ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, выражаемые в религиозных текстах в виде догм и уточняющие правила поведения верующих.
В первую очередь это относится к мусульманским странам. Шариат (в переводе «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает, как нужно вести себя в соответствии с религией.
5) Правовая доктрина – мнения, суждения авторитетных ученых по тем или иным правовым вопросам, высказанные в научных трактатах.
В российском праве доктрина не признается формой (источником) права. Роль правовой доктрины проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган.
Роль доктрины важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. Однако в историческом развитии права доктрина воспринималась как источник права. Например, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают решения ссылками на труды английских ученых. Заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное значение в мусульманском праве.
8.4 Соотношение форм (источников) права
Прецедент и доктрина
Говоря о взаимосвязи и взаимодействии прецедента с другими источниками романо-германского права, нельзя обойти вниманием его прямую и обратную связь с доктриной. Ибо на основе и под воздействием последней в процессе осуществления судебной деятельности не только формируется, но и развивается прецедент. В свою очередь на базе судебного и административного прецедента, точнее - на основе изучения и обобщения практики формирования и развития прецедента создается и совершенствуется соответствующая правовая доктрина. Несмотря на то, что во многих странах романо-германского права, в системах правовых источников этих стран доктрина занимает значительное место и играет заметную роль, тем не менее она подобно прецеденту формально не признается в качестве источника права, а рассматривается лишь как реально существующий и оказывающий влияние на право вторичный элемент.
Прецедент и обычай
Тесная связь прецедента как источника права в пределах романо-германской правовой семьи прослеживается с обычаем, которому, согласно установившейся градации, отдается (по крайней мере, теоретически) приоритетная роль.
Кроме того, в правовой теории и практике ряда европейских стран (например, Греции и Дании) во всех случаях, когда решениям высших судебных инстанций в течение длительного времени следуют все нижестоящие суды, рассматривающие дела не только с учетом этих решений, но и в соответствии с принципом справедливости, считается, что создается особая разновидность норм, однако не судейского (прецедентного) права, как это вытекало бы из традиционной логики, а обычного права.
Исследуя особенности «юридического обычая» как источника права, известный русский ученый-юрист Е.Н. Трубецкой не без оснований полагал еще в начале XX в., что в ряде случаев обычай есть не что иное, «в сущности», как «множественный прецедент». В самом деле, доказывал автор, "ясно, что все юридические нормы, относимые к обычаю, первоначально сложились не путем обычая, а путем прецедента: так называемые юридические обычаи возникали по поводу единичных случаев; возникшее таким образом правило затем применялось к ряду однородных случаев и становилось обычаем". Обычай, таким образом, «только скреплял правило, возникшее путем прецедента; иначе говоря, обычай есть многократно повторяющийся прