Файл: Министерство образования и науки республики казахстан государственный университет имени шакарима г. Семей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ


Документ СМК 3 уровня

УМКД


УМКД 042-18.1.18.03/03-2014

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «юридическая психология»



Редакция №1 от5.09.2014


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«юридическая психология»

для специальности 5В010300 – «Педагогика и психология»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2014 г.



УМКД 042-18.1.18.03/03-2014


Ред. №1 от5.09.2014

Страница 2 из 50

Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа (проект)




5

Самостоятельная работа студента














































































УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__

Ред. № __ от _______200__ г.

Страница 3 из __



1 ГЛОССАРИЙ
Абулия – полное или частичное отсутствие побуждений к деятельности, падение активности, потеря интереса ко всему.


Аффект- быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.

Гипотимия- сниженное настроение

Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Девиантное поведение – отклонение от нормы, связанное с совершением поступка или внеинституциональным повендением.

Дистантные анализаторы — анализаторы, рецепторы которых подвергаются опосредствованному воздействию предметов, например слуховой и зрительный анализаторы.

Дисциплинированность — свойство личности, привычка, потребность всегда соблюдать дисциплину, сознание собственного и общественного долга.

Житейские понятия — донаучные понятия, усвоенные в результате жизненного опыта, без специального обучения.

Защитный рефлекс — безусловный оборонительный рефлекс.

Знак — любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Знак является орудием психической деятельности человека, это общественный орган или социальное средство. Формой социального знака выступают язык, письмо, счет, рисование.

Измененное состояние сознания - качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

Идентичность — тождественность.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком или объектом действительности.

Идентифицировать — отождествлять.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имитация - формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий.

Индивидуальное развитие — развитие данного индивида в процессе его жизни и деятельности (онтогенез).

Инстинкт — врожденная форма поведения, способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул.

Интерес — вид мотивов, форма проявления познавательной потребности человека.

Интериоризация — процесс перехода от внешнего действия к действию

внутреннему, идеальному (в уме), выполняемому с образами предметов и понятиями о них.

Интроспекция — самонаблюдение.

Коммуникативная функция речи — функция общения, прямое или косвенное воздействие на собеседника.

Конформность —1) внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; 2) чисто внешнее согласие с группой, вопреки внутренней позиции индивида.

Криминология-

Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Лидерство-феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведения группы в целом или отдельных ее членов.

Моббинг – постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Наблюдение — 1) один из основных методов психологии; 2) преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, осуществляемое с целью проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов..

Наглядные модели — особые виды изображений, в которых связи и отношения между предметами и явлениями передаются при помощи определенного пространственного расположения их заместителей (схемы, чертежи, диаграммы и т. п.).

Наследственность — способность живых организмов к передаче своих признаков и свойств от родителей к потомству.

Невроз – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека.

Нормы- принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры.

Негативизм — сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм — упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в
обмене информацией познавательного или оценочного характера.

Опосредствованное понимание — понимание, достигаемое не сразу, а через опору на промежуточные (вспомогательные) средства, постепенно, от одного, момента к другому.

Половая идентификация — отождествление ребенком себя с представителями своего пола.

Понятие — основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Представление — чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.

Продуктивная деятельность — общие названия видов деятельности, направленных на создание материального продукта (рисование, конструирование, лепка и др.).

Проблемная ситуация — ситуация, в которой перед человеком возникают такие цели и условия деятельности, которые он не может разрешить известными ему средствами и способами.

Реакция — целостный ответ организма на любое воздействие внутренней или внешней среды.

Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Рефлексирование — способность соотносить свои действия с ожидаемыми реакциями других.

Самосознание — осознание качеств своей личности, своего отношения к другим людям, к окружающей действительности.

Самооценка — компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, способностей, личностных качеств). Самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной.

Самостоятельность — способность мыслить, действовать без посторонней помощи.

Самоутверждение — стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.

Синкретизм — неразвитое состояние чего-либо, слитность, нерасчлененность.

Сопереживание— 1) состояние, которое выражается в переживании чего-либо вместе с другими, в разделении переживания; 2) действие по оказанию помощи по отношению к тому, кому сопереживают.


Сорадость — позитивное переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого.

Сострадание — жалость, возбуждаемая несчастьем другого.

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям другого.

Сохранение — один из основных процессов памяти, обеспечивающий удержание прошлого опыта, в течение более или менее дли­тельного времени.

Спонтанный — самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.

Стимул — побуждение к действию, толчок, побудительная причина.

Тесты — один из методов психологии и педагогики, кратковременное стандартизированное испытание, выполнение которого может дать возможность определить знания ребенка, а также особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и т. д.).

Убеждение —1) осознанная потребность, побуждающая человека действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; 2) способ эмоционального и рационального воздействия.

Упрямство — частный случай негативизма.

Условный рефлекс — приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.

Учебная деятельность — ведущий вид деятельности детей школьного возраста, характеризующийся систематическим и целенаправленным усвоением знаний.

Фактор места — термин, означающий социальную ситуацию, определяющую условия развития и жизни человека.

Фобия – навязчивый страх

Формирующий эксперимент — эксперимент, в котором психологические качества изучаются в процессе их активного формирования.

Шаблон — 1) заимствованный образец, которому слепо подражают, штамп; 2) образец, по которому изготовляются изделия, одинаковые по форме, размеру и т. п.

Характер