ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Широкое понимание правового акта будет отличаться от узкого по двум аспектам. Во-первых, правовой акт в широком смысле охватывает собой не только документы компетентных государственных органов, но и документы иных субъектов. Так, современное законодательство позволяет говорить о правовых актах физических и юридических лиц, к которым можно отнести, например, завещания, доверенности, различные виды гражданско-правовых договоров, трудовой договор, брачный контракт и т.д. Все названные документы предусмотрены законодательно, порождают юридические последствия, являются обязательными (в случае надлежащего оформления) и для частных лиц, которых они касаются, и для суда в случае возникновения спора. Во-вторых, правовой акт в широком смысле не исчерпывается понятием документа. Он может быть рассмотрен и как акт-действие, и как акт–результат действия. Можно говорить об устных правовых актах (устные распоряжения работодателя, руководителя, некоторые виды договоров, для которых закон не требует письменной фиксации как обязательного условия), а также о конклюдентных актах (действия регулировщика дорожного движения, дорожные знаки).
Одним из базовых компонентов теории правовых актов выступает их комплексная классификация. Традиционная система правовых актов включает в себя четыре разновидности:
-
нормативные правовые акты -
интерпретационные акты -
правоприменительные акты -
договорные акты
это традиционно выделяемые в юридической науке правовые акты, которые не учитывают всего многообразия актов, вошедших в юридическую практику.
Самыми яркими примерами с этой точки зрения являются общие и смешанные акты.
Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо общие требования (повысить требовательность, усилить внимание и т.п.). Смешанные акты одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования. Такие акты рассматриваются в доктрине в качестве нетипичных (общепринятого названия нет, но в доктрине еще именуют «стратегический нормативный акт» или «доктринальный») (доктрины, стратегии, основы государственной политики, концепции, принципы, программы, планы).
Доктринальный правовой акт — специальный нормативный правовой акт, направленный на регулирование целей, направлений, приоритетов, содержания и способов реализации государственной политики, политики субъектов федерации или муниципальных образований на долгосрочную, среднесрочную или краткосрочную перспективы.
Урегулировать ситуацию можно с помощью принятия закона “О нормативных правовых актах в Российской
Федерации”, который был вынесен на рассмотрение Государственной Думы в 1996 г., однако в 2004 г. отклонен и снят с рассмотрения. С 2005 г. проект вышеназванного закона разрабатывается Министерством юстиции РФ, а с 2006 г. подготовка аналогичного проекта осуществляется и Советом Федерации. Однако до настоящего времени соответствующий закон не принят.
Акты применения права: понятие, признаки, виды.
Акт применения права- это индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела; это индивидуальный правовой акт гос. органа или иного прямо уполномоченного на это законом лица, изданный на основе норм права и императивно определяющий права и обязанности участников конкретного правоотношения.
Признаки:
1. принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями
2. носят государственно-властный (обязательный) характер
2.индивидуализирует права и обязанности применительно к субъектам конкретного правоотношения
3.преимущественно документарная форма
4.является юридическим фактом для дальнейших правоотношений, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Примерами актов применения права служат решения и приговоры суда, приказы администрации предприятий, учреждений, организаций (например, приказ об увольнении, приказ об отчислении студента) и пр.
Виды актов применения права
1.по субъекту правоприменения:
-акты госорганов (акты органов законодательной, исполнительной власти, контрольно-надзорных и судебных органов)
-акты специально уполномоченных на это лиц
2.по способу принятия:
-коллегиальные (например, решение по делу, относящемуся к подсудности Суда по интеллектуальным правам (рассматривается коллегиально))
-единоличные (например, решение прокурора об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд)
3.по наименованию:
- указы президента (о награждении, о помиловании)
-приказы
- распоряжения
- указания
- резолюции
-постановления
-представления
-протоколы; решения; разрешения; предписания; предупреждения; приговоры
4.по отраслевой принадлежности:
-акты применения норм уголовного права
-акты применения норм гражданского права
-акты применения норм других отраслей
Структура акта применения права
1.вводная часть (наименование акта, наименование субъекта, его принявшего, место и дата его принятия, указание на разрешаемый правовой конфликт)
2.описательная часть (излагается фабула дела, описывается существо вопроса; здесь излагаются обстоятельства и факты, установленные на первой стадии правоприменительного процесса и составляющие существо правового конфликта)
3.мотивировочная часть (анализ собранных фактов и доказательств, их юридическая квалификация (разъясняет смысл применяемого закона и характер его толкования), их оценка, обоснование выбора юридических норм, изложение выводов, сделанных при анализе юридических норм и фактических обстоятельств)
4.резолютивная часть (решение по делу, т.е. сами права и обязанности субъектов конкретного правоотношения)
Отличие акта применения права от нормативного правового акта.
