Файл: История создания газодымозащитной службы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Происходящие в последние годы изменения в техническом вооружении, организации и тактике применения новых видов пожарного и аварийно-спасательного оборудования обусловили постановку вопросов дальнейшего развития и совершенствования способов подготовки специалистов, повышают профессиональные требования, предъявляемые к личному составу и их руководителям – основным организаторам профессиональной деятельности в подразделениях ФПС МЧС России. От тех, кто стоит во главе органов управлений и подразделений пожарной охраны, во многом зависит успех развития и совершенствования подготовки пожарных, в том числе и в области организации ГДЗС. Нет, пожалуй, ни одного направления, ни одной ситуации, возникающих в условиях тушения пожаров и ЧС, где бы не требовались умения и навыки, полученные в процессе газодымозащитной подготовки. Все это определило необходимость введения в систему профессиональной подготовки специалистов в области пожарной безопасности учебной дисциплины – «Организация газодымозащитной службы».

Системное изучение теоретических и практических основ инженерного обеспечения функционирования газодымозащитной службы, особенностей и возможных последствий работы в непригодной для дыхания среде, способов и приемов эффективного использования специальной техники и оборудования в таких условиях призвано подготовить человека к творческой профессиональной деятельности в системе ГДЗС.

История создания газодымозащитной службы

Применение в ходе 1-й мировой войны химического оружия и вызванные им массовые потери в личном составе, вызвали необходимость создания средств защиты органов дыхания от поражения ОВ. В июне 1915 г. русский ученый-химик Н.Д.Зелинский (1861-1953 гг.) предложил использовать в качестве универсального сорбента для защиты от ОВ сухой древесный уголь. Этим было положено начало созданию универсального фильтрующего противогаза, принципиальная основа которого сохраняется и в современных противогазах. Металлическая фильтрующе-поглощающая коробка, наполненная активированным углем, в сочетании с резиновой маской, предложенной инженером Э.Л.Кумманом, получила официальное название «противогаз Зелинского-Куммана»


Недостатком противогаза Зелинского-Кумманта можно назвать то, что перед применением необходимо было его продувать от угольной пыли, скопившейся от тряски и перетирания гранул угля, что замедляло процесс надевания противогаза, а тяжелая коробка с углем, висящая в положении «по-боевому», ограничивала поворот головы. Кроме того, первоначально противогаз не имел клапанов, и потому дыхание в нем было затруднено. Авалов изобрел клапан выдоха и к названию противогаза добавилась еще одна фамилия -противогаз «Зелинского-Кумманта-Авалова»

Как известно, пожары в закрытых помещениях сопровождаются сильным задымлением. Дым содержит несгоревшие частицы пылающего вещества с примесями окиси углерода и углекислого газа. Эти ядовитые соединения часто служат причиной гибели людей, застигнутых пожаром. Они также представляют серьезную угрозу огнеборцам, не принявшим необходимых мер для защиты органов дыхания.

На протяжении почти всего XIX века пожарные не имели надёжных средств защиты органов дыхания. Чаще всего они шли в дым, зажав в зубах мокрую рукавицу или закрывая рот и нос мокрой тряпкой, что не спасало их от отравления угарным газом.

Для успешного выполнения боевых задач подразделения пожарных должны быть в постоянной готовности и обладать высокой боеспособностью, что, несомненно, зависит от уровня средств индивидуальной защиты, а также грамотного и эффективного его применения.

Одним из основных и важных средств индивидуальной защиты является средство защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), которые, в свою очередь, должны обеспечивать нормальные условия для работающего в аппарате, отвечать всем требованиям эргономических показателей, быть просты и удобны в применении и обслуживании, а также, что немаловажно, требовать на эксплуатацию минимальных физических и финансовых затрат.

Сегодня нам трудно уже представить, что еще столетие тому назад пожарные шли в бой с огнем, не имея практически никаких надежных средств защиты. В качестве защиты органов дыхания от едкого дыма чаще всего они использовали мокрую рукавицу, зажатую в зубах, или же закрывали рот и нос мокрой тряпкой, что, конечно же, не спасало их от отравления угарным газом. Десятки «угоревших» огнеборцев на крупных пожарах — норма для того времени.

Первыми примитивными приборами, действующими по принципу фильтрации, были губчатые повязки и респираторы «Папагеоргия».


Согласно историческим документам, к 1900 году для петербургских пожарных частей и резервов были приобретены 64 респиратора «Папагеоргия». Они представляли собой греческую губку, вырезанную по овалу лица, с мундштуком из дерева и с ремешками для закрепления на голове пожарного. Губка смачивалась водой или слабым раствором уксуса с водой. Для того чтобы в дыму можно было видеть и не попортить глаза применялись специальные очки.



В 1901 году, в пожарные части Санкт-Петербурга «были выданы 8 переносных электрических фонарей для работы в дыму на пожарах».

В 1920-е годы в ленинградской пожарной охране дополнительно применялись немецкие фильтрующие противогазы «Дегеа» (по 1-2 маски на часть), вуали Винклера, представляющие собой сетку, смоченную в содовом растворе и закрывающую лицо, а также некоторые типы отечественных боевых противогазов со специальными насадками, задерживающими окись углерода, однако и они не были надежными.

Более сложные приборы Шенкеля (Германия), Тиндаля и Шоу (Англия) с применением резиновых клапанов вдоха и выдоха и нескольких фильтр-слоев (вата, крупинки древесного угля, губка) стали родоначальниками в семье фильтрующих противогазов

Помимо этих приборов, применялись также респираторы «Може» и дымовые маски Дрегера. Этот дыхательный прибор состоял из маски, снабженной клапанами вдоха и выдоха, дыхательного мешка, инжектора с фильтром для наружного воздуха и баллона, содержащего сжатый кислород или воздух.

