Файл: Министерство образования и науки республики казахстан государственный университет имени шакарима г. Семей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
система побуждений к жизни и деятельности, которая определяет избирательность отношений, позиций и активности. В связи с этим можно говорить о профессиональной направленности юриста.

При рассмотрении понятия эффективности труда необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • эффективность любого трудового процесса и, в особенности многоцелевого, интеллектуально-практического, труда со сложной структурой, каким является труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта и др., может быть исследована лишь с помощью комплексного, системного анализа;

  • для повышения эффективности труда основное значение имеет выявление возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через психологические закономерности различных аспектов профессиональной деятельности;

  • при системном подходе к исследованию эффективности анализируются различные уровни (стороны) деятельности, а также личностные структуры, которые обеспечивают успешность (эффективность) деятельности на данном уровне;

  • психологическому анализу подлежат также внешние условия трудового процесса и их роль в повышении эффективности труда.

Профессиональная юридическая деятельность - деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Основная задача психологии юридического труда - выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и других.

Системный подход к данному исследованию позволил определить взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности и выделить среди них наиболее значительные для следственной работы:


  • определить взаимосвязь между профессиональными качествами, знаниями, навыками, умениями в деятельности;

  • сформулировать основные закономерности связей между личностными качествами в каждой из сторон профессиональной деятельности;

  • определить конечное число сторон профессиональной деятельности, а также качеств, знаний, навыков и умений,

  • реализующихся в этой деятельности, т.е. построить структуру прсфессиограммы следователя, прокурора,, судьи, адвоката и др.;

  • определить, наконец, связь между системой "личность правоведа" и системой правосудия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основная задача психологии юридического труда.

  2. Основные аспекты юридического труда.

  3. Что такое профессиограмма юридических профессий.

Литература:

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2008

Жариков Н.М. Судебная психиатрия. Учебю Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин М. Норма. 2008

Зельдович Б.З. Юридическая психология. Учебник. М., 2007.

Сорокотягин И.Н. Правовая и юридическая психология (психология
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Методические указания по выполнению практических занятий

Тема№1: предмет, методы и структура юридической психологии

План:

Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.

Методы юридической психологии.

Система (структура) юридической психологии.

Литература:

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2008
Тема 2. история развития юридической психологии.

План:

Ранняя история юридической психологии.

Оформление юридической психологии как науки.

История юридической психологии в XX столетии.

Литература:

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2008

Антонян Ю.М. «Мотивация преступного поведения» // "Юридическая психология", 2006, N 1
Тема №3: Психология преступного поведения.

План:

Общая характеристика и психологические особенности преступных действий.

Психологический анализ преступного поведения.



Механизмы преступного поведения.

Литература:

  1. Антонян Ю.М. «Мотивация преступного поведения» // "Юридическая психология", 2006, N 1

  2. Бакиров А.А. Следственные действия: обыск и выемка // Правовая защита частных и публичных интересов. Материалы IV Международной межвузовской научно-практической Интернет-конференции: В 2-х частях. Ч. 1. Челябинск, 2007.


Тема №4: Познавательные процессы, учет их закономерностей юристом.

План:

Ощущения. Классификация ощущений по принципу модальности и по принципу сложности или уровня их построения.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Факторы, определяющие внимание. Виды внимания.

Память. Виды памяти. Образная, словесно-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Запоминание и воспроизведение.

Литература:

Еникеев М., Криминологические проблемы юридической психологии// Уголовное право. № 2. М.,2001.
Тема №5: Эмоции, чувства, психические свойства, состояния личности, их психолого-правовая оценка.

План:

Общее понятие об эмоциях и чувствах.

Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного процесса.

Состояние психической напряженности (стресс).

Психические (эмоциональные) состояния.

Литература:

Антонян Ю.М. «Мотивация преступного поведения» // "Юридическая психология", 2006, N 1

Бакиров А.А. Следственные действия: обыск и выемка // Правовая защита частных и публичных интересов. Материалы IV Международной межвузовской научно-практической Интернет-конференции: В 2-х частях. Ч. 1. Челябинск, 2007.
Тема №6: Психология личности преступника.

