Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский социально технический университет
имени академика З. Алдамжар
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Отцовство как психологический фактор развития личности ребенка
Аменова Людмила Владимировна
Костанай,
Содержание
Введение
. Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка
.1 Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе
.2 Основные подходы к изучению отцовства
.3 Роль отца в формировании личности ребенка
.4 Полная семья как условие гармоничного развития личности
.5 Факторы развития личности
. Эмпирическое исследование влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка
.1 Организация программы и методы исследования
.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности ребенка, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии родительско - детских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины.
Политика современного Казахстана носит ярко выраженную социальную направленность, об этом убедительно сказано президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в послании народу, "благосостояние... в котором среди прочих социальных приоритетов на первый план выделяются проблемы семьи, как главного социального института формирования здорового развития нового поколения". В связи с этим рельефно обозначилась проблема отцовства, поскольку в последнее время демографы отмечают кризис семьи, рост безотцовщины, а также уменьшения общего вклада отца в воспитание детей.
Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности. В настоящее время существует целый ряд социальных проблем связанных именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением, в силу различных обстоятельств, женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества. [8; с 12].
Также необходимо отметить, что мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, и что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери. Некоторые исследования заключают, что отцовско-детские отношения это единственный существенный фактор определенных результатов развития ребёнка. В целом, роль отца в воспитании, кажется, столь же значима, как и роль матери для психологического благополучия и здоровья ребенка.
Первым научным направлением, поставившим отношения родителей и детей в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Согласно Зигмунду Фрейду, детско-родительские отношения изначально амбивалентны, окрашены противоречивыми чувствами, причем мать и отец выступают для ребенка в совершенно разных ролях, и сам ребенок матерью и отцом воспринимается совершенно по-разному. Эрих Фромм приходит к выводу о существовании двух типов родительской любви к детям - любви материнской и отцовской. С этим подходом отчасти перекликается концепция стилей семейного воспитания Альфреда Адлера. В разных работах под разными названиями фактически выделяются три основных стиля семейного воспитания, которые можно определить как авторитарный, либерально - попустительский и демократичный. С известными оговорками, отцовский тип родительской любви можно соотнести с авторитарным типом воспитания - ребенок хорош, если он "хорошо себя ведет". Материнский тип любви условно можно связать с либерально-попустительским стилем - как бы ребенок себя ни вел, он все равно хорош. И здесь понятно, что идеалом выступает "золотая середина" - демократичный стиль, чуждый полярных крайностей.
Понятие отцовства - культурно-исторический феномен, который имеет значение для последующего поведения тех, кто разделяет взгляды и предположения, определяющие это понятие. Сформулировать понятие отцовства, невозможно без понятия материнства. Необходимо также учитывать, что обе конструкции находятся под влиянием культурных концепций мужественности и женственности.
Концепция отцовства изменялась в течение последних 300 лет истории. Согласно американским исследованиям, идеальным образом колониального европейского и американского отца в 1600-ых и 1700-ых являлся образ строгого патриарха. С 1830 до 1900 идеальным образом отца был образ кормильца. С 1900 до 1970 идеальный отец - это приветливый папа, приятель и образец для полового подражания. Начиная с 1970-ых и по сегодняшний день, идеальным образом отца считается сородитель, одинаково разделяющий с его партнером заботу о детях.
Принятая за основу идеология мужчины как кормильца, использовалась многими исследователями в течение 20-го столетия, чтобы объяснить очевидную ограниченную вовлечённость мужчин в детское воспитание. Многие ученые до 1960-ых и 1970-ых предполагали, что отцы были относительно незначительны для здорового развития их детей. Таким образом, широко принятая культурная схема отцовства до 1970-ых (и все еще актуальная и сегодня) имеет две составляющих. С одной стороны утверждается, что отцы часто некомпетентны и, возможно, даже биологически не приспособлены к воспитанию детей, во втором случае, утверждается, что влияние отцов на детское развитие относительно незначительно или, по крайней мере, периферийно или косвенно. Наиболее известный результат влияния этих представлений на протяжении большей части 20-ого столетия привел к минимизации присутствия отцов в научных исследованиях.
Признание того, что отцы не должны исключаться из исследований по детскому развитию, началось в 1960-ых и 1970-ые и продолжается до сих пор благодаря трём факторам. Первый фактор - увеличение числа исследований, подтверждающих важность отцовства. Второй фактор - возникновение феминизма, что привело к переоценке культурных представлений о женской идентичности, и повлекло за собой и переоценку значения мужественности. Это в свою очередь перенесло фокус исследований на роль отца, отцовской заботы и влияние отцовской любви. Третьим фактором можно считать появление в 1990-ых прикладного программного обеспечения, доступного широкому кругу исследователей, благодаря которому были проведены и опубликованы научные работы, доказывающие, что отцовско-детские отношения являются существенным фактором определенных результатов детского развития.
Культура общества и его традиции неразрывно связаны с религиозной культурой. Религия придаёт огромное значение семье и отцовству, распространяя эти понятия далеко за пределы "ячейки общества". Например, с точки зрения христианства все мы "братья и сестры" и дети одного "святого отца". Патриархальное понятие отцовства гораздо шире биологического и имеет свои чёткие каноны, которые являются частью традиционных представлений о семье и роли отца и матери в ней.
Слабость и неадекватность "современных отцов" - один из самых распространённых стереотипов общественного сознания второй половины ХХ века во многих странах. Наше общество в этом отношении мало отличается от западного, хотя причины вытеснения отца из семьи у нас иные, чем, скажем, у Европы и Запада. Представления же о положении и функциях отца в нашей литературе сегодня мало чем отличаются от существующих в Европе и Западе, где социологи и психологи констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическую некомпетентность и неумение отцов осуществлять уход за маленькими детьми.
Происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Общество в целом всё более становится "безотцовым". Это означает, что с падением авторитета отца для современных молодых людей рушатся и все другие социальные авторитеты. В обществе утверждается "материнский" принцип гуманизма, в соответствии с которым все люди по-своему хороши. Отсюда характерные для современной Европы и Запада тяга к анархии, к утрате устоев общества, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.
Если оглянуться на историю нашего Отечества, то мы увидим, что доминирующее положение отца в патриархальной семье создавало надёжный механизм передачи религиозности, глубокого патриотизма и верности нравственным устоям. Разрушение этого механизма привело, в частности, к тому, что роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, отец утратил прежний авторитет и уважение, с другой, лишившись патриархальной высоты и недоступности, он не стал ближе к детям.
Также необходимо отметить и то, что современная юридическая практика не ориентирована на формирование чувства ответственности у отцов, поскольку в случае расторжения брака дети остаются с матерью и только в редких случаях с отцами. Кроме того, нормой стало уклонение отцов от уплаты алиментов и, хотя закон есть, на практике он, к сожалению, плохо работает.
В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности, до исследования влияния принятия матерью ребенка и влияния ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и, в частности, беременности, и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.
На наш взгляд именно изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на развитие личности мужчины позволит уточнить многие возможно менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные 3.Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности, и, таким образом, внести дополнения в решение некоторых проблем детской и семейной психологии, психологии развития и психологии личности [1;с 15]. Это составляет новизну нашей работы.
В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных исследований, направленных на изучение данного феномена и его влияния на развитие личности. Этой потребностью и объясняется актуальность и практическая значимость исследуемой нами проблемы.
Целью исследования нашей дипломной работы является выявление влияния отцовства на гармоничное развитие личности ребенка.
Объектом исследования выступают подростки.
Предметом исследования является отцовство и его влияние на развитие личности подростка.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что отцовство является важнейшим фактором гармоничного развития личности ребенка.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования дипломной работы, а также из сформулированной гипотезы, нами были поставлены следующие задачи:
1. сделать обзор и теоретически проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
. изучить психологические факторы, влияющие на развитие личности ребенка;
. исследовать, как происходит развитие личности в семье без отца и в полной семье;
. сделать выводы по экспериментальному исследованию.
Теоретическую основу исследования составили теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, В.А. Петровский, К.К. Платонов, К. Роджерс), теоретические положения о развитии личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (В.А. Адольф, П.П. Блонский, Р.П. Жданов, Л.В. Занков, В.В. Игнатова, Г.Ц. Молонов, СИ. Осипова, И.П. Подласый, К.К. Платонов, А.Н. Фалалеев, Г.И. Чижакова, М.И. Шилова)
Основной эмпирический материал получен в результате психолого-педагогического исследования, проведенного с октября 2010 по март 2011 на базе Бужулутской основной школы, Акмолинской области, Есильского района, с использованием методов тестирования, констатирующего эксперимента и математической обработкой данных в форме статистического анализа.
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью, рассматриваемой в данном исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.