Большой сдвиг в сфере фильтрующих противогазов произошел в результате первой мировой войны, вызвавшей к жизни совершенно новую отрасль промышленности – изготовление противогазов. Предприятия, изготовлявшие военные противогазы, использовали свой опыт и производственные достижения, приступив после войны к выпуску фильтрующих приборов, направленных на борьбу с вредными парами и газами на предприятиях и производствах, а также в пожарном деле.

При всей простоте устройства фильтрующие противогазы имеют ряд недостатков, которые не позволяют эффективно применять их в пожарной охране:

Фильтрующие противогазы нельзя применять при недостатке кислорода в воздухе.

Возможность пропуска через фильтр вредных примесей при их высокой концентрации.

Противогаз с патроном обычного типа не защищает от окиси углерода.


Первые упоминания о шланговых приборах встречаются в иллюстрированном журнале «Пожарный» 1892 года. Основными частями этих аппаратов являлись:

Лицевая часть, обеспечивающая изоляцию дыхательных путей человека от окружающей среды.

Воздухо-охлаждающая часть, состоящая из шланга с присоединенным к нему воздушным насосом или без него.

В начале ХХ века в Германии были приобретены первые противодымные приборы: респираторы и шланговые аппараты Кенига (маска Кенига). Этот прообраз современного противогаза представлял собой шлем со слюдяными очками, от которого тянулся жесткий шланг длиной от 3 до 22 метров. На конце шланга — меха. Один пожарный надевал шлем, который пристегивался к его одежде системой ремешков, и шел в задымленное помещение на разведку пожара. Его напарник брал в руки меха и качал их, обеспечивая товарища воздухом. В аппарат Кенига входил также ороситель, закрепленный в верхней части маски. Создаваемая им водяная завеса позволяла защитить пожарного от воздействия высокой температуры и ближе подойти к очагу пожара. Аппараты эти были недостаточно эффективны, к тому же работать в них было довольно опасно.

Так, 17 мая 1914 года старший трубник Замковой части (ныне 17-я ПЧ) Иван Потяк в аппарате Кенига пошел на разведку пожара в помещении склада. Тяжелая, окованная металлом дверь захлопнулась, зажав шланг аппарата. Снять шлем пожарный не смог — мешала система ремешков, и он задохнулся в дыму. И, тем не менее, аппараты эти использовались еще довольно длительное время.

В исторических архивах сохранилась запись от 1923 года, где были объявлены нормативы, согласно которым на надевание маски Кенига пожарным отводилась 1 минута 5 секунд. Любопытный факт: пожарным было приказано «дымовые маски вывозить на линейках и одевать при следовании на пожар», однако впоследствии этот порядок был отменен ввиду преждевременного износа масок, поэтому надевались они непосредственно на пожаре «в случае надобности».

Разработки надежного противогаза продолжались. И ленинградские пожарные получили на вооружение «дыхательный прибор» российского инженера М.Н. Вассермана. Аппарат Вассермана по своей сути был усовершенствованным вариантом шлангового аппарата Кенига, и отличался тем, что имел собственный запас сжатого воздуха в баллонах, который возобновлялся компрессором. Кроме того, конструктор снабдил аппарат электрическим телефоном. Но недостатки маски Кенига были по-прежнему существенны – неполная герметичность и большое вредное пространство.


В разные года вплоть до 1960 года в пожарной охране применялись следующие шланговые противогазы: «ШР-Л», ША-40», «ДПА-5», «Огнелаз» и др.

Несмотря на относительную простоту устройства шланговых аппаратов, легкость в их обслуживании и неограниченный срок действия в непригодной для дыхания среде, они не нашли широкого применения из-за присущих им некоторых недостатков, таких как:

ограничение радиуса действия, зависящего от длины шланга;

уязвимость шланга от случайных повреждений, особенно в условиях пожара;

громоздкость всего устройства.

Стремление избежать существенных недостатков выше описанных приборов и придать пожарному полную независимость, а отсюда и неограниченный радиус действия, привело к созданию таких приборов, которые имели бы при себе запас сжатого воздуха, обеспечивающий определенную продолжительность действия.

Идея использования сжатого воздуха при работе в непригодной для дыхания среде впервые была предложена в 1871 году русским инженером А.Н. Лодыгиным, а уже через 2 года русский изобретатель А. Хотинский сконструировал автономный аппарат, работающий на сжатом воздухе и кислороде.

Дальнейшее свое развитие аппараты на сжатом воздухе получили в виде дыхательного прибора инженера Вассермана «Аудос» 1925 года, аппаратов «Влада», «Украина», «АСВ-2» ,«Лана», «АИР» и других.

Регенеративные противогазы нашли широкое применение, прежде всего в горноспасательной службе. Респираторы Дрегера модификации 1904–1909, 1910–1911, 1923–1924 гг., «Вестфадия» были самыми распространенными аппаратами почти на всех горноспасательных станциях СССР.

В 1925 году на Орлово-Еленовской станции горноспасательного оборудования был разработан и изготовлен советский респиратор ТП-1925, что дало толчок развитию советского противогазостроения. Респиратор «ТП» модели 1929 года имел ряд преимуществ перед заграничными аналогами: вес меньше на 2,5 кг, меньшее количество соединительных частей, более простое устройство редукционного клапана и ряд других преимуществ.

В середине 30-х годов Всесоюзным трестом техники безопасности начинается разработка противогазов для защиты органов дыхания на вредных производствах.

Первыми образцами изолирующих регенеративных противогазов, действующих на сжатом кислороде, были противогазы: КИП-1, КИП-2, КИП-3, КИП-4 с защитным действием 1 час.