План:

Понятие, структура личности преступника.

Социально-психологическая подсистема личности преступника.

Типология личности преступника.

Литература:

Еникеев М., Криминологические проблемы юридической психологии// Уголовное право. № 2. М.,2001.
Тема №7: основы правовой и криминальной психологии.

План:

Общие требования всех научных методов.


методы психологического воздействия на личность.

Права и обязанности эксперта-психолога.

Литература:

Кудрявцев В.Н. «Мотивы преступного поведения» // "Юридическая психология", 2007, N 4)
Тема№8: Психология группового преступного поведения.

План

Понятие, виды, психологическая характеристика группы

Психолого-правовая оценка противоправной деятельности организованных преступных групп.

Литература:

Кудрявцев В.Н. «Мотивы преступного поведения» // "Юридическая психология", 2007, N 4)
Тема №9: судебно-психологическая экспертиза.

План

Использование психолога в качестве консультанта, специалиста на предварительном следствии.

Судебно – психологическая экспертиза. Цели и задачи.

Судебно - психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

Литература:

Жариков Н.М. Судебная психиатрия. Учебю Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин М. Норма. 2008

Зельдович Б.З. Юридическая психология. Учебник. М., 2007.
Тема №10. психология юридического труда.

План:

Предмет и задачи психологии юридического труда.

Структура профессиограммы следователя.

Адвокат.

Судья.

Прокурор и его помощники.

Эксперт-криминалист.

Юрисконсульт.

Литература:

Жариков Н.М. Судебная психиатрия. Учебю Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин М. Норма. 2008

Зельдович Б.З. Юридическая психология. Учебник. М., 2007.
Тема № 11. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста (профессиограмма).

План:

Общая психологическая характеристика юридического труда.

Коммуникативная компетентность юриста.

Нервно-психическая устойчивость.

Литература:

Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. Г.В. Морозова. Юридическая литература. – М., 2000.
Тема № 12. Психология следователя.

План:

Психологическая характеристика деятельности следователя.

Нормы закона и профессиональная мораль.

Морально-политические качества следователя.

Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.


Литература:

Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. Г.В. Морозова. Юридическая литература. – М., 2006.

Юридическая психология: Хрестоматия. - М. 2007.
Тема № 13. Психология допроса.

План:

Общие социально-психологические условия ведения допроса.

Психологические особенности подготовки и проведения допроса.

Психологические особенности отдельных стадий допроса.

Литература:

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2008

Жариков Н.М. Судебная психиатрия. Учебю Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин М. Норма. 2008
Тема № 14. Психология осмотра места происшествия.

План:

Осмотр места происшествия.

Организаторская деятельность следователя как результат успешного осмотра места происшествия.

Разоблачение инсценировок преступлений.

Психологическая ловушка для следователя

Литература:

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2008

Жариков Н.М. Судебная психиатрия. Учебю Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин М. Норма. 2008



  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

  1. Основы правовой психологии

  2. Психология потерпевшего

  3. Криминальная психология

  4. Психология несовершеннолетних

  5. Пенитенциарная психология.

  6. Судебно-психологическая экспертиза


Контрольно-измерительные средства
Контрольные вопросы

1. Что изучает правовая психология? 

2. Дайте характеристику правовой социализации и ее основных агентов.

3. Что такое дефекты правовой социализации? 

4. В чем сущность дефектов правовой социализации в семье? 

5. Назовите типы неблагополучных семей. 

6. Какие семьи отличаются наибольшим криминогенным потенциалом?

7. Что такое асоциальная личность и каковы ее истоки? 

8. В чем проявляется криминогенность правовой социализации в школе? 

9. Какую психологическую функцию выполняют стихийные подростковые группы? 

10. Раскройте механизм криминализации личности подростка в негативных группах сверстников. 

11. Каковы факторы эффективности социального действия права? 

12. Назовите основные виды конформистского правомерного поведения. 

13. Каковы психологические предпосылки эффективности правовых норм?

14. Перечислите основные факторы сопротивления закону.