Файл: Критерии и показатели оценки эффективности государственных проектов и программ.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Управление государственными программами и проектами
Тема: «Критерии и показатели оценки эффективности государственных проектов и программ»
Выполнил: студент группы ГМВ – 1122(1)
Ф.И.О. Стародубцев Евгений Леонидович
Город: Абакан
Омск 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Критерии и показатели оценки эффективности
государственных проектов и программ …………..…………………………...5
Заключение………………………………………………………………………..11
Источники…………………………………………………………………………12
Введение
Вопросы разработки и реализации государственных программ, оценки их эффективности являются крайне актуальными в настоящее время. Анализ и систематизация взглядов ученых экономистов по данный проблематике показывают, что еще в 1980-е годы Скривен М. [29] (Scriven, 1980) для оценки эффективности предложил сопоставлять издержки (государственные расходы) и выгоды в денежном выражении (положительные социальные эффекты или результаты) как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде.
Основным недостатком данного подхода является сложность в денежной оценке социальных эффектов. Терехов А.Г, Тихонов Р.М., Серебрянников В.В. [25] (Terekhov, Tikhonov, Serebryannikov, 2008) предлагали оценивать эффект от реализации государственной программы путем соотношения суммарных эффектов и затрат.
Именно данный метод первоначально был положен в основу методики оценки эффективности государственных программ на федеральном уровне. Он был усовершенствован путем использования индексов, позволяющих сопоставлять фактические и плановые значения индикаторов (показателей развития) и бюджетных ассигнований. Подробно данная методика исследована в статье Юсупова Р.М. [27] (Yusupov, 2014) и Белановой Н.Н., Чиркуновой Е.К., Корниловой А.Д. [3] (Belanova, Chirkunova, Kornilova, 2019).
В настоящее время интегральная оценка эффективности государственной программы определяется с учетом весов (значимости) рассчитываемых коэффициентов. Данный подход активно разрабатывал Афанасьев М.А. [20] (Afanasev etc., 2012). Применяя его, можно проводить оценку сравнительной эффективности и составлять рейтинг государственных программ с целью определения размера их дальнейшего финансирования. Таким образом, методика оценки федеральных государственных программ развивалась и усовершенствовалась во времени, что нельзя сказать о региональном уровне.
Ключевой проблемой для уровня субъектов Российской Федерации является отсутствие единого подхода к оценке эффективности государственных программ. Этому посвящены исследования Бреусовой А.Г. [6] (Breusova, 2015), Гусева М.А. [10] (Gusev, 2016) и Зверева К.Л. [11] (Zverev, 2018).
Отдельные ученые изучали зарубежный опыт с целью привнесения в российскую практику передовых решений [28] (Shmigol, 2017). Волков Д.Г. [8] (Volkov, 2014) предлагает оценивать эффективность с позиции удовлетворенности государственными программами.
В качестве прогрессивного зарубежного опыта Комарова А.В. [12] (Komarova, 2014) рекомендует использовать индивидуальный подход в оценке эффективности программы (эффект для отрасли, эффект для отдельного предприятия и т.д.). Подобного подхода придерживается Палаш С.В. [15] (Palash, 2018).
Несмотря на большое многообразие работ по исследуемой тематике, отдельные вопросы требуют доработки и актуализации. В частности, применяемая методика определения эффективности и формирования рейтинга федеральных государственных программ претерпела изменения в 2018–2019 годах.
Поэтому анализ практической реализации государственных программ с учетом актуальных изменений позволяет выявить проблемы и разработать общие направления их решения.
Целью реферата является проведение оценки и систематизация практической реализации государственных программ в Российской Федерации.
К задачам можно отнести:
1) изучение подходов и методики оценки эффективности государственных программ;
2) анализ практики реализации государственных программ РФ через призму показателей эффективности и индикаторов развития;
3) выявление проблем применения государственных программ и разработка общих направлений их решения.
Методы исследования: описание, анализ и синтез, индукция, экономикоматематические и графические методы.
Гипотезой исследования является предположение, что проводимая оценка государственных программ не позволяет в полной мере оценить эффективность их практической реализации.
Критерии и показатели оценки эффективности государственных проектов и программ
Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [26], достижение ключевых целей и приоритетных направлений развития осуществляется на основе государственного программирования (разработки и выполнения государственных программ).
В соответствии с Перечнем государственных программ в настоящее время реализовывается 40 государственных программ по следующим направлениям: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство».
При реализации программы ключевое значение отводится целевым индикаторам.
Среди всех показателей развития разработчиками программы должны быть выбраны те индикаторы, которые качественно характеризуют ход ее реализации, решение основных задач и выполнение целей.
Количественные значения данных показателей должны непосредственно зависеть от решения основных задач государственной программы.
Именно сопоставление плановых и фактических значений индикаторов развития берется за основу при оценке эффективности государственной программы.
