Файл: Управление конфликтами в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Флота ГРП – 19 ед.

  2. Флота ГНКТ – 6 ед.

  3. Флота цементирования – 7 ед.

Ключевой составляющей стратегии ООО «РН-ГРП» является предоставление высококачественных технологических решений, направленных на повышение экономической и производственной эффективности деятельности Дочерних обществ ПАО «НК «Роснефть».

На базе РГУ нефти и газа им. И.М Губкина (г. Москва) действует Научно-технический центр ООО «РН-ГРП», деятельность которого, главным образом, сосредоточена на оптимизации продуктивности скважины посредством предоставления инновационных решений, проведения различных исследований, разработки и оптимизации новых систем жидкостей ГРП. Лаборатория оснащена самым современным оборудованием, которое позволяет проводить различные исследования и оптимизировать такие параметры, как остаточная проводимость проппанта, поверхностное натяжение и реология жидкостей, качество цементирования ствола скважины, и добиваться рационального использования водных ресурсов.

Конфликт, о котором пойдет речь, произошел в результате назначения нового инженера ТБиБД – Сотрудник 1. Сотрудник 1 был принят в организацию примерно в середине августа. Спустя пару недель после его появления в коллективе наблюдалась бурная негативная реакция.

Причиной неприязни стало то, что Сотрудник 1 занимался «доносами», докладывал руководителю обо всем происходящим в организации, лез не в свои дела. Порой, когда в положенные 15 минут отдыха сотрудник выходил на перекур, Сотрудник 1 в грубой форме, с завышенной оценкой своих полномочий, просил немедленно вернуться к работе.

В организации был не один конфликт с участием Сотрудник 1. Первый произошел после того, как Сотрудник 1 посетил объект работы монтажников. Своим поведением он привел к тому, что десять монтажников написали заявление об увольнении. Конфликт был разрешен высшим руководителем. Он велел Сотрудник 1 работать лишь в пределах организации, не выезжая на объекты.

Подробнее рассмотрим второй конфликт. Он произошел между Сотрудник 1 и Сотрудник 2

Сотрудник 2 – сотрудник данной организации, занимал должность механика. Т.к. Сотрудник 1 работал в пределах организации, он часто сталкивался с Сотрудник 2.

Очередной раз, Сотрудник 1 начал делать замечания Сотрудник 2 по поводу его работы. Стал предъявлять претензии, что он долго занимается ремонтом машины, принадлежащей организации. Эти замечания были неуместными, так как Сотрудник 2 задерживался на работе, чтобы быстрее все сделать и укладывался в сроки. Сотрудник 2 не выдержал:


- А может быть вы займетесь своей работой, не будете мешать другим? В ваши обязанности это не входит?!

Сотрудник 1:

- Я сам знаю, чем и когда мне заниматься!

После этого Сотрудник 2 пошел к руководителю.

- Сотрудник 2, я хочу написать заявление о моем увольнении. Новый инженер не дает покоя, он мешает работать, лезет не в свои дела.

Руководитель:

- Меня полностью устраивает Сотрудник 1. С его появлением на базе держится порядок. Давай сделаем так, ты устал, давно не был в отпуске, отдохни и с новыми силами приступишь к работе.

Сотрудник 2 ушел в отпуск. По окончанию отдыха, он все равно не хотел возвращаться в данную организацию. Руководитель не хотел терять хорошего работника и решил повысить Сотрудника 2, так как он очень хорошо себя зарекомендовал и был в отличных отношениях с коллективом.

- Сотрудник 2, я назначаю тебя на должность инженера по снабжению. С Сотрудником 1 пересекаться вы не будете. Надеюсь, конфликт решен?

Сотрудник 2 с радостью перешел на новую должность, т.к. ему нравилась организация и коллектив, и уходить он не хотел.

2.2. Анализ конфликтной ситуации, выявление причин конфликта и возможных вариантов его разрешения
Для того чтобы определить пути решения данного конфликта с участием нового руководителя, необходимо рассмотреть его подробнее. Составим сводную характеристику конфликта (Таблица 2).

Таблица 2

Сводная характеристика конфликта

п/п

Параметр классификации

Характеристика конфликта

Сотрудник 1

Сотрудник 2

1.

Количество участников

1.1. Внутриличностный;

1.2. Межличностный;

2.

Направленность воздействия

2.2. Вертикальный

3.

Сфера проявления

3.1. Деловая

4.

Степень выраженности

Все фазы конфликта

5.

Степень длительности и напряженности

5.2. Острый, длительный

6.

Затронутые потребности

6-2 Социальные

По Маслоу: у Сотрудник 2 – безопасность, социальные, уважение.

У Сотрудник 1 – самовыражение,

самоутверждение.

7.

Причины (общие)

7.3. Социально-психологические;

7.4. Индивидуально-психологические

8.

Причины (частные)

8.1. Ресурсы (власть)

8.4. Различие в способах достижения цели

8.5. Организационно-управленческие

9.

Стратегия поведения

9.3. Конкуренция

9.3. Конкуренция

10.

Величина потерь

10.1. Симметричные

10.1. Симметричные

11.

Соотношение позитивных и негативных последствий

11.1. Деструктивный. Однако в результате разрешения имел конструктивный характер.

12.

Механизм развития

12.2. Тип Б

13.

Тип конфликтной ситуации

13.1. Субъективный целенаправленный

14.

Предмет конфликта

14.1. Реалистичный

15.

Возможность нормативного регулирования

15.1. Есть

16.

