Файл: Теоретическая часть. 1 Состав и назначение объектов магистрального газопровода.rtf
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, установленного нормативными документами.
.5 Ремонт ППГ, последовательность технологических операций ремонта газопровода с помощью кессона
.5.1 Ремонт подводного перехода газопровода
Виды капитального ремонта ППГ:
формирование защитного слоя грунта над верхней образующей трубопровода;
подсадка трубопровода до проектных отметок;
ремонт дефектного участка с подъемом трубопровода над поверхностью воды и заменой дефектного участка;
переукладка подводного трубопровода с заменой трубы;
замена дефектного участка при помощи шахтных колодцев;
ремонт дефектного участка подводного перехода при помощи кессона;
ремонт изоляционного покрытия подводного перехода газопровода;
ремонт берегоукреплений;
ремонт дефектного участка подводного трубопровода с установкой упрочняющих конструкций - стальных, композитных муфт;
восстановление проектного положения балластных грузов и футеровки;
ремонт подводного перехода с применением конструкции "труба в трубе";
ремонт оголенных и провисающих участков подводного перехода устройством насосоаккумулирующих сооружений;
восстановление реперных знаков и знаков судоходной обстановки.
Из всех перечисленных методов капитального ремонта подводного перехода можно выделить пять наиболее распространенных:
формирование защитного слоя грунта над верхней образующей;
подсадка трубопровода на проектные отметки;
переукладка участка трубопровода с полной или частичной заменой трубы традиционным способом;
ремонт дефектов методом установки муфты;
ремонт дефектного участка подводного перехода при помощи кессона.
Очевидно, что подводные переходы представляют собой участки магистральных газопроводов, эксплуатация которых проходит в условиях значительных воздействий природного характера. Такие факторы, как подвижки и эрозия речного дна, размыв русла при его вертикальной и плановой деформациях, способны существенно изменять морфологию дна. Такие естественные процессы создают реальные условия для размывания подводного трубопровода даже при глубинах подводной траншеи, рассчитанных с учетом прогнозируемого предельного профиля размыва.
.5.2 Последовательность технологических операций ремонта газопровода с помощью кессона
Подводная камера (кессон) - это универсальная подводная камера предназначена для устранения повреждений подводных переходов газопроводов (ремонт сварных швов, установка муфт, ремонт изоляции) диаметрами 325 - 1420 мм на глубине до 30 м при скорости течения до 1,5 м/с.
При этом конструкция обеспечивает возможность герметизации при отклонении геометрических параметров труб относительно номинального.
В состав изделия входят:
корпус универсальной камеры с фланцами для присоединения съемных частей и комплектом крепежа, и уплотнений для герметизации соединений, а также с приспособлениями для балластировки;
сборная спусковая шахта из нескольких;
система осушения, состоящая из комплекта насосного оборудования с необходимым количеством шлангов;
система вентиляции, состоящая из комплекта вентиляторов и воздушных магистралей;
система электрооборудования, обеспечивающая управление насосным и вентиляционным оборудованием, освещение камеры и связь;
средства аварийного жизнеобеспечения;
обеспечивающие плавсредства с системой якорей, предназначенное для фиксации верха шахты, обеспечения доступа в камеру и размещения надводных частей систем, входящих в состав камеры.
Камера в разобранном состоянии транспортируется любыми видами транспорта и устанавливается водолазами на дефектный трубопровод при помощи плавкрана.
Необходимое оборудование устанавливается на специальном обеспечивающем понтоне, закрепляемом на 4-х якорях, обеспечивающих его неподвижность. Для компенсации подъемной силы при осушении камеры устанавливаются навесные пригрузы.
Технические характеристики:
Конструкция - разъемная по горизонтали из 2-х половин, соединение - фланцевое на болтах, герметизация на трубе - фланцевая с уплотнением.
Шахта - стальная D - 1000 мм с внутренней лестницей.
Корпус камеры - сталь толщиной 7 мм с жесткостями из уголка 80х80 мм.
Размеры - длина - 3000 мм, ширина - 2500 мм, высота - 2500 мм.
Вес камеры - 3 тн.
Объем камеры - 20 куб.м.
Масса навесных пригрузов - до 18 тн.
Система жизнеобеспечения:
Вентиляция - приточно - вытяжная через шланги с помощью вентиляторов, находящихся на понтоне.
