Файл: Емельянов Г.А. Передача дискретной информации и основы телеграфии учеб. для вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
із |
v ; - : ; ; ^ : |
' Г Л А В А
Методы повышения надежности систем и сетей передачи дискретной информации
(13.1. ПОНЯТИЕ О НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ И СЕТЕЙ
:ПЕРЕДАЧИ Д И С К Р Е Т Н О Й ИНФОРМАЦИИ
Надежностью системы (аппаратуры) передачи дискретной ин формации называется ее свойство выполнять заданные функции,
сохраняя свои эксплуатационные |
показатели в заданных пределах |
в течение заданного промежутка |
времени. |
Система (сеть) передачи дискретной информации (ПДИ) пред ставляет собой сложное сооружение, состоящее из трактов пере дачи и узлов коммутации. Вопросы надежности сетей разработаны недостаточно полно и поэтому при дальнейшем изложении мы рас
смотрим |
в основном |
вопросы надежности |
трактов., передачи |
дис |
кретной |
информации. |
|
|
|
При |
рассмотрении |
надежности трактов |
передачи данных |
воз |
никает необходимость определения: количественных характеристик надежности; критерия отказа; методики расчета надежности; ме тодики экспериментального определения надежности; причин, вы зывающих понижение надежности; технических и организационных методов повышения надежности и оценки их эффективности.
13.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ
Надежность самым тесным образом связана с понятием отка за, поэтому остановимся на данном вопросе несколько подробнее. Под отказом понимают событие, появление которого вызывает пол ное или частичное прекращение выполнения трактом П Д И своих функций. Отказы могут быть внезапными, вызванными, например, механическим повреждением линий связи, источников энергоснаб жения, неправильными действиями обслуживающего персонала, и постепенными, возникающими в результате старения материалов и деталей.
где Т — общее время |
исправной |
работы |
за |
заданный промежуток |
времени; Гв — общее |
время восстановления |
за заданный проме |
||
жуток времени. |
|
|
|
|
Нетрудно видеть, |
что любая |
из пар |
вышеуказанных парамет |
ров Т0, т0 , Кг характеризует в среднем надежность всей системы, тогда как каждый из параметров в отдельности дает неполную ее характеристику. Действительно, например, наработка на отказ ука зывает только среднее время между отказами, но ничего не гово
рит |
о их длительности. |
В то ж е |
время среднее время восстановле |
|
ния |
ничего не говорит |
о временных интервалах между отказами. |
||
|
Наряду с понятием наработки на отказ и среднего времени вос |
|||
становления в теории |
надежности широко |
используются парамет |
||
ры: интенсивность отказов и интенсивность |
восстановлений. |
|||
|
Под интенсивностью |
отказов |
X понимают число отказов в еди |
ницу времени, отнесенное к числу элементов, исправных в начале рассматриваемого промежутка времени. Она может быть получена по статистическим данным:
= |
(13.4) |
|
NAT |
где ANi —число отказавших элементов за время AT. При нормаль ной работе, когда интенсивность отказав примерно постоянна, име ет место следующее соотношение:
X = 1/Г0 . |
(13.5) |
Интенсивность восстановления ц характеризует производитель ность ремонтно-восстановительных работ и определяется числом восстановлений в единицу времени. Она может быть найдена из выражения
\i(t)= |
f ' ( t ) |
, |
(13.6) |
^ v |
1 - М » |
|
|
где [І(0 —условная плотность вероятности восстановления для мо
мента времени t при условии, что до этого момента |
восстановле |
||
ние не произойдет; fB(t)—плотность |
распределения |
времени вос |
|
становления |
FB(t). |
|
|
При постоянной интенсивности восстановления существует сле |
|||
дующая связь со средним временем |
восстановления: |
|
|
|
ц = 1 / т . . |
(13.7) |
|
При постоянной интенсивности отказов справедливо следующее |
|||
соотношение: |
|
t_ |
|
|
|
|
|
|
р ( * ) = е - " = |
е Т ° . |
(13.8) |
Обычно тракты П Д И в целом в отношении надежности харак теризуют параметрами коэффициента готовности Кт и вероятно стью безотказной работы p(t). Этими же параметрами принято
характеризовать аппаратуру ПДИ, в то время как для ее отдель ных элементов широко пользуются характеристикой интенсивности отказов ^-характеристики. Для оценки надежности линий связ;і наиболее подходят наработка на отказ и коэффициент готовности.
Снижение надежности может происходить, если: скорость пе редачи оказывается ниже заданной при нормальной достоверности; достоверность передачи снижается ниже установленной при нор мальной скорости; как скорость, так и достоверность передачи сни жены ниже заданных.