| Нормативно – правовые акты | Акты применения права |
По содержанию | Содержат нормы права | Не содержат норм права. Содержат индивидуальные государственно – властные веления, направленные на реализацию норм права. |
По субъектам воздействия | Распространяются на всех лиц, попадающих в сферу действия НПА, т.е. адресуется заранее неопределенному кругу субъектов | Имеют индивидуальный характер, т.е. адресованы только конкретному человеку или группе поименованных лиц |
По распространенности на различные ситуации, общественные отношения | Распространяются на множество типичных жизненных ситуаций | Распространяются на одну конкретную жизненную ситуацию, касаются отдельного случая |
По времени действия | Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение | Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения |
-
Пробелы в праве.
Нетипичными ситуациямиявляются те, которые с точки зрения правовой основы или по своему фактическому составу содержат элементы, отклоняющиеся от идеальной модели правоприменения, и связано с необходимостью затраты дополнительных поисковых усилий при разрешении конкретного дела.
Понятие нетипичных ситуаций правоприменительного процесса противостоит представлению о правоприменительной деятельности как системе логически связанных и типично развивающихся последовательных действий, из которых складывается процедура рассмотрения и разрешения по существу юридических дел. В обычных, «идеальных» условиях правоприменитель, установив фактическую и юридическую основу конкретного случая, принимает решение, служащее официальным выражением его творческой интеллектуально-волевой работы по квалификации общественных отношений. Другими словами, типичное правоприменение имеет место там, где в достаточной мере ясны фактические обстоятельства дела, известна подлежащая применению норма права и установлен ее подлинный смысл, отсутствуют интеллектуальные и волевые затруднения в вынесении решения и его проведении в жизнь.
К нетипичным ситуациям правоприменительного процесса, в частности, можно отнести:
-правоприменение при пробелах в праве;
-правоприменение при одновременном осуществлении конкретизации правовых норм;
- применение права при значительном допущении усмотрения правоприменителя;
- применение права при производстве государственно-правового эксперимента.
Иногда возникают ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следуют по меньшей мере два вывода: либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера, либо же налицо пробел в праве.
Пробел в праве- это отсутствие правовой нормы, которая бы регулировала общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании и поддающиеся ему.
Уровни пробелов:
1. пробел в праве в целом – отсутствие правовой нормы в форме любого источника позитивного права
2. пробел в законодательстве – отсутствие НПА, регулирующего данный вопрос
3. пробел в законе (НПА) – отсутствие в документе статей, регулирующих подвид отношений.
Виды пробелов:
1. действительный
Действительный пробел – это отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда это отношение входит в сферу правового регулирования.
Пробел в собственном смысле слова имеется, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или в какой-то части не предусмотрено или предусмотрено не полностью
Признаки действительного пробела:
1. нет нормы, регулирующей конкретный подвид, сторону общественных отношений (норма действительно отсутствует)
2. данные отношения нуждаются в правовом регулировании и поддаются правовому регулированию
3. неурегулированность отношений, которые входят в сферу правового регулирования.
2. мнимый
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права. В этом случае налицо так называемый «преднамеренный» или «умышленный» пробел. Имеется в виду, что законодатель сознательно оставил вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или на усмотрение правоприменительных органов. Сюда же можно отнести случаи, когда правоприменителю предоставляется конкретизировать абстрактные понятия, употребленные в законе (например, закон содержит ссылку на добрые нравы, практику и пр.)
Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны, особенно в первые годы формирования системы права. В условиях же развитой системы законодательства наличие пробелов нежелательно.
Причины возникновения пробелов в праве:
1.объективные
-динамизм общественных отношений
-динамизм права
2.субъективные
-ошибки законодателя