Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество и характер облачности в теплой воздуш­ ной массе сильно зависят от ее происхождения. При до­ статочной влажности воздуха в результате понижения температуры происходит конденсация водяного пара, т. е. образование адвективного тумана или дымки. При наличии слоя инверсии охлаждение воздушной массы определяется в основном турбулентностью. При подъеме воздуха к границе инверсии в результате адиабатиче­ ского охлаждения и конденсации образуются слоистые и слоисто-кучевые облака. В широтах умеренного пояса в теплое время года днем может происходить нагрева­ ние слоистых облаков или адвективных туманов Солн­ цем. Это приводит к постепенному уменьшению их плот­ ности, а иногда и исчезновению. К вечеру они могут появляться снова из-за понижения температуры в ре­ зультате радиации. Для теплых воздушных масс ха­ рактерны также слоисто-кучевые облака, которые со­ стоят из мелких капелек воды и имеют вид неплотного слоя гряд, валов или глыб с просветами.

Из слоистых облаков выпадают моросящие осадки, а при наличии кучево-дождевых облаков могут выпадать осадки ливневого характера. Если теплая воздушная масса, состоящая из переохлажденных капелек воды, перемещается над районами, где раньше стояли силь­ ные морозы, то на поверхности Земли образуется голо­ лед. Видимость в теплой воздушной массе пониженная.

П о г о д н ы е у с л о в и я в х о л о д н о й в о з д у ш ­ ной м а с с е зависят от характера подстилающей по­ верхности и времени года. Над морями и океанами боль­ шую часть года воздух холоднее поверхности воды. В хо­ лодной воздушной массе над морем происходит повы­ шение температуры нижнего слоя воздуха, а следова­ тельно, увеличение вертикального градиента температу­ ры днем и ночью; конвекция возникает днем и усили­ вается вечером и ночью. Холодная воздушная масса, как правило, является неустойчивой. Усиленному раз­ витию конвекции над морем способствует радиационное излучение верхних слоев влажного воздуха в ночное время, поэтому в дневное время наблюдаются безоблач­ ная погода или облака кучевых форм (Cum hum, Cu cong). Вечером и ночью облака кучевых форм усилива­ ются и переходят в кучево-дождевые, достигая макси­ мального развития. Из кучево-дождевых облаков выпа­

дают осадки ливневого характера, часто сопровождаемые в летний период грозовыми явлениями и шквалами. Ви­

димость в холодных воздушных массах хорошая, в зо­ нах ливневых осадков — плохая.

Условия плавания в холодной воздушной массе, в об­ щем, благоприятные, однако при подходе к зоне ливне­ вых осадков часто наблюдаются шквалистые ветры. Над Баренцевым, Гренландским и Норвежским морями в зимнее время^ при ветрах северных румбов наблюда­ ются необычайно интенсивные снегопады — снежные за­ ряды, для которых характерны внезапность и исключи­ тельно плохая видимость.

Атмосферные фронты. Воздушные массы имеют раз­ личные свойства. В местах соприкосновения воздушных масс происходит переход от одних свойств к другим. Горизонтальные градиенты температуры, влажности, давления и других метеорологических элементов в ме­ стах соприкосновения значительно больше, чем в цен­ тральных частях однородных воздушных масс. Пере­ ходная зона между воздушными массами с различными физическими свойствами, характеризующаяся резкими изменениями метеорологических элементов в горизон­ тальном направлении, называется фронтальной поверх­ ностью или атмосферным фронтом.

Фронтальная зона представляет собой слой воздуха, толщина которого может колебаться от 1 до 2 0 0 км, но для упрощения рассуждений часто фронтальную зону представляют как поверхность раздела. Пересечение фронтальной поверхности с поверхностью Земли назы­ вается линией фронта или просто фронтом.

Атмосферные фронты всегда наклонены к поверхно­ сти Земли в сторону холодного воздуха, который имеет большую плотность и является более тяжелым, чем теп­ лый воздух, с которым он взаимодействует. Угол на­ клона фронтальной поверхности можно получить, беря за основу следующие соображения. Будем рассматри­ вать участок малоподвижного фронта, разделяющего теплую и холодную воздушные массы (рис. 75). Оче­ видно, что в точке А давление должно быть одинако­ вым независимо от того, со стороны холодной или теп­ лой воздушной массы мы подходим в эту точку. При невыполнении этого условия в точке А должен наблю­ даться разрыв в поле давления, обусловливающий бес­

3 7 8



конечно большое значение барического градиента, а сле­ довательно, и бесконечно большую скорость ветра, ко­ торая пропорциональна величине барического градиен­ та. Однако на практике этого не наблюдается, скорость ветра всегда имеет конечное значение. На основании этого можно положить, что

Р, = Р2 = р, а dPx== dP2.