Однако ряд специалистов, занимающихся аудитом государственных программ [1, 3, 4] (Baeva, Abdurkarimova, Cheremisina, 2019; Belanova, Chirkunova, Kornilova, 2019; Belyaeva, 2015), отмечают, что нередко выбираются легкодостижимые целевые индикаторы, утверждаемые исходя из ведомственных интересов.
Проведенный нами анализ подтверждает наличие данной проблемы. Мы исследовали целевые индикаторы и соотнесли их с целями государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [9]. Она включает 12 подпрограмм: «Инвестиционный климат», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Государственная регистрация прав, кадастр и картография», «Совершенствование системы государственного управления», «Стимулирование инноваций», «Развитие антимонопольного тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля», «Управленческие кадры», «Совершенствование системы государственного стратегического управления», «Официальная статистика», «Создание и развитие инновационного центра «Сколково»», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» (2014–2020 годы).
Исследование данного перечня подпрограмм показывает, что только по семи из них можно ожидать прямое воздействие на развитие экономики, по остальным будут реализованы – косвенные эффекты.
Инновационную направленность имеют только три подпрограммы.
Проведем группировку целевых индикаторов исходя из целей государственной программы (табл. 1).
Сопоставление целей программы и индикаторов (показателей) развития отражает недостаточно обоснованный выбор последних. Из таблицы 1 видно, что количество индикаторов различно по целям программы. Существует значительный перекос индикаторов по первой цели, связанной с формированием благоприятных условий и созданием предпринимательского климата. Это приводит к приоритетам реализации первой цели и преимущественному контролю над ее исполнением.
Исследование индикаторов в разрезе каждой цели также показывает неоптимальный их состав.
Например, анализ индикаторов по второй цели – повышение инновационной активности, демонстрирует нечеткость и необоснованность целевых показателей. Из четырех индикаторов только один напрямую связан с инновационной активностью организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» [18] основными критериями эффективности государственной программы являются:
Таблица 1
Цели и целевые индикаторы государственной программы
Цели государственной программы | ||
Создание благоприятного предпринимательского климата и условий ведения бизнеса | Повышение инновационной активности | Повышение эффективности государственного управления |
Целевые индикаторы государственной программы | ||
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства | Сокращение энергоемкости ВВП | Удельный вес показателей, данные по которым опубликованы в срок в ЕМИСС |
Доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства | Рост производительности труда на малых и средних предприятиях | Уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления государственных услуг |
Позиции РФ в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» | Доля предприятий, осуществляющих технологические новации | |
Удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВП | Темп прироста производительности труда на предприятиях – участниках региональной программы | |
Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых, микро- и средних предприятиях | | |
Доля решений Федеральной антимонопольной службы по тарифам, отмененных вступившими в законную силурешениями суда | | |
Источник: составлено на основе данных портала государственных программ.
1) критерии экономической эффективности, отражающие оценку вклада программы в экономическое развитие страны, оценку влияния ожидаемых результатов на различные сферы (включая прямые и косвенные эффекты от воздействия);
2) критерии социальной эффективности, учитывающие вклад в социальное развитие.
Анализ «Методики оценки эффективности государственной программы» [17] показывает, что при проведении оценки учитывается преимущественно экономическая эффективность государственной программы. Рассмотрим методику более подробно.
При расчете интегральной оценки эффективности государственной программы в отчетном периоде учитываются:
-
Уровень достижения (Д) плановых значений индикаторов в отчетном году.
2. Уровень достижения плановых значений целевых индикаторов подпрограмм.
3. Оценка эффективности реализации основных мероприятий.
4. Оценка кассового исполнения расходных обязательств.
5. Оценка эффективности деятельности (ОЭД) ответственного исполнителя государственной программы. Она проводится на основе анализа соблюдения установленных требований по разработке и реализации государственных программ (соблюдение требований и сроков исполнения детального плана графика, его согласования с Минэкономразвития, сроков сдачи размещения в сети Интернет годовых отчетов по государственной программе).
На основе данной методики составляется рейтинг государственных программ [21].
В зависимости от деления государственным программам присваиваются следующие категории:
I четверть – высокая эффективность реализации ГП (Эгп ≥ 91%),
II четверть – степень эффективности выше средней,
III четверть – степень эффективности ниже средней,
IV четверть – низкая эффективность реализации государственной программы (Эгп ≤ 76%).
Проанализируем приведенные в данной методике показатели за 2018 г. По данным Минэкономразвития [23], утвержденные государственные программы содержат около 2355 целевых индикаторов. Плановые значения на 2018 год установлены только по 69% данных показателей. Из них ответственными исполнителями было запланировано достижение 270 индикаторов (или 16,4%). Основная масса исключенных индикаторов не соответствовала требованию пункта 22 методических указаний, согласно которому показатели должны соответствовать требованиям адекватности, достоверности и регулярности.