Электроосвещение - напряжением 24 В через кабеля от источника питания на понтоне.
Осушение камеры - эжектором по шлангам на поверхность.
Связь - телефонная двухсторонняя.
Контроль состава воздуха - газоанализатором.
Аварийный комплект - автономные дыхательные аппараты, автономные источники света.
Технология применения подводной камеры (кессона):
этап: Определение места дефекта трубопровода.
Установка камеры производится в следующей последовательности. Определяется место дефекта на поверхности по расстоянию от контрольных точек.
Производится водолазное обследование дна, в ходе которого уточняется местоположение оси и глубина залегания трубопровода с помощью трассоискателя, наличие препятствий для земляных работ.
Определенное местоположение дефекта закрепляется ориентирами на дне и буями на поверхности. Производится вскрытие верха трубопровода, определяются границы секции и расположение продольных швов на дефектной секции и двух прилегающих секциях.
этап: Разработка подводного котлована, приборное обследование.
При совпадении полученных данных с данными обследования производится разработка котлована в месте дефекта до уровня, позволяющего снять изоляцию и обследовать дефект визуально, с использованием подводного телевидения и с помощью приборов.
Размеры котлована должны позволить произвести заводку и монтаж частей камеры на трубопровод и составляют:
глубина относительно нижней образующей трубы - 1,5 м;
длина по низу вдоль оси трубопровода - 6 м;
ширина по низу - 5 м;
откосы - в зависимости от типа грунта и течения.
этап: Установка Подводной камеры (кессона).
Под трубопровод с помощью плавкрана и лебедок заводится нижняя половина камеры. Работы ведутся под управлением водолазов.
На установленную нижнюю половину устанавливается верхняя, центровка производится водолазами имеющимися приспособлениями. Половины камеры соединяются между собой болтами.
этап: Установка спускной шахты кессона.
Водолазы монтируют съемные части и устанавливают секции шахты, подаваемые им с поверхности плавкраном. Герметизация частей камеры осуществляется имеющимися на соединительных плоскостях прокладками.
этап: Откачка воды, обеспечение вентиляции воздуха, освещения.
После герметизации вода из камеры откачивается погружными насосами. Производится вентиляция внутреннего объема. В камеру через шахту подаются необходимые материалы и оборудование для выполнения обследования и ремонта.
Для осуществления сварочных работ производится постоянная приточно - вытяжная вентиляция и освещение камеры.
этап: Демонтаж Подводной камеры, обратная засыпка котлована.
По окончании ремонтных работ, контроля их качества и восстановления изоляции трубопровода камера затапливается, ее части демонтируются. Котлован в месте работ замывается до черных отметок дна.
При работах зимой со льда плавсредства не требуются, монтаж осуществляется автокраном или иным грузоподъемным приспособлением.
.6 Виды работ при ремонте газопровода с заменой труб
Способ производства ремонта ЛЧМГ следует определять по технологическому набору ремонтно-строительных работ для достижения конечной цели ремонта. Это может быть:
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода при отсутствии повреждений металла трубы;
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода с предварительной заваркой каверн металла труб, приваркой заплат и муфт на стенки труб;
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода с предварительной заваркой каверн металла труб, приваркой заплат и муфт на стенки труб, выбраковкой и вырезкой участков, не, подлежащих ремонту;
прокладка новой нитки трубопровода параллельно действующей с последующим отключением старой нитки, извлечением, ремонтом и повторным использованием ее для различных нужд.
Допускается частичная замена изоляционного покрытия газопровода при условии усиления электрохимической защиты трубопровода до уровня, обеспечивающего его коррозионную защищенность.
