые обеспечивают:

1) возможность достижения слабослышащими и позднооглохшими детьми требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы, установленных ФГОС дошкольного образования;

2) соблюдение:

- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);

- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, кабинетов специалистов, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- пожарной и электробезопасности;

- требований охраны труда;

3) возможность для беспрепятственного доступа слабослышащих и позднооглохших детей к информации, объектам инфраструктуры образовательной организации.

В) специфические характеристики:

1) организации пространства (в дошкольной образовательной организации имеются кабинеты специалистов - учителя-дефектолога (сурдопедагога), педагога-психолога, помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет; помещение для питания воспитанников; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе);

2) организации временного режима обучения (при составлении режима дня и распорядка соблюдались требования СанПин (П.11.10.-11.13.) к максимально допустимому объему образовательной нагрузки; для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п. согласно их возрастным особенностям);


3) организации рабочего места ( обеспечение ребенка современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и группового пользования; рабочее место слабослышащего и позднооглохшего ребенка в дошкольной образовательной организации занимает положение, где сидящий за ней ребенок видит лицо педагога и большинства сверстников; рабочее место ребенка хорошо освещено);

4) технических средств обучения (в работе с глухими и слабослышащими детьми используется качественная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, слухо-речевые тренажеры для фронтальных, малогрупповых и индивидуальных занятий, индивидуальные слуховые аппараты. электроакустическая аппаратура; сурдотехнические средства обучения и реабилитации; электроакустические комплексы; световые маяки; индукционные системы; системы вызова помощника; табло - бегущая строка; информационные киоски (напольные); FМ-системы; реабилитационное оборудование; радиосистемы, которые обеспечивают связь слуховых аппаратов детей через приѐмник с передатчиком и микрофоном педагога);

5) специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов (выбор специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов определяется этапом обучения и содержанием занятий для слабослышащих и позднооглохших детей. Их комплексы соответствуют тематическому принципу для каждого занятия, возрасту и индивидуальным особенностям развития, доступны для восприятия детей);

6) компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям слабослышащих и позднооглохших детей (используются в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности; используется для обновления образовательных ресурсов, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания

, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет)

2. Программно-методическое обеспечение

Дошкольное образовательное учреждение реализует различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования. При их разработке используются методические материалы и рекомендации по организации образовательного процесса со слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками.

Для слабослышащих и позднооглохших детей предусмотрены занятия по коррекции недостатков слуховых, речевых, физических и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.

Выделяются следующие формы работы с детьми с нарушениями слуха: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится дифференцированно.

3. Формы и методы организации инклюзивного образования

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы приводятся с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, специфики их образовательных потребностей и интересов:

- образовательные ситуации, исходя из особенностей речевого развития детей (занятия);

- различные виды игр и игровых ситуаций, (в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой);

- проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;

праздники, социальные акции;

- использование образовательного потенциала режимных моментов.

Все формы вместе и каждая в отдельности реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Принципы и подходы:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;


- позитивная социализация ребенка;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество ДОУ с семьей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития;

- развивающее вариативное образование;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.