Файл: Механизация работ в садоводстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

еч я а

Техническая характеристика передвижных насосных станций, работающих от собственных двигателей

 

 

 

Т а б л и ц а 43

 

Характеристика

работы насоса

 

Число оборотов

Производитель­

Напор,

Мощность на

в минуту

ность, л/с

м. вод. ст.

валу насоса, л . с.

1190

4 5 -9 8

3 8 -2 7

37—50

1100

4 8 -9 0

3 3 -2 3

2 5 -3 8

1000

4 0 - 8 2

27— 17

2 0 -3 0

Насосную станцию располагают по двум схемам: перпендикулярно к береговой линии водоема или парал­ лельно ей. Берег водоисточника должен быть устойчи­ вым против оползней.

На дальние расстояния станцию перевозят в кузове автомобиля. При транспортировке на прицепе скорость движения не должна превышать по ровной грунтовой дороге 5—6 км/ч. ПНС-Т-6НДв обычно работает в комплекте с металлическим разборным трубопроводом РТ-180.

Навесная насосная станция СНН-50/40 предназна­ чена для забора воды из водоемов и подачи ее по тру­ бам или каналам на орошаемый участок.

Насосная станция состоит из центробежного насоса, одноступенчатого редуктора и всасывающей линии из двух рукавов диаметром 200 мм и длиной по 4 м. Наве­ шивается она па гидравлический механизм навески тракторов Т-74, ДТ-75. Все основные узлы и детали на­ сосной станции унифицированы с дождевателем ДДН-45. Насос при 1800—2200 об/мин создает напор от 36 до 72 м вод. ст. Вес станции 524 кг.

Навесная насосная станция СНН-75/40 может пода­ вать воду в открытую и закрытую оросительную сеть для работы дождевальных машин и установок или по­ верхностного полива. При создаваемом насосной стан-, цией напоре 48—22 м вод. ст. производительность ее 40—120 л/с. Агрегатируется с тракторами Т-74, ДТ-75. Вес станции 620 кг.

Газоструйный вакуум-аппарат (эжектор) применяют для быстрого заполнения всасывающего трубопровода и насоса водой при запуске большинства насосных стан­ ций. Его устанавливают на выхлопной трубе двигателя, где он использует вакуум, создаваемый выхлопными газами. На трубе эжектор закрепляют хомутом и


соединяют резинотканевым шлангом (диаметром 18— 19 мм) со штуцером вентиля насоса.

Правила работы с насосными станциями. К работе с насосными станциями допускаются лица, имеющие специальное образование или прошедшие курсы по со­ ответствующей программе.

Перед пуском насосной станции необходимо прове­ рить готовность ее к работе. Для этого проверяют на­ дежность крепления насоса, редуктора, центровку валов, муфту сцепления или гибкое соединение. При необходи­ мости подтягивают гайки. Определяют наличие горючего в баках, масла в редукторе, подшипниках насоса и кар­ данного вала, воды в радиаторе двигателя. При заправке двигателя горючим необходимо топливо заливать через воронку с сеткой и соблюдать противопожарные пра­ вила. Карданный вал насосной станции, работающей от ВОМ трактора, должен быть закрыт кожухом. Всасы­ вающая линия погружена в воду, но не соприкасается ■с дном.

Подготовка мотора.к пуску проводится согласно ру­ ководству по эксплуатации двигателя. Перед пуском дви­ гателя рычаг переключения передач должен быть в ней­ тральном положении.

Последовательность пуска насосной станции, рабо­ тающей от двигателя: закрыть задвижку на напорной линии насоса; открыть вентиль на вакуумной линии и кран на трубопроводе, соединяющем насос с эжектором (при отсутствии эжектора насос и всасывающую линию заливают водой с помощью ручного насоса, из автоци­ стерны и др.) ; увеличить число оборотов двигателя до средних или выше средних; к выхлопной трубе двига­ теля подтянуть тросиком откидную часть эжектора и удерживать ее до появления распыленной воды из диф­ фузора эжектора; включить муфту сцепления двигателя; медленно открыть задвижку на напорной линии насоса и увеличить число оборотов двигателя.

При остановке насосной станции необходимо сни­ зить число оборотов двигателя до минимального, за­ крыть задвижку на напорной линии, выключить муфту сцепления и остановить двигатель.

Для пуска насоса с электродвигателем нужно вклю­ чить электродвигатель и открыть регулировочную за­ движку. При этом необходимо наблюдать за показаниями ваттметров, амперметров и вольтметров.


Установленные на насосах манометры и вакуум­ метры включают только в момент контроля показаний. Колебания в показаниях приборов указывают на откло­ нение от нормальной работы агрегата. Так, засоре­ ние сетки приемного клапана, подсос воздуха через' во­ ронку . у мелкозаглубленного приемного клапана и не­ плотность соединения труб всасывающего трубопровода вызывают резкое падение показаний вакуумметра. Не­ обходимо заглубить приемный клапан или найти место подсоса воздуха, полностью залить водой насос и вса­ сывающую линию. Повышение показания манометра про­ тив рабочего может быть вызвано чрезмерным закры­ тием задвижек на напорном трубопроводе.