.6.1 Подготовительные работы
В подготовительный период к строительству, строительная организация в соответствии со СНиП 3.01.03-84 должна осуществить следующие мероприятия:
принять от генподрядчика трассу подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками, передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана перехода и ведомости планово-высотного обоснования, реперы и выносные знаки должны иметь абрис относительно характерных пунктов на местности, ось трассы и углы ее поворотов должны быть закреплены выносными опорными знаками в двух-трех точках за пределами строительной площадки; при этом ось трассы закрепляется на каждой стороне водоема;
проверить наличие основных реперов и установить временные на период строительства перехода, при ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, более 200 м - не менее двух реперов на каждом берегу, реперы располагать за пределами разрабатываемых береговых траншей и монтажной площадки;
выполнить контрольную нивелировку основных и привязку к ним временных реперов;
выполнить нивелировку по створам подводных трубопроводов на переходе промерами подводного участка трассы;
осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом закрепляющих знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта;
уточнить ширину водоема при расстояниях между урезами воды:
а) до 200 м - по тонкому тросу между берегами;
б) более 200 м - с помощью геодезических инструментов с разбивкой берегового базиса;
закрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах незатопленной части перехода с выносом знаков за пределы производства земляных работ;
установить временный водомерный пост о привязкой его к реперу.
.6.2 Земляные работы
Перед началом земляных работ необходимо обследовать участки дна реки или водоема. Обнаруженные препятствия в виде топляков и отдельных валунов следует устранить отмывкой гидромониторами с последующим подъемом плавучими грузоподъемными средствами при участии водолазов.
Для устройства подводных траншей можно применять:
землечерпательные ковшовые снаряды;
землесосные рефулерные снаряды;
гидромониторно-эжекторные снаряды;
взрывной способ.
Тип механизма для выемки подводного грунта следует выбирать в зависимости от его физико-механических свойств, объема выемки, гидрологического режима, условий судоходства, глубины водоема, периода (времени года) производства работ.
Плавучие грунторазрабатывающие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода и времени буксировки снаряда на объект.
В случае разработки траншей через судоходные реки и водохранилища (при больших объемах и глубинах) рекомендуется совмещать работу высокопроизводительных земснарядов, имеющих недостаточную глубину опускания рамы, с работой специальных земснарядов меньшей производительности, но с большей глубиной опускания рамы для разработки подводных траншей до проектных отметок.
Разработку траншей на прибрежных участках следует выполнять бульдозерами и экскаваторами с учетом обводненности грунтов и правил техники безопасности.
На крупных переходах с большим объемом разработки тяжелых и скальных грунтов работу земснарядами необходимо выполнять в соответствии с проектом производства работ или индивидуальной технологической картой, которую разрабатывает строительная организация перед началом работы с учетом фактических условий на переходе.
.5 Ремонт ППГ, последовательность технологических операций ремонта газопровода с помощью кессона
.5.1 Ремонт подводного перехода газопровода
Виды капитального ремонта ППГ:
формирование защитного слоя грунта над верхней образующей трубопровода;
подсадка трубопровода до проектных отметок;
ремонт дефектного участка с подъемом трубопровода над поверхностью воды и заменой дефектного участка;
переукладка подводного трубопровода с заменой трубы;
замена дефектного участка при помощи шахтных колодцев;
ремонт дефектного участка подводного перехода при помощи кессона;
ремонт изоляционного покрытия подводного перехода газопровода;
ремонт берегоукреплений;
ремонт дефектного участка подводного трубопровода с установкой упрочняющих конструкций - стальных, композитных муфт;
восстановление проектного положения балластных грузов и футеровки;
ремонт подводного перехода с применением конструкции "труба в трубе";
ремонт оголенных и провисающих участков подводного перехода устройством насосоаккумулирующих сооружений;
восстановление реперных знаков и знаков судоходной обстановки.
Из всех перечисленных методов капитального ремонта подводного перехода можно выделить пять наиболее распространенных:
формирование защитного слоя грунта над верхней образующей;
подсадка трубопровода на проектные отметки;
переукладка участка трубопровода с полной или частичной заменой трубы традиционным способом;
ремонт дефектов методом установки муфты;
ремонт дефектного участка подводного перехода при помощи кессона.
Очевидно, что подводные переходы представляют собой участки магистральных газопроводов, эксплуатация которых проходит в условиях значительных воздействий природного характера. Такие факторы, как подвижки и эрозия речного дна, размыв русла при его вертикальной и плановой деформациях, способны существенно изменять морфологию дна. Такие естественные процессы создают реальные условия для размывания подводного трубопровода даже при глубинах подводной траншеи, рассчитанных с учетом прогнозируемого предельного профиля размыва.