(9.19)

Рис. 75. Схема вычисления угла наклона фронтальной поверхности

Полный дифференциал от давления dP заменим через частные производные по осям х и у. Тогда

d P ^ ^ - d x + ^ - d z ; dPa= ^ - d x + ^ d z . (9.20)

Из (9.20) получим

( дРі V дх

или

 

 

dz

 

 

dz

т

дР.,

 

дх

дх

(9.21)

дР2

dPt

 

dz

dz

 

Из рис. 75 видно, 4 T o t g a = — . Подставляя, получим

dPt

дР,

 

дх

дх

(9.22)

дР,

дР!

 

дг

дг

 

379


Если принять, что ветер в соприкасающихся воздушных массах является геострофическим, то

 

 

 

 

1

дР

 

(9.23)

 

 

 

 

2ü>sin

9 р дх

'

 

 

 

 

 

Отсюда

 

дРдх

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ш sin <ppvg.

 

(9.24)

Используя уравнение статики

атмосферы, найдем

= — gp,

а из

уравнения

Клапейрона — Менделеева

Р

 

 

 

 

 

 

 

р ~~ R T

 

 

 

 

 

 

Тогда,

подставляя в

(9.22),

получим

 

 

 

2« sin

Л

RT, ѵ2

 

 

tga =

R T і

(9.25)

 

 

 

 

 

R T ,

RT,

 

Так как по принятому условию Р, = Р2 = Р, то

 

 

tg “ =

2ь> sin у

Щ Т ;

V j T ,

(9.26)

Хотя полученная формула угла наклона фронталь­ ной поверхности не учитывает влияние трения и вычис­ лять действительный угол по ней нельзя, но из этой формулы следует ряд важных качественных выводов.

1.Так как по условию знаменатель всегда, положи

телен (Т2> Т і), то фронты могут существовать только при положительном числителе, в противном случае угол должен находиться или во второй, или в четвертой чет­ верти, где тангенс отрицательный. Но практически это невозможно, ибо в первом случае фронт должен быть

наклонен

в сторону теплого воздуха, а во втором уйдет

в толщу

океана. Это позволяет утверждать, что все

фронтальные разделы могут существовать только в та­ ких барических образованиях, в которых наблюдается положительная векторная разность ветров перед линией фронта и за ней. Такими барическими образованиями являются циклоны и барические ложбины. В антицикло­ нах и барических гребнях, фронты существовать не могут.

3 8 0


2. Угол наклона увеличивается с увеличением ши­ роты места.

3. В реальных условиях угол наклона меньше 1°, но, учитывая соотношения между вертикальными и гори­ зонтальными размерами воздушных масс, становится по­ нятной большая роль, которую играют фронтальные разделы в формировании режима погоды.

Классификации фронтальных разделов. По горизон­ тальной и вертикальной протяженности различают ос­

новные (высокие), вторичные

(приземные) и верхние

фронты.

 

О с н о в н ы м и называются

фронты, имеющие боль­

шую горизонтальную и вертикальную протяженность. Эти фронтальные разделы образуются главными воз­ душными массами, существенно отличающимися по своим свойствам. Скачок температуры по обе стороны основного фронта на приземной карте обычно более 5°. На основных фронтах развиваются внетропические цик­ лоны.

В т о р и ч н ы м и называются фронты небольшой го­ ризонтальной (несколько сот километров) и вертикаль­ ной протяженности. Они разделяют различные порции

одной и той

же

воздушной массы; наблюдаются пре­

имущественно

в

тыловых частях циклонов. Вторичные

фронты обычно существуют не более 1 — 2 суток.

В е р х н и м и

называются фронты, которые могут

быть прослежены

только на высотах и не проявляются

в приземном

слое.

Основной фронт ввиду большой горизонтальной про­ тяженности по своим физическим свойствам неодноро­ ден на всех участках. Одни участки смещаются в сто­ рону теплой воздушной массы, другие — в сторону хо­ лодной, третьи остаются малоподвижными. Поэтому основные фронты классифицируются по ряду дополни­ тельных признаков и делятся на теплые, холодные и

неподвижные,

или стационарные.

Т е п л ы м и

называются участки основного фронта,

в которых теплая воздушная масса перемещается в сто­ рону холодной воздушной массы.

та,

Х о л о д н ы м и

называются участки основного фрон­

в которых холодная воздушная масса перемещается

в

сторону теплой

воздушной массы.

381