Файл: Учитель информатики гбоу ши Олимпийский резерв Подзолкина Людмила Сергеевна Цели урока.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алгоритм
как модель деятельности исполнителя
10 класс
Учитель информатики ГБОУ ШИ
«Олимпийский резерв»
Подзолкина Людмила Сергеевна
Цели урока:
- Повторить
- Вспомнить:
- Дать
- Научиться
определение алгоритма, его виды
способ описания алгоритма в виде блок-схем
понятие исполнителя алгоритма
понятие информационной модели
определение алгоритмической модели
строить трассировочные таблицы (модель работы процессора)
Алгоритм – это понятное и точное предписание конкретному исполнителю совершить конкретную последовательность действий, приводящую к результату.
Виды алгоритмов:
Линейный – действия идут последовательно, друг за другом.
Разветвляющийся – действия идут по одной или другой ветви в зависимости от условия.
Циклический – содержит многократно повторяющиеся одинаковые действия, которые называются циклами.
Линейный | Разветвляющийся | Циклический |
да
нет
Условие выполняется?
Выход из цикла
да
нет
Исполнитель алгоритма – это человек или устройство, способные выполнять определенный набор команд, который называется системой команд исполнителя (СКИ).
Неформальный исполнитель – человек, животное
Формальный исполнитель – компьютер, робот-автомат
Формальный исполнитель :
- выполняет в строгой последовательности все предписанные алгоритмом команды;
- не вникает в содержание поставленной задачи;
- не задумывается о цели, результате и необходимости задачи;
- не пропускает действия и не меняет их порядок по своему усмотрению;
- не ищет замену, если действие выполнить невозможно.
Информационная модель- это описание объекта моделирования в какой – либо знаковой форме.
Объектом моделирования являются целенаправленные действия исполнителя.
1. Алгоритм – это план или описание последовательности действий исполнителя.
2. Всякий план или описание есть информационная модель
Следовательно:
Алгоритм
является информационной моделью деятельности исполнителя
Этапы деятельности исполнителя от определения цели (постановки задачи) до получения результата:
- определение цели;
- планирование работы исполнителя;
- работа исполнителя;
- получение результата.
Алгоритмическая модель
Определение цели (постановка задачи)
Построение плана (алгоритма)
Получение результата
Работа исполнителя
Модель работы исполнителя
Трассировка — процесс пошагового выполнения программы. В режиме ручной трассировки программист видит последовательность выполнения команд и значения переменных на данном шаге выполнения программы, что позволяет легче обнаруживать ошибки.
Трассировочная таблица моделирует работу процессора во время выполнения программы.
Алгоритм совместно с трассировочной таблицей полностью моделируют процесс обработки информации, происходящий в компьютере
Чему будут равны значения переменных a и b после выполнения алгоритма, если а=2, b=3
алг
арг a,b
нач
a:=a*а
b:=3*b
а:=в+10
b:=а-b
рез a,b
кон
- Записать алгоритм в тетрадь
- Построить блок – схему
- Нарисовать и заполнить трассировочную таблицу
Шаг | Действие | А | В |
1 | А=2 | 2 | - |
2 | В=3 | - | 3 |
3 | А=А*А | 4 | - |
4 | В=3*В | - | 9 |
5 | А=В+10 | 19 | - |
6 | В=А-В | - | 10 |
В результате выполнения данного алгоритма переменная A = 19, B = 10.
|
Определите значение переменной А после выполнения фрагмента алгоритма, представленного блок-схемой.
Решение.
Алгоритм содержит циклическую конструкцию. В данной задаче удобнее построить трассировочную таблицу второго вида.
Устанавливаем контрольную точку в заголовке цикла с условием В < А.
Система основных понятий
Алгоритм – модель деятельности | ||
Объект моделирования – целенаправленная деятельность исполнителя | ||
Исполнитель-человек | Исполнитель-автомат (в том числе компьютер) | |
Неформализованная СКИ | Формализованная СКИ | |
Формы представления алгоритмов | ||
Блок-схема | Учебный алгоритмический язык | Язык программирования |
Трассировка алгоритма – пошаговое исполнение алгоритма с тестовым вариантом исходных данных | ||
«Ручная» трассировка – заполнение трассировочной таблицы | ||
Трассировочная таблица – модель работы процессора при исполнении алгоритма |
Какое выражение характеризуют
ваши ощущения после урока:
- Я всё понял, могу объяснить, было интересно
- Я всё понял, могу объяснить
- Всё понял, но не объясню
- У меня остались вопросы, но было интересно
- Я ничего не понял, было не интересно