ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
■ юридические поступки – это действия, которые совершаются без намерения породить юридические последствия, но эти последствия тем не менее наступают в силу предписания закона (например, создание картины художником ведет к возникновению авторских правоотношений);
■ юридические акты – это действия, которые совершаются со специальным намерением породить юридические последствия (например, договор дарения, решение органа социального обеспечения о назначении лицу пенсии и т.д.).
• неправомерные – это волевые действия людей, которые не соответствуют предписаниям правовых норм, нарушают их. Неправомерные действия являются основанием для возникновения охранительных правоотношений. В зависимости от степени общественной опасности неправомерные действия подразделяются на
■преступления – это неправомерные действия с большей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством (например, убийство, разбой и т.д.);
■проступки – это неправомерные действия с меньшей степенью общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена нормами иных отраслей права (например, административные проступки: мелкое хулиганство, нарушение правил охоты и рыболовства; дисциплинарные проступки: прогул, опоздание на работу и т.д.).
От правовых последствий все юридические факты подразделяются на:
1. правообразующие – это юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (например, заключение брачного контракта);
2. правоизменяющие – это юридические факты. С которыми нормы права связывают изменение существующих правоотношений (например, повышение в должности);
3. правопрекращающие – это юридические факты, с которыми нормы права связывают прекращение существующих правовых отношений (например, расторжение брака, смерть гражданина).
В зависимости от формы проявления юридические факты делятся на:
1. положительные - такие факты, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений (например, для вступления в брак необходимо достижение определенного возраста, подача соответствующего заявления);
2. отрицательные - такие факты, отсутствие которых необходимо для возникновения, изменения или прекращения правоотношения (например, для вступления в брак на момент подачи заявления лица не должны состоять в ином зарегистрированном браке).
В большинстве случаев для возникновения правоотношения необходимо наличие не одного, а нескольких юридических фактов. В такой ситуации мы имеем дело с юридическим составом.
Юридический (фактический) состав - это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения.
Фактические составы также можно подразделить на виды.
По правовым последствиям фактические составы делятся на:
■ правообразующие,
■ правоизменяющие,
■ правопрекращающие.
В зависимости от отраслевого регулирования фактические составы бывают:
■ простые - юридические факты этих составов предусмотрены одной отраслью права;
■ сложные - юридические факты этих составов предусмотрены нормами разных
-
Реализации права. Непосредственная реализация права. Применение права как особая форма его реализации.
Понятие реализации права.
Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта.
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае - это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения неправомерных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, а противоправное - нарушает ее.
Реализация права и правоотношение.
Нормы права могут быть реализованы:
■ вне правоотношений;
■ посредством создания (изменения или прекращения) правоотношений.
Вне правоотношений реализация права может осуществляться в виде воздержании от действий, запрещенных правом (хищение, хулиганство и т.д.). Правовой запрет осуществляется в повседневной жизни, когда субъекты не совершают поступков, относительно которых в праве имеется соответствующее запрещение, воздерживаются от неправомерного поведения, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями правовых норм. В большинстве случаев соблюдение запретов происходит незаметно, обычно не фиксировано.
Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется.
Кроме этого, вне правоотношений нормы права могут реализовываться в форме активных действий по реализации прав (например, участие гражданина в демонстрации).
Специфика этой формы реализации в том, что все правореализующие действия прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий.
Реализация права посредством правоотношений, в свою очередь (в зависимости от правового положения субъектов), может быть подразделена на две группы:
■ гражданско-правовая форма- в этом случае правоотношения возникают между субъектами, находящимися в равном положении, не подчиненными друг другу;
■ административно-правовая форма- в этом случае правоотношения возникают между субъектами, где одна сторона имеет специальные властные полномочия, т.е. стороны находятся в юридически неравном, соподчиненном положении. В правоотношениях подобного рода участвует государственный орган или должностное лицо, а также любой другой орган по специальному уполномочию государства, в результате возникают отношения власти подчинения.
Способы реализации права.
В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. Прежде всего, в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два способа реализации права:
■ простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;
■ сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.
По субъектному составу выделяют следующие формы реализации права:
■ индивидуальная форма (например, составление завещания, оплата проезда),
■ коллективная форма (например, заключение коллективного договора между администрацией предприятия и трудовым коллективом).
По внешнему проявлению выделяются:
■ активная форма (например, исполнение обязанности по уплате налогов, использование права заключить сделку);
■ пассивная форма (соблюдение всевозможных правовых запретов, когда требуется воздерживаться от определенных действий).
По методу воздействия выделяют:
■ добровольное осуществление права;
■ принудительное осуществление права.
Непосредственная реализация права.
Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и вида реализуемых юридических норм):
■ использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;
■ исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;
■ соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.
Понятие и признаки применения права. Субъекты применения права.
Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.
Прежде всего, применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту - применение всегда осуществляется государственным органом.
Признаки применения права:
■ государственно-властный характер. Для этой деятельности характерно: категоричность велений, их односторонний характер, обеспеченность государственным принуждением;
■ субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы (судебные, правоохранительные, органы управления), должностные лица, а также иные лица, специально уполномоченные государством;
■ с точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально-конкретных предписаний;
■ применение права носит процедурный характер. Это процессуальная деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах.
Необходимость применения права.
Применение права - это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав.
Обобщенно можно выделить несколько сфер, где применение права необходимо (случаи применения права):
■ когда необходимо ввести контроль государства за установлением отношений, то есть в ситуациях, в которых субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного государственного органа (например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь; получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку и т.д.);
■ когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юридической обязанности (например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения либо когда разведенный супруг добровольно не выплачивает алименты на содержание ребенка);
■ когда необходимо применить меры юридической ответственности.
Функции применения права.
•правонаделительная функция, которая проявляется в предоставлении лицам субъективных прав или наложении на них юридических обязанностей;
•правообеспечительнаяфункция, которая проявляется при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить существующие препятствия и возложить меры юридической ответственности;
•функция индивидуального регулирования общественных отношений. В рамках этой функции определяются объем и содержание субъективных прав и юридических обязанностей, объем и мера юридической ответственности. Эта функция проявляется только там, где есть возможность усмотрения правоприменителя; правоприменитель осуществляет выбор в пределах, установленных нормой права (т. е. эта функция носит поднормативный характер). Например, выбор конкретного виды и размера наказания из тех, что предусмотрены нормой права.