.5.2 Последовательность технологических операций ремонта газопровода с помощью кессона
Подводная камера (кессон) - это универсальная подводная камера предназначена для устранения повреждений подводных переходов газопроводов (ремонт сварных швов, установка муфт, ремонт изоляции) диаметрами 325 - 1420 мм на глубине до 30 м при скорости течения до 1,5 м/с.
При этом конструкция обеспечивает возможность герметизации при отклонении геометрических параметров труб относительно номинального.
В состав изделия входят:
корпус универсальной камеры с фланцами для присоединения съемных частей и комплектом крепежа, и уплотнений для герметизации соединений, а также с приспособлениями для балластировки;
сборная спусковая шахта из нескольких;
система осушения, состоящая из комплекта насосного оборудования с необходимым количеством шлангов;
система вентиляции, состоящая из комплекта вентиляторов и воздушных магистралей;
система электрооборудования, обеспечивающая управление насосным и вентиляционным оборудованием, освещение камеры и связь;
средства аварийного жизнеобеспечения;
обеспечивающие плавсредства с системой якорей, предназначенное для фиксации верха шахты, обеспечения доступа в камеру и размещения надводных частей систем, входящих в состав камеры.
Камера в разобранном состоянии транспортируется любыми видами транспорта и устанавливается водолазами на дефектный трубопровод при помощи плавкрана.
Необходимое оборудование устанавливается на специальном обеспечивающем понтоне, закрепляемом на 4-х якорях, обеспечивающих его неподвижность. Для компенсации подъемной силы при осушении камеры устанавливаются навесные пригрузы.
Технические характеристики:
Конструкция - разъемная по горизонтали из 2-х половин, соединение - фланцевое на болтах, герметизация на трубе - фланцевая с уплотнением.
Шахта - стальная D - 1000 мм с внутренней лестницей.
Корпус камеры - сталь толщиной 7 мм с жесткостями из уголка 80х80 мм.
Размеры - длина - 3000 мм, ширина - 2500 мм, высота - 2500 мм.
Вес камеры - 3 тн.
Объем камеры - 20 куб.м.
Масса навесных пригрузов - до 18 тн.
Система жизнеобеспечения:
Вентиляция - приточно - вытяжная через шланги с помощью вентиляторов, находящихся на понтоне.
Электроосвещение - напряжением 24 В через кабеля от источника питания на понтоне.
Осушение камеры - эжектором по шлангам на поверхность.
Связь - телефонная двухсторонняя.
Контроль состава воздуха - газоанализатором.
Аварийный комплект - автономные дыхательные аппараты, автономные источники света.
Технология применения подводной камеры (кессона):
этап: Определение места дефекта трубопровода.
Установка камеры производится в следующей последовательности. Определяется место дефекта на поверхности по расстоянию от контрольных точек.
Производится водолазное обследование дна, в ходе которого уточняется местоположение оси и глубина залегания трубопровода с помощью трассоискателя, наличие препятствий для земляных работ.
Определенное местоположение дефекта закрепляется ориентирами на дне и буями на поверхности. Производится вскрытие верха трубопровода, определяются границы секции и расположение продольных швов на дефектной секции и двух прилегающих секциях.
этап: Разработка подводного котлована, приборное обследование.
При совпадении полученных данных с данными обследования производится разработка котлована в месте дефекта до уровня, позволяющего снять изоляцию и обследовать дефект визуально, с использованием подводного телевидения и с помощью приборов.
Размеры котлована должны позволить произвести заводку и монтаж частей камеры на трубопровод и составляют:
глубина относительно нижней образующей трубы - 1,5 м;
длина по низу вдоль оси трубопровода - 6 м;
ширина по низу - 5 м;
откосы - в зависимости от типа грунта и течения.
этап: Установка Подводной камеры (кессона).
Под трубопровод с помощью плавкрана и лебедок заводится нижняя половина камеры. Работы ведутся под управлением водолазов.
На установленную нижнюю половину устанавливается верхняя, центровка производится водолазами имеющимися приспособлениями. Половины камеры соединяются между собой болтами.
этап: Установка спускной шахты кессона.
Водолазы монтируют съемные части и устанавливают секции шахты, подаваемые им с поверхности плавкраном. Герметизация частей камеры осуществляется имеющимися на соединительных плоскостях прокладками.
этап: Откачка воды, обеспечение вентиляции воздуха, освещения.