На электронасосных установках должны быть изо­ лированные инструменты и приспособления (штанги, ин­ дикаторы напряжений, комплекты переносных заземле­ ний, резиновые коврики, перчатки, сапоги и др.). Элек­ тродвигатели и электроаппаратура должны иметь надеж­ ное заземление.

Ремонт, смазка двигателей и насосов на ходу, подтя­ гивание болтов на движущихся частях механизмов не допускаются. Все вращающиеся части агрегатов (соеди­ нительные муфты, передачи) должны быть ограждены щитами, решетками. На каждой насосной станции необ­ ходимо иметь противопожарный инвентарь и соответ­ ствующую сигнализацию. Работники станции должны знать правила и приемы тушения пожаров при загора­ нии горюче-смазочных материалов, тушения пламени, возникшего у электрических машин или аппаратов. Для оказания первой помощи при несчастных случаях на на­ сосной станции должна быть аптечка с запасом перевя­ зочных средств и медикаментов. Обслуживающий персо­ нал должен уметь оказывать первую помощь пострадав­ шим от электрического тока, при ожогах, ранениях.

Полив дождеванием

Полив дождеванием наиболее благоприятен для рас­ тений и почвенных микроорганизмов, создающих пло­ дородие почвы. Он позволяет легко регулировать норму полива, точно учитывать расход воды, равномерно и достаточно глубоко увлажнять почву. При дождевании достигается наибольшая прибавка урожая сельскохозяй­ ственных культур.

Рис. 50. Полив земляники среднеструйной дождевальной установкой УДС-25.

Для полива плодовых и ягодных насаждений исполь­ зуют несколько типов дождевальных машин и установок.

Среднеструйная дождевальная установка УДС-25

(рис. 50) применяется для полива ягодных насаждений, плодовых питомников и садов. Она состоит из перенос­ ных гидрантов; трубопроводов из алюминиевого сплава; присоединительных тройников; среднеструйных дожде­ вальных аппаратов и высоких стояков к ним; бака-гид­ роподкормщика.

Из трубопроводов собирают два дождевальных крыла длиной по 135 м и под прямым к ним углом вспо­ могательный трубопровод длиной 45 м, который, в свою очередь, присоединяют к гидранту стационарной или пе­ реносной напорной оросительной сети. При поливе зем­ ляники и молодых низкорослых кустарниковых ягодни­ ков дождевальные аппараты устанавливают непосред­ ственно на трубопроводах дождевальных крыльев. В садах и в высокорослых кустарниковых ягодниках для свободного перелета струи через растения дождевальные аппараты устанавливают на высоких стояках. Напор в месте присоединения дождевальной установки к гид­ ранту оросительной сети должен быть 40 м вод. ст., расход воды не меньше 25 л/с.

Крылья дождевальной установки работают пооче­ редно. Во время работы одного крыла другое переносят и монтируют. Перемещают их с позиции на позицию че­ рез 30 или 20 м. Одно крыло расходует 25 л/с'и захва­ тывает поливом площадь 0,3—0,4 га. Среднеэффектив­ ный слой осадков составляет 0,4 мм/мин. Это позволяет


установке работать без образования стока и луж на плотных и слабоводопроницаемых почвах, а также на участках со склоном.

Производительность дождевальной установки при по­ ливной норме 300 м3/га составляет 0,3 га/ч. Сезонная нагрузка — 25—30 га орошаемой площади. Общий вес установки 1025 кг.

Среднеструйная дождевальная установка КИ-50 при­ меняется для полива ягодных культур, плодовых пи­ томников и сада. В ее комплект входят дизельный дви­ гатель; насосный агрегат; магистральный, распредели­ тельные и дождевальные трубопроводы; среднеструйные дождевальные аппараты и стояки к ним; гидроподкорм­ щик. На орошаемом участке собирают четыре дожде­ вальных крыла с шириной захвата 150 м каждое (рис. 51). Пока два из них работают, другие в это время переносят. На крыле устанавливают четыре дождеваль­ ных аппарата.

Трубы дождевальных крыльев с позиции на позицию рабочие поливальщики переносят вручную через каждые 36,5 м. Для работы в садах и высокорослых кустарни­ ковых ягодниках дождевальные аппараты устанавли­ вают на высоких стояках. При напоре 45 м вод. ст.

Рис. 51. Схема размещения дождевальной установки КИ-50 на орошаемом участке.

установка дает

50 л/с. Производительность

при полив­

ной норме

300

м3/га — 0,5 га/ч. Сезонная

нагрузка на

КИ-50 — 50

га

орошаемой площади. Дождевальная

установка может работать не только от собственного на­ сосного агрегата, но и с забором воды от стационарной или временной высоконапорной оросительной сети при наличии необходимого напора и расхода.

Среднеструйная дождевальная установка СДУ-60М

используется для полива земляники, молодых низкорос­ лых кустарниковых ягодников. Состоит из четырех дож­ девальных крыльев (изготовленных из полиэтиленовых труб), устанавливаемых на них среднеструйных дожде­ вальных аппаратов и вспомогательного трубопровода.