Рассмотрим первый из этих случаев. Скорость передачи инфор мации в трактах ПДИ является обычно величиной постоянной, за висящей от типа канала связи и аппаратуры ПДИ (если не рас сматривать адаптивных систем, изменяющих скорость передачи информации в зависимости от состояния канала связи). Для обес печения нормальной работы трактов ПДИ необходимая скорость передачи информации с должна выбираться несколько меньше средней скорости передачи по каналам связи В, обусловленной ти пом канала и аппаратуры П Д И (С<В). В случае С = В любой, да же самый короткий, перерыв в передаче информации по тракту ПДИ будет вызывать отказ, т. е. приводить к снижению надежно
сти. При С < В отказ наступает лишь в том случае, когда |
длитель |
|
ность перерывов за время передачи |
Т |
|
'„ер> Г ( l - |
- § - ) . |
(13.9) |
Рассмотрим второй случай снижения надежности.
При использовании корректирующих кодов, например, в систе мах с РОС (см. § 11.3)
Р |
в к |
п |
к |
Ь р е ш . макс — |
П |
— " |
, |
|
|
К+Г |
Таким образом, наличие кодирования увеличивает требуемую ско рость передачи, а следовательно, уменьшает допустимое время пе рерыва ^перПоэтому случай снижения верности передачи ниже за данной при применении кодирования также сводится к первому случаю, когда критерием надежности является снижение скорости передачи ниже установленной.
Третий случай представляет собой сочетание двух первых: сни жение надежности обусловливается в конечном счете снижением скорости передачи ниже заданных пределов.
Таким образом, критерием отказа в трактах ПДИ является сни жение скорости передачи ниже заданных пределов. Этот критерий наиболее четко проявляется в так называемых «темповых» систе мах передачи данных, в которых по тракту ПДИ регламентируется передача определенных объемов информации в заданные отрезки времени, т. е. задается темп передачи информации. К «темповым» относятся тракты передачи данных: например, в системах управ ления автоматизированным производством, в системах управления
движением транспорта и т. п., где передаваемая информация быст ро стареет. Следует отметить, что системы со сравнительно медлен но стареющей информацией, например системы сбора статистиче ской информации, также являются «темповыми», только темп пе
редачи в них значительно ниже, |
чем в системах управления. |
||
Наиболее распространенными |
системами |
П Д И |
являются систе |
мы с применением ошибкообнаружйвающих |
кодов |
и решающей об |
ратной связи. Будучи правильно спроектированными, они автома тически обеспечивают заданную верность передачи. Однако при увеличении интенсивности помех в канале возрастает число переспросов, что уменьшает эффективную скорость передачи ин формации и, следовательно, нарушает темп передачи. Таким об
разом, в «темповых» системах в качестве критерия отказа |
можно |
|||||||
рассматривать нарушение темпа передачи информации: |
|
|
||||||
|
|
|
|
*™ = Т - ? - , |
|
|
(13.10) |
|
где ^отк — критерий |
отказа, с; Т — темп передачи информации, с; |
|||||||
V—-объем |
передаваемой |
информации |
с учетом |
вводимой |
избыточ |
|||
ности |
за |
время Т, |
бит; |
В — скорость |
передачи |
информации |
в ка |
|
нале, |
бод. |
|
|
|
|
|
|
|
Количественная |
оценка критерия |
отказа тракта П Д И |
опреде |
ляется, исходя из требований к системе передачи данных в целом. Из вышеизложенного следует, что для характеристики надеж
ности тракта ПД необходимо знать поток отказов в тракте.
13.3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ
Надежность систем ПДИ обеспечивается, в первую очередь, в процессе разработки (проектирования) и при производстве (соз дании). Очевидно, что выгоднее направить основные усилия на создание надежной системы, чем пытаться поддерживать работо способность уже созданной ненадежной системы. Тем не менее л в процессе технической эксплуатации могут быть проведены очень важные мероприятия по повышению надежности, не говоря уже о том, что меры повышения надежности при проектировании и соз дании системы в значительной степени основываются на эксплу атационных данных. Примерная классификация основных меро приятий по повышению надежности приведена в табл. 13.1.
Особенно необходимо подробнее рассмотреть одно из главных средств повышения надежности трактов П Д И — резервирование.
Резервные элементы могут быть подключены к основному в те чение всего времени и находиться в одинаковом с ним режиме или подключаться только при отказе основного элемента. Первый вид резервирования называют постоянным, второй — резервирование замещением. В последнем варианте резервируемый элемент в об щем случае может быть невключенным (холодный резерв), вклю ченным лишь частично (облегченный резерв), полностью включен ным (горячий резерв) и находиться в режиме контроля. Посколь-