После герметизации вода из камеры откачивается погружными насосами. Производится вентиляция внутреннего объема. В камеру через шахту подаются необходимые материалы и оборудование для выполнения обследования и ремонта.
Для осуществления сварочных работ производится постоянная приточно - вытяжная вентиляция и освещение камеры.
этап: Демонтаж Подводной камеры, обратная засыпка котлована.
По окончании ремонтных работ, контроля их качества и восстановления изоляции трубопровода камера затапливается, ее части демонтируются. Котлован в месте работ замывается до черных отметок дна.
При работах зимой со льда плавсредства не требуются, монтаж осуществляется автокраном или иным грузоподъемным приспособлением.
.6 Виды работ при ремонте газопровода с заменой труб
Способ производства ремонта ЛЧМГ следует определять по технологическому набору ремонтно-строительных работ для достижения конечной цели ремонта. Это может быть:
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода при отсутствии повреждений металла трубы;
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода с предварительной заваркой каверн металла труб, приваркой заплат и муфт на стенки труб;
замена поврежденного изоляционного покрытия трубопровода с предварительной заваркой каверн металла труб, приваркой заплат и муфт на стенки труб, выбраковкой и вырезкой участков, не, подлежащих ремонту;
прокладка новой нитки трубопровода параллельно действующей с последующим отключением старой нитки, извлечением, ремонтом и повторным использованием ее для различных нужд.
Допускается частичная замена изоляционного покрытия газопровода при условии усиления электрохимической защиты трубопровода до уровня, обеспечивающего его коррозионную защищенность.
.6.1 Подготовительные работы
В подготовительный период к строительству, строительная организация в соответствии со СНиП 3.01.03-84 должна осуществить следующие мероприятия:
принять от генподрядчика трассу подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками, передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана перехода и ведомости планово-высотного обоснования, реперы и выносные знаки должны иметь абрис относительно характерных пунктов на местности, ось трассы и углы ее поворотов должны быть закреплены выносными опорными знаками в двух-трех точках за пределами строительной площадки; при этом ось трассы закрепляется на каждой стороне водоема;
проверить наличие основных реперов и установить временные на период строительства перехода, при ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, более 200 м - не менее двух реперов на каждом берегу, реперы располагать за пределами разрабатываемых береговых траншей и монтажной площадки;
выполнить контрольную нивелировку основных и привязку к ним временных реперов;
выполнить нивелировку по створам подводных трубопроводов на переходе промерами подводного участка трассы;
осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом закрепляющих знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта;
уточнить ширину водоема при расстояниях между урезами воды:
а) до 200 м - по тонкому тросу между берегами;
б) более 200 м - с помощью геодезических инструментов с разбивкой берегового базиса;
закрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах незатопленной части перехода с выносом знаков за пределы производства земляных работ;
установить временный водомерный пост о привязкой его к реперу.
.6.2 Земляные работы
Перед началом земляных работ необходимо обследовать участки дна реки или водоема. Обнаруженные препятствия в виде топляков и отдельных валунов следует устранить отмывкой гидромониторами с последующим подъемом плавучими грузоподъемными средствами при участии водолазов.
Для устройства подводных траншей можно применять:
землечерпательные ковшовые снаряды;
землесосные рефулерные снаряды;
гидромониторно-эжекторные снаряды;
взрывной способ.
Тип механизма для выемки подводного грунта следует выбирать в зависимости от его физико-механических свойств, объема выемки, гидрологического режима, условий судоходства, глубины водоема, периода (времени года) производства работ.
Плавучие грунторазрабатывающие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода и времени буксировки снаряда на объект.
В случае разработки траншей через судоходные реки и водохранилища (при больших объемах и глубинах) рекомендуется совмещать работу высокопроизводительных земснарядов, имеющих недостаточную глубину опускания рамы, с работой специальных земснарядов меньшей производительности, но с большей глубиной опускания рамы для разработки подводных траншей до проектных отметок.
Разработку траншей на прибрежных участках следует выполнять бульдозерами и экскаваторами с учетом обводненности грунтов и правил техники безопасности.
На крупных переходах с большим объемом разработки тяжелых и скальных грунтов работу земснарядами необходимо выполнять в соответствии с проектом производства работ или индивидуальной технологической картой, которую разрабатывает строительная организация перед началом работы с учетом фактических условий на переходе.