Файл: Емельянов Г.А. Передача дискретной информации и основы телеграфии учеб. для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

із

v ; - : ; ; ^ :

' Г Л А В А

Методы повышения надежности систем и сетей передачи дискретной информации

(13.1. ПОНЯТИЕ О НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМ И СЕТЕЙ

:ПЕРЕДАЧИ Д И С К Р Е Т Н О Й ИНФОРМАЦИИ

Надежностью системы (аппаратуры) передачи дискретной ин­ формации называется ее свойство выполнять заданные функции,

сохраняя свои эксплуатационные

показатели в заданных пределах

в течение заданного промежутка

времени.

Система (сеть) передачи дискретной информации (ПДИ) пред­ ставляет собой сложное сооружение, состоящее из трактов пере­ дачи и узлов коммутации. Вопросы надежности сетей разработаны недостаточно полно и поэтому при дальнейшем изложении мы рас­

смотрим

в основном

вопросы надежности

трактов., передачи

дис­

кретной

информации.

 

 

 

При

рассмотрении

надежности трактов

передачи данных

воз­

никает необходимость определения: количественных характеристик надежности; критерия отказа; методики расчета надежности; ме­ тодики экспериментального определения надежности; причин, вы­ зывающих понижение надежности; технических и организационных методов повышения надежности и оценки их эффективности.

13.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ

Надежность самым тесным образом связана с понятием отка­ за, поэтому остановимся на данном вопросе несколько подробнее. Под отказом понимают событие, появление которого вызывает пол­ ное или частичное прекращение выполнения трактом П Д И своих функций. Отказы могут быть внезапными, вызванными, например, механическим повреждением линий связи, источников энергоснаб­ жения, неправильными действиями обслуживающего персонала, и постепенными, возникающими в результате старения материалов и деталей.


Б трактах передали данных отказы возникают в случайные мо­ менты.'времени и имеют различную длителыность, причем послед­ няя также носит случайный характер. Наличие этих двух независи­ мых случайных величин (времени между отказами и длительности отказа), вызывает необходимость для количественной характерис­ тики надежности тракта П Д И , по крайней мере, двух параметров: среднего времени работы между отказами (наработки на отказ) Г0. и среднего времени восстановления (средней длительности от­ каза) То-

Учитывая случайный

характер потока

отказов в трактах П Д И ,

для оценки надежности

часто используют

вероятность безотказной

работы, понимая под этим вероятность того, что в заданном про­ межутке времени непрерывной работы отказа в системе не насту­ пит. Вероятность безотказной работы может быть определена по

статистическим данным испытаний:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 0

=

 

t

-

 

 

 

 

 

з л )

 

 

 

 

 

 

 

 

Л'о

 

 

 

 

 

 

 

где N0

— число

испытываемых

трактов ПД И или АПДИ, N(7) —

число трактов ПД И или АПДИ, отказавших к моменту

времени t.

Наработка

на

отказ

тракта

или устройства

может

быть

опре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

делена,

по

статистическим

данным испытаний:

 

Т о — ^ TJN,,

где

ТІ — время

исправной

работы

системы

или

устройства

между

—1)

и 1-м отказами;

N — общее

число

отказов

за

время

испы­

таний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

время

восстановления

также

может

быть

определено

по статистическим данным, если известно, что

 

за

определенный

период эксплуатации произошло N отказов, причем время, затра­

ченное

на обнаружение

и устранение і-го отказа,

составляет

т*:

 

 

 

 

 

 

То =

£

Ti/ZV.

 

 

 

 

 

 

(13.2)

Производным от двух рассмотренных параметров надежности является весьма важный эксплуатационный параметр восстанав­ ливаемых систем и устройств — коэффициент готовности. Коэффи­ циент готовности характеризует вероятность того, что система (устройство) будет находиться в исправном состоянии в произ­ вольно выбранный момент времени, и определяется отношением общего времени исправной работы за определенный промежуток времени ко всему этому промежутку времени:

N

к =

=

= — ^ — ,

(13.3)

Г Т + Ть

N

N

Т 0 + То

 

i=l 1=1


где Т — общее время

исправной

работы

за

заданный промежуток

времени; Гв общее

время восстановления

за заданный проме­

жуток времени.

 

 

 

 

Нетрудно видеть,

что любая

из пар

вышеуказанных парамет­

ров Т0, т0 , Кг характеризует в среднем надежность всей системы, тогда как каждый из параметров в отдельности дает неполную ее характеристику. Действительно, например, наработка на отказ ука­ зывает только среднее время между отказами, но ничего не гово­

рит

о их длительности.

В то ж е

время среднее время восстановле­

ния

ничего не говорит

о временных интервалах между отказами.

 

Наряду с понятием наработки на отказ и среднего времени вос­

становления в теории

надежности широко

используются парамет­

ры: интенсивность отказов и интенсивность

восстановлений.

 

Под интенсивностью

отказов

X понимают число отказов в еди­

ницу времени, отнесенное к числу элементов, исправных в начале рассматриваемого промежутка времени. Она может быть получена по статистическим данным:

=

(13.4)

 

NAT

где ANi —число отказавших элементов за время AT. При нормаль­ ной работе, когда интенсивность отказав примерно постоянна, име­ ет место следующее соотношение:

X = 1/Г0 .

(13.5)

Интенсивность восстановления ц характеризует производитель­ ность ремонтно-восстановительных работ и определяется числом восстановлений в единицу времени. Она может быть найдена из выражения

\i(t)=

f ' ( t )

,

(13.6)

^ v

1 - М »

 

 

где [І(0 —условная плотность вероятности восстановления для мо­

мента времени t при условии, что до этого момента

восстановле­

ние не произойдет; fB(t)—плотность

распределения

времени вос­

становления

FB(t).

 

 

При постоянной интенсивности восстановления существует сле­

дующая связь со средним временем

восстановления:

 

 

ц = 1 / т . .

(13.7)

При постоянной интенсивности отказов справедливо следующее

соотношение:

 

t_

 

 

 

 

 

р ( * ) = е - " =

е Т ° .

(13.8)

Обычно тракты П Д И в целом в отношении надежности харак­ теризуют параметрами коэффициента готовности Кт и вероятно­ стью безотказной работы p(t). Этими же параметрами принято


характеризовать аппаратуру ПДИ, в то время как для ее отдель­ ных элементов широко пользуются характеристикой интенсивности отказов ^-характеристики. Для оценки надежности линий связ;і наиболее подходят наработка на отказ и коэффициент готовности.

Снижение надежности может происходить, если: скорость пе­ редачи оказывается ниже заданной при нормальной достоверности; достоверность передачи снижается ниже установленной при нор­ мальной скорости; как скорость, так и достоверность передачи сни­ жены ниже заданных.

Рассмотрим первый из этих случаев. Скорость передачи инфор­ мации в трактах ПДИ является обычно величиной постоянной, за­ висящей от типа канала связи и аппаратуры ПДИ (если не рас­ сматривать адаптивных систем, изменяющих скорость передачи информации в зависимости от состояния канала связи). Для обес­ печения нормальной работы трактов ПДИ необходимая скорость передачи информации с должна выбираться несколько меньше средней скорости передачи по каналам связи В, обусловленной ти­ пом канала и аппаратуры П Д И (С<В). В случае С = В любой, да­ же самый короткий, перерыв в передаче информации по тракту ПДИ будет вызывать отказ, т. е. приводить к снижению надежно­

сти. При С < В отказ наступает лишь в том случае, когда

длитель­

ность перерывов за время передачи

Т

 

'„ер> Г ( l -

- § - ) .

(13.9)

Рассмотрим второй случай снижения надежности.

При использовании корректирующих кодов, например, в систе­ мах с РОС (см. § 11.3)

Р

в к

п

к

Ь р е ш . макс —

П

— "

,

 

 

К+Г

Таким образом, наличие кодирования увеличивает требуемую ско­ рость передачи, а следовательно, уменьшает допустимое время пе­ рерыва ^перПоэтому случай снижения верности передачи ниже за­ данной при применении кодирования также сводится к первому случаю, когда критерием надежности является снижение скорости передачи ниже установленной.

Третий случай представляет собой сочетание двух первых: сни­ жение надежности обусловливается в конечном счете снижением скорости передачи ниже заданных пределов.

Таким образом, критерием отказа в трактах ПДИ является сни­ жение скорости передачи ниже заданных пределов. Этот критерий наиболее четко проявляется в так называемых «темповых» систе­ мах передачи данных, в которых по тракту ПДИ регламентируется передача определенных объемов информации в заданные отрезки времени, т. е. задается темп передачи информации. К «темповым» относятся тракты передачи данных: например, в системах управ­ ления автоматизированным производством, в системах управления


движением транспорта и т. п., где передаваемая информация быст­ ро стареет. Следует отметить, что системы со сравнительно медлен­ но стареющей информацией, например системы сбора статистиче­ ской информации, также являются «темповыми», только темп пе­

редачи в них значительно ниже,

чем в системах управления.

Наиболее распространенными

системами

П Д И

являются систе­

мы с применением ошибкообнаружйвающих

кодов

и решающей об­

ратной связи. Будучи правильно спроектированными, они автома­ тически обеспечивают заданную верность передачи. Однако при увеличении интенсивности помех в канале возрастает число переспросов, что уменьшает эффективную скорость передачи ин­ формации и, следовательно, нарушает темп передачи. Таким об­

разом, в «темповых» системах в качестве критерия отказа

можно

рассматривать нарушение темпа передачи информации:

 

 

 

 

 

 

*™ = Т - ? - ,

 

 

(13.10)

где ^отк — критерий

отказа, с; Т — темп передачи информации, с;

V—-объем

передаваемой

информации

с учетом

вводимой

избыточ­

ности

за

время Т,

бит;

В — скорость

передачи

информации

в ка­

нале,

бод.

 

 

 

 

 

 

Количественная

оценка критерия

отказа тракта П Д И

опреде­

ляется, исходя из требований к системе передачи данных в целом. Из вышеизложенного следует, что для характеристики надеж­

ности тракта ПД необходимо знать поток отказов в тракте.

13.3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ

Надежность систем ПДИ обеспечивается, в первую очередь, в процессе разработки (проектирования) и при производстве (соз­ дании). Очевидно, что выгоднее направить основные усилия на создание надежной системы, чем пытаться поддерживать работо­ способность уже созданной ненадежной системы. Тем не менее л в процессе технической эксплуатации могут быть проведены очень важные мероприятия по повышению надежности, не говоря уже о том, что меры повышения надежности при проектировании и соз­ дании системы в значительной степени основываются на эксплу­ атационных данных. Примерная классификация основных меро­ приятий по повышению надежности приведена в табл. 13.1.

Особенно необходимо подробнее рассмотреть одно из главных средств повышения надежности трактов П Д И — резервирование.

Резервные элементы могут быть подключены к основному в те­ чение всего времени и находиться в одинаковом с ним режиме или подключаться только при отказе основного элемента. Первый вид резервирования называют постоянным, второй — резервирование замещением. В последнем варианте резервируемый элемент в об­ щем случае может быть невключенным (холодный резерв), вклю­ ченным лишь частично (облегченный резерв), полностью включен­ ным (горячий резерв) и находиться в режиме контроля. Посколь-