Файл: Емельянов Г.А. Передача дискретной информации и основы телеграфии учеб. для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение системы АТОЛ повышает производительность тру­ да по сравнению с неавтоматическим переприемом на 35—40% за счет возможности выполнения телеграфистом вспомогательных опе­ раций (оформление бланков, ведение журнала) во время передачи телеграмм. Система обеспечивает высокий коэффициент исполь-

Перфоленты

Транспортер

Рис. 12.8. Структурная схема системы АТОЛ

зования канала (К=0,8), но не дает заметного выигрыша в ско­ рости прохождения телеграмм через узел.

Ускорение прохождения телеграмм через узел коммутации обес­ печивает переприем без отрыва ленты, схема которого представ­ лена на рис. 12.9. Прием информации из входящих каналов осу-

Мноеонратное

попе

Перфолента.

Рис. 12.9. Структурная схема автоматизации переприема без отрыва ленты

ществляется на телеграфный аппарат с реперфоратором РПі, от­ куда перфолента непосредственно поступает в трансмиттер ТРи установленный на том же рабочем месте. Телеграфист, прочитав адрес телеграммы, коммутирует трансмиттер на нужный исходя­ щий канал (исходящие каналы подключены к рабочим местам многократно). В конце каждой телеграммы передается условная комбинация конца телеграммы, которая фиксируется фиксатором конца телеграммы ФК.Т, после чего последний останавливает ТРі и автоматически освобождает занятый исходящий канал. Если ка-

нал, на который коммутируется ТР\, занят передачей с другого рабочего места, то происходит задержка в передаче не только дан­ ной телеграммы, но и всех последующих. Во избежание образова­ ния очереди применяются специальные рабочие места — выравни­ ватели нагрузки, на реперфораторы РП2 которых передаются теле­ граммы при длительной занятости исходящих каналов. После осво­ бождения нужного канала телеграммы, накопленные в петле пер­ фоленты, передаются с помощью трансмиттера ТР%

Эта система значительно сокращает время прохождения теле­ грамм внутри узла (с 20—25 до 3 мин) и исключает случаи потери отрезков перфоленты, возможные при системе АТОЛ. Недостатком системы является сравнительно небольшой коэффициент исполь­ зования каналов (~0,5) .

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕПЕРФОРАТОРНОГО ПЕРЕПРИЕМА

Автоматические системы реперфораторного переприема пред­ ставляют собой дальнейшее развитие системы автоматизации без отрыва ленты. Упрощенная схема одной из таких систем1 ), где автоматизированы все основные и большинство вспомогательных операций по переприему телеграмм, представлена на рис. 12.10.

Рис. 12.10. Упрощенная функциональная схема станции с кодовой коммутацией телеграмм

В начале каждой телеграммы (перед ее текстом) передается маршрутный индекс, с помощью которого производится автома­ тический выбор дальнейшего направления ее следования. Марш­ рутный индекс состоит из шести цифр, из которых первые три (магистральный индекс) обозначают зону (областные и некоторые

') Эта система разработана в ЦНИИС в 1956 г., получила условное наиме­ нование «Лиман» и установлена в некоторых крупных телеграфных узлах.


другие крупные узлы, являющиеся центрами своих зон), а вторые три (местный индекс) — оконечный пункт назначения телеграммы (ГО или РУС). Маршрутный индекс проставляется телеграфистом в месте отправления телеграммы: магистральный — по таблице ма­ гистральных индексов, местный — по заявлению отправителя теле­ граммы. Если местный индекс отправителю неизвестен, простав­ ляется условный местный индекс 991.

Помимо маршрутного

индекса, в начале телеграммы передают­

ся: порядковый

номер (трехзначный)

и индекс

категорийности

(П — простая,

С — особо

срочная, В —- требующая

особого учета,

К —срочная и т. п.). Все это вместе

с маршрутным индексом со­

ставляет предзаголовок.

 

 

 

Телеграмма заканчивается передачей двух знаков конца теле­ граммы (ЗКТ), служащих для отделения одной телеграммы от другой. Так как в случае искажения маршрутного индекса теле­ грамма будет направлена не по назначению, маршрутный индекс передается с использованием ошибкообнаруживающего кода. Для передачи трехзначного индекса, состоящего из трех пятиэлементных комбинаций, используют только те из них, у которых отно­ шение числа посылок типа «1» к числу посылок типа «О» состав­ ляет 7/8. Это позволяет обнаруживать наиболее часто встречаю­ щиеся одиночные переходы «1» в «О» или обратно.

Телеграммы, принимаемые по магистральным связям, посту­ пают на стол кодового регистра СКР, который состоит из репер­ форатора РП, трансмиттера TP и кодового регистра КР-

После прохождения перфоленты со знаками порядкового номе­ ра через трансмиттер сравнивающее устройство кодового регистра проверяет правильность номера. Это устройство после каждой при­ нятой телеграммы автоматически переводится на следующий по­ рядковый номер. Если порядковый номер принимаемой телеграммы правилен, то движение перфоленты в трансмиттере продолжается; если же этот номер не совпадает с номером, записанным в срав­ нивающем устройстве, то лента останавливается и подается соот­ ветствующий сигнал, по которому обслуживающий персонал при­ нимает соответствующие меры. После проверки порядкового но­ мера в кодовом регистре накапливаются комбинации знаков ин­ декса категории и маршрутного индекса. В этот момент трансмит­ тер останавливается и накопленные в КР знаки маршрутного ин­ декса передаются в избиратель направлений (ИИ), который под­ ключается к КР только на время проведения соединения. ИН де­ шифрирует маршрутный индекс и приводит в действие автомати­ ческий коммутатор (А К), который производит соединение СКР с исходящим каналом требуемого направления.