В дождевальных крыльях трубы соединяются при помощи металлических муфт с манжетами. Каждое крыло собирают из 18 труб диаметром 100 мм и 12 труб диаметром 50 мм. Через 24 м на них устанавливают дож­ девальные аппараты. Муфты имеют небольшие ножки для удержания от опрокидывания крыла с установлен­ ными на нем дождевальными аппаратами. Гидранты на распределительном трубопроводе размещают через 24 м. Они имеют две полумуфты для присоединения дождевальных крыльев с двух противоположных сторон. При работе одним крылом вторая полумуфта закры­ вается заглушкой.

Рабочий захват одного крыла 0,5 га. Время его ра­ боты при поливной норме 300 м3/га равняется 2,5 ч. Среднеэффективный слой осадков составляет 0,18 мм/мин. С одной позиции на другую крылья переносят вруч­ ную. Одновременно должны работать три дождевальных крыла, а четвертое переносят. СДУ-60М работает от ста­ ционарной или временной оросительной сети при напоре 30 м вод. ст. и расходе 60 л/с. Сезонная нагрузка 60 га орошаемой площади.

«Волжанка» — широкозахватная дождевальная уста­ новка на колесах с двумя дождевальными крыльями дли­ ной по 400 м (рис. 52). По требованию заказчика может поставляться с длиной крыльев 150, 200 и 300 м, а также с длиной крыльев в этих интервалах, кратной длине сек­ ции 12,6 м. «Волжанка» применяется для полива кустар­ никовых ягодников и земляники при возделывании ее с широкими междурядьями.

Для работы «Волжанки» необходимо, чтобы орошае­ мый участок имел ровный рельеф с уклоном поверхно-


Рис. 52. Схема работы колесного дождевального трубопровода «Вол­ жанка»:

1 — опорно-ведущие колеса; 2 — шланговое соединение; 3 — ведущая тележка; 4 — дождевальные аппараты; 5 — подземная оросительная сеть; в — вспомо­ гательный трубопровод; 7 — гидрант.

сти почвы не более 0,02, прямоугольную форму и доста­ точную длину гона. На нем не должно быть столбов, канав, деревьев. С торцевых сторон между смежными кварталами не следует иметь защитных лесополос. Это позволит дождевальному трубопроводу беспрепятственно переходить с одного квартала на другой без разборки трубопровода й тем самым иметь достаточную длину гона и площадь для полива.

Каждое крыло состоит из узла присоединения; тру-' бопровода; опорных колес; ведущей тележки; средне­ струйных дождевальных аппаратов с механизмом само­ установки и сливных клапанов.

Трубопровод дождевального крыла собирают из 32 труб; он одновременно служит осью для закреплен­ ных на нем через каждые 12,6 м колес с диаметром 2 м и шириной обода 14 см. Колеса состоят из двух разъем­ ных, соединяемых болтами, половин. При необходимости йх можно несколько смещать по трубопроводу. На концевых трубах размещают по два колеса, причем

крайние на расстоянии 2,8 м от конца трубы. Всего на каждом крыле по 34 колеса, включая два — ведущей те­ лежки. На трубах имеются ниппели для установки дож­ девальных аппаратов и сливные клапаны. Трубы соеди­ няются при помощи фланцев с резиновыми кольцами, обеспечивающими герметичность соединения.

Вода распределяется 32 -среднеструйными дожде­ вальными аппаратами кругового действия коромыело­ вого типа, установленными на трубопроводе при помощи стабилизирующихся в вертикальной плоскости механиз­ мов. Это позволяет аппаратам после перекатывания уста­ новки оставаться в вертикальном положении и иметь максимальный радиус действия дождевальных струй во всех направлениях.

С позиции на позицию, расстояние между которыми 18 м, каждое дождевальное крыло перекатывается при помощи установленного на ведущей тележке двигателя от мотопилы «Дружба-4» со скоростью 10 м/мин. Вра­ щение от двигателя через реверс-редуктор и систему цепных передач передается колесам ведущей тележки и трубопроводу. «Волжанка» работает от стационарной закрытой оросительной сети или разборного трубопро­ вода при напоре 40 м вод. ст. и расходе (двух крыльев)

64л/с.

Дождевальные крылья располагают по обе. стороны

трубопровода оросительной сети. Собирают их на тор­ цевой стороне квартала, устанавливая колеса с учетом междурядий, имеющихся в насаждениях ягодных куль­ тур. При небольшой ширине участка длину дождеваль­ ных крыльев можно уменьшать, используя не все трубы.

С помощью гибкого шланга крыло присоединяют к 'первому гидранту трубопровода оросительной сети и от­ крывают задвижку. Под напором воды сливные клапаны автоматически закрываются и дождевальные аппараты вступают в работу.

По окончании полива прекращают подачу воды, слив­ ные клапаны выпускают ее остатки из трубопровода, за­ тем отсоединяют гибкий шланг и запускают двигатель. Прогрев его на малых оборотах, включают рукоятку проверки для движения в нужном направлении и, увели­ чивая частоту вращения двигателя до рабочей, перека­ тывают дождевальное крыло на новую позицию. После этого двигатель останавливают и закрывают чехлом от попадания в него воды.