Присутствие новизны

16.1. Есть


Далее, в таблице 3, я рассмотрел личную характеристику каждого субъекта конфликта.

Таблица 3

Личностная характеристика субъектов конфликта

Параметр сравнения

Участники конфликта

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Должность

Инженер ТБиБД

Механик

Социальный статус в коллективе

Новый линейный руководи-

тель с невысоким статусом.

За время работы в организации зарекомендовал себя с лучшей стороны, имеет отличные отношения с руководством и коллегами, прекрасно справляется с работой, поднимается по карьерной лестнице.

Конфликтная ситуация

Сотрудник 1, занимая должность выше Сотрудник 2, стал превышать свои полномочия. Сотрудник 2, в свою очередь, был недоволен излишним необоснованным контролем, который мешал ему делать свою работу самостоятельно.

Мотивация

Угождать высшему

Руководству, самоутверждение.

Подтвердить самостоятельность, компетентность

Цели

Утвердиться; доказать что он там «главный»

Получить возможность самостоятельно работать

Инцидент

Критика Сотрудник 1 в адрес Сотрудник 2 по поводу выполнения работы

Конфликтогены

Превосходство, нарушение этики

Несогласие с замечанием:

«Не лезьте не свое дело!»

Ранг оппонента

1,2

1

Установка конфликтующих сторон

«Покажу, кто тут главный!»;


«Я опытный специалист и знаю свою работу!»;


Для более полного изучения конфликта необходимо так же составить карту конфликта, разработанную австралийскими психологами Хеленой Корнелиус и Шошаной Фэйр (рис. 1).

Все стратегии рассмотрены и представлены в Приложении 1.

Руководитель организации;

Потребности:

Наладить отношения между сотрудниками.

Опасения:

потеря хороших сотрудников, ухудшение психологического климата в коллективе.

Сотрудник 2 – механик;
Потребности:

Сохранение устойчивости,

компетентность в своей профессии,

самостоятельность;

Опасения:

Неблагоприятный климат в коллективе, излишний контроль

Сотрудник 1 – инженер ТБиБД;
Потребности:

Самоутверждение, уважение

Опасения:

Потеря возможности управлять, быть полезным руководителю


Рис. 1. Карта конфликта для организации ООО «РН-ГРП»
Итак, конфликт полностью рассмотрен и разобран. Необходимо рассмотреть все стратегии поведения в конфликте и определить к чему приведет каждая из них, чтобы выбрать наилучший вариант разрешения конфликта.
2.3. Определение цены конфликта и цены выхода из него
Конфликт, описанный мной в предыдущих пунктах, был решен. Однако следует рассчитать цену конфликта и цену выхода из него, для того, чтобы проанализировать, верно ли поступили субъекты конфликта.

В таблице 4 я привел шкалу, по которой оценивал конфликт.

Таблица 4.

Шкала оценок конфликта




Баллы

Оценка

1

2

3

4

5

Значение

Не значительно

Больше нет, чем да

Среднее значение

Больше да, чем нет

Очень значимо

Определим цену конфликта и цену выхода из конфликта. Цена конфликта:

1. Затраты энергии, времени и сил (Э) - затраты этих факторов были очень высоки (Э=5). Оценивал я исходя не из экономических значений, а из эмпирических соображений.

В результате конфликта руководитель организации предоставил Сотрудник 2 отпуск и этим понес денежные потери. Сотрудник 2 был в отпуске две недели, в это время его работа стояла, организация вовремя не выполнила заказ, пришлось выплатить неустойку. Организации был нанесен ущерб.

2. Ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны (Д) - этот показатель так же оказался почти набольшим. В связи с действиями Сотрудник 1 Сотрудник 2 потерпел эмоциональные затраты, изначально связанные с тем, что он пытался не обращать внимание на неуместные замечания Сотрудника 1. Это мешало работе. Сотрудник 2 так же испытал стресс. Эмоциональные потери были значительные и привели Сотрудник 2 к решению об увольнении (Д=4);

3. Потери, связанные с ухудшением общей ситуации (С) – с появлением Сотрудник 1 в коллективе наблюдалась негативная обстановка. Большинство сотрудников были настроены против него (например, те десять монтажников, которые хотели из-за него уволиться). (С=4).


Цк=Э+Д+С=5+4+4=13

Цена конфликта достаточно высока. Конфликт был разрешен, но следует так же рассчитать цену выхода из него.

Цена выхода из конфликта – это разность между утратами (У), с которыми сопряжен выход из конфликта, и приобретениями (П), которые дает выход.

В результате конфликта в коллективе значительно ухудшился психологический климат, каждый из сотрудников понес эмоциональные затраты. Была произведена оплата отпуска Сотрудник 2а, застой в работе привел к уплате неустойки.

В результате разрешения конфликта, Сотрудник 2 был переведен на новую должность, которая больше оплачивается, так же освободилось место механика, которого необходимо найти (У=5).

Так же в результате разрешения конфликта, были созданы хорошие условия труда для сотрудников, стабилизировался психологический климат, были четко разделены обязанности (П=3).

Цена выхода из конфликта: 5-3=2.

В данном случае приобретения меньше, чем утраты, поэтому выгода от прекращения конфликта не очевидна. Однако завершить конфликт необходимо.

Цена конфликта (13) оказалась в несколько раз больше цены выхода из конфликта (2). Если бы конфликт затянулся, организации понесла бы больше потерь. Выгоднее в данном случае было разрешить конфликт как можно быстрее.