В момент занятия исходящего канала к нему подключается нумеровальное устройство (НУ), передающее в канал новый по­ рядковый номер телеграммы и текущее время, после чего снова включается кодовый регистр. КР передает в исходящий канал сле­ дующую серию знаков: индекс категорийности, маршрутный ин-


деке, индекс данного рабочего места и старый порядковый номер телеграммы. (Индекс рабочего места содержит информацию о том, из какого узла или отделения связи и по какому каналу была при­ нята телеграмма.) После передачи в канал всего предзаголовка включается трансмиттер и в исходящий канал с перфоленты пере­ даются текст телеграммы и знак ее конца, служащий для останов­ ки трансмиттера и освобождения исходящего канала автомати­ ческим коммутатором. Телеграфный аппарат Т стола контроля пе­ редачи СКП служит для контроля правильности передачи теле­ грамм, передаваемых по исходящему каналу.

При занятости исходящего канала СКР подключается к вырав­ нивателю нагрузки (ВН). Накопленные в ВН телеграммы пере­ даются в исходящий канал в те промежутки времени, когда этот канал не занят передачей с трансмиттеров СКР.

Входящая телеграмма, имеющая маршрутный индекс зоны данного узла, обрабатывается следующим образом. Кодовый ре­ гистр, расшифровав этот индекс, запускает трансмиттер для опре­ деления местного маршрутного индекса. Местный индекс расшиф­ ровывается ИН, и телеграмма передается в требуемый низовой пункт. Если маршрутный индекс состоит из цифр 991, то телеграм­ ма попадает на стол ГО, откуда она вручную коммутируется в нужное место.

Исходящие телеграммы от ГО, имеющих

малую нагрузку (до

20 телеграмм в чин), поступают в СКР через

концентратор.

Исходящие телеграммы, поступающие из отделений связи, на­ ходящихся непосредственно на узле коммутации, предварительно перфорируются на реперфораторе, расположенном на столе пер­ вичной информации СПП.

Контроль телеграмм, передаваемых в ГО, осуществляется на телеграфных аппаратах СКП, включаемых в устройства низовой связи НС и устройства концентрированных низовых связей НС К Применение системы «Лиман» обеспечивает резкое уменьше­ ние числа телеграфистов по сравнению с полуавтоматическими переприемяыми станциями и сокращение сроков прохождения теле­

грамм. Однако

это достигается

за счет значительного увеличения

и удорожания

коммутационного

оборудования (по сравнению с

системой АТОЛ в 4—5 раз) и роста в 1,5 раза численности обслу­ живающего аппаратуру технического персонала. Это обусловлено использованием в системе «Лиман» большого количества недоста­ точно надежной электромеханической аппаратуры (реперфораторы, трансмиттеры, телеграфные аппараты, реле, искатели). Поэто­ му эта система нашла ограниченное применение.

Дальнейшее развитие автоматизированных систем коммутации телеграфных сообщений идет по пути использования вместо элек­ тромеханических коммутационных приборов электронных устройств и ЭВМ. Узлы коммутации сообщений, построенные на базе ЭВМ, обычно используют для передачи различных видов дискретной ин­ формации: передачи данных, телеграфии (см. разд. 12.6).



СИСТЕМА ПРЯМЫХ СОЕДИНЕНИИ

Система прямых соединений (ПС) на телеграфной сети общего

пользования заключается в предоставлении тому или

иному ГО

или РУС временного прямого соединения через узлы

коммутаций

каналов с другими ГО или РУС. Скелетная схема

телеграфной

связи по системе ПС приведена на рис. 12.11.

 

 

І

I Оконечный.

|

пункт

(Г^)

М/;птґ\

Н

I

пая

|

 

линия

 

 

Рис. 12.11. Функциональная схема телеграфной связи чпо системе прямых соединений

Аппараты ГО и РУС подключаются местными соединительными линиями к близлежащим узлам коммутации, а последние соеди­ няются друг с другом пучками магистральных каналов. Телеграф­ ные аппараты оконечных пунктов подключаются к вызывным при­ борам, которые обеспечивают посылку на узел сигналов вызова, набора номера, отбоя, а также осуществляют автоматическое вклю­ чение и выключение телеграфного аппарата в соответствии с сиг­ налами, поступающими от узла.

Для передачи телеграммы по системе ПС телеграфист одного оконечного пункта набирает на вызывном приборе номер вызы­ ваемого оконечного пункта, в результате чего коммутационные приборы узлов автоматически устанавливают требуемое соедине­ ние каналов между этими пунктами. С трансмиттера первого око­ нечного пункта осуществляется автоматическая передача предва­ рительно отперфорированных телеграмм, принимаемых аппаратом другого оконечного пункта. Для образования прямого телеграфно­ го канала между вызывающим и вызываемым оконечными пунк­ тами необходимо наличие свободных магистральных каналов меж­ ду всеми узлами, участвующими в этом соединении, и местной ли­ нии между последним из узлов и вызываемым пунктом. Из теории массового обслуживания известно, что чем меньше каналов в пуч­

ке, тем меньше пропускная способность каждого канала,

посколь­

ку тем больше вероятность, что эти каналы заняты (см.

кривые

рис. 12.12). Действительно, вероятность того что вызов поступит на один канал в тот момент, когда он занят прохождением одной те­ леграммы (вероятность отказа), равна длительности занятия ка­ нала (в часах), отнесенной к одному часу, т. е. (1,51>:60): 1 =0,025,

') Среднее время передачи одной телеграммы, включая время установления соединения, принято равным 1,5 мин.