Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из табличных значений видно, что особенности проявления Я - концепции испытуемых экспериментальной и контрольной групп имеют прямо противоположные тенденции (р < 0,001).
В контрольной группе (таблица 4) Я - концепция отличается позитивным восприятием собственного Я - образа. Испытуемые проявляют рефлексию (96% - 25чел.), уверенность в себе (92% - 24 чел.), что отражается в удовлетворенности собой (89% - 24чел.), самопринятии (85% - 22 чел.) и т.п.
Обратную картину представляют результаты подростков экспериментальной группы (таблица 3).
Для большинства из них (96% - 22чел.) характерно проявление неуверенности в себе и своих силах. Подтверждается она проявлением неадекватного восприятия Я - образа (88% - 21 чел.), а также заниженной самоценностью (83% - 20чел.).
Неадекватное восприятие Я - образа подтверждает и непринятие себя (92% - 22чел.), своего Я - реального, а также неудовлетворенность собой (92% - 22чел.), что является важным свидетельством нарушения адаптации. Об этом же свидетельствует наличие у большинства подростков внутриличностных конфликтов (58% - 14чел.).
В целом сравнительную картину результатов испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике "МИС" отражает рисунок 3.
Рисунок 3
Особенности формирования Я-концепции испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике "МИС"
1. Внутренняя честность; | 6. Самопринятие; |
2. Самоуверенность; | 7. Самопривязанность; |
3. Саморуководство; | 8. Внутренняя конфликтность; |
4. Отраженное самоотношение; | 9. Самообвинение. |
5. Самоценность; | |
То есть исследование проявления Я - концепции у детей воспитывающихся без отцов отразило негативные тенденции. А именно, их личностные особенности в сфере самоотношения в нашем эксперименте проявились в виде неудовлетворенности собой, неуверенности в себе и своих силах и т.п.
Подростки, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, гораздо самостоятельней и уверенней в собственных, а также более самодостаточней и удовлетворенней собой.
Выводы
Итак, делая вывод по функциям, выполняемым отцами семейств, можно отметить незначительную вовлеченность отцов в процесс воспитания детей. В современной семье отцы в большей мере сохраняют традиционный образ отца - кормильца. Воспитательная, рекреационная и управленческая функции выполняются незначительно.
При этом, выстраивая иерархию функций по частоте выполнения, на первое место можно поставить хозяйственно-экономическую функцию, на втором - воспитательную, на третьем - досуговую, на четвертом - управленческую.
Таким образом, неполные семьи сталкиваются с целым рядом проблем экономического, психологического, эмоционального, воспитательного характера. Но это не означает, что неполная семья является обязательно неблагополучной. В большинстве семей участников опроса, существовали достаточно благоприятные условия для развития ребенка, отношения носили характер взаимовыручки и взаимоуважения. Различные проблемы, конечно, могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого не следует, что они обязательно появятся. Нередко в полной семье, но эмоционально неблагополучной семье, ребенок сталкивается с более серьезными психологическими проблемами, чем в неполной.
Таким образом, результаты проведенного нами эмпирического исследования позволили сделать следующе выводы:
. Подростки, чьи отцы не принимали участие в их воспитании (безотцовщины) отличаются достаточно низким уровнем психологической устойчивости к кризисным ситуациям (р < 0,001), а именно неадекватно оценивают случившееся и тяжело примиряются с неприятностями. Локус контроля характеризуется направленностью более экстернального типа. В частности это касается отношений складывающихся с другими людьми, собственных достижений и возникающих в их жизни неудач. Для них также свойственны: неуверенность в себе, неудовлетворенность собой, заниженная самоценность, не самостоятельность и высокая потребность в одобрении и поддержке со стороны других.
. Для личностных особенностей детей из полных семей напротив характерна интернальность в отношении всех событий в их жизни, самостоятельность и уверенность в собственных силах, самодостаточность, удовлетворенность собой и позитивность в восприятии собственного Я - образа.
Заключение
Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках тендерной психологии, в рамках психологии личности как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик. Большинство исследований проводятся в рамках детской психологии, исследуется влияние отца на развитие личности ребенка.
Использование в зарубежной психологии термина "новый отец" и явно оценочного термина "ответственное отцовство" (США), с одной стороны, отражает недавнюю тенденцию к большей свободе в терминологии в среде исследователей, которые до недавнего времени традиционно считали, что наука должна быть безоценочна, хотя, в действительности, всегда существовало сильное, но неявное оценочное отношение в исследованиях отцовства, большей частью проводимого мужчинами и женщинами в целях пропагандирования большей вовлеченности мужчин в жизнь своих детей.
Точно также всегда был моральный оттенок фокусирования на отсутствии отца, которым характеризовалась большая часть литературы по отсутствующему, "неплательщику" и эмоционально невовлеченному отцу.
С другой стороны, данная тенденция свидетельствует о повышении интереса к разработке и исследованию данной проблемы.
Для нашей страны данная тема является почти не изученной и особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на становление роли мужчины вообще и отцовства в частности. В связи с этим нам представляется очень важным актуализировать и исследовать проблему влияния отцовства на развитие личности ребенка.
В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотрение семьи как системы, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Таким образом, не только отец и мать влияют на детей или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде родитель - ребенок влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей семейной системы. [18; с. 24].
Вместе с тем, рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития. В древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я - концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости.
Таким образом, мы пришли к заключению о том, что отцовство влияет на психологическое развитие личности ребенка.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждена, и мы видим перспективы для дальнейшего исследования проблемы.
Список использованных источников
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие - СПБ: издательство 1999 г. - 89 с.
. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998; Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Открытие "Я". М ., 1978.
. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов - 2001. с. 112.
. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006 г. - 304 с.
. Аренова А. Социализация ребенка. - М: Просвещение, 2000. с. 45.
. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - М: Наука и техника, 2007 г.
. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). / В.А. Рудников. - М., 2006.
. Борисов В.А. Демография. - М.: NOTA BENE, 2005.
. Бескаравайная В.К. (2006) Социологическое понятие "новые отцы" и его содержание.
. Брутман В.И., Родионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Л. Вопросы психологии, 1997. - №6. - С. 23.
. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1997.
. Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 2003.
. Бороденко А.Ю. (2005) Источники формирования и проблемы неполных семей // www.izh.ru.
. Бреева Е.В. Дети в современной обществе. - М., 2002. с. 76.
. Бык Е. (2007) Неполные семьи: что должны знать дети, чьи мамы работают полный день // www. efamily.ru.
. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик.
. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Терра, 1992. - 480 с.
. Вассерман Л.И. Горьковая И.А. Родители глазами подростка. С.П.6.: Речь, 2004. с. 57.
. Валикова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствам. - М: 2005.
. Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980. с. 89.
. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Диссер. канд. психол. наук. - Л., 1985. - 216 с.
. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. // Социс, 1997. - №1. - С. 72 - 79.
. Голод С.И. (2008) Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.
. Добреньков В. (2005) Слабая семья - слабое государство // Российская Федерация сегодня. № 17.
. Добрынина Е. Золотая середина. Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса // Российская газета. - 2007 г. - 24 января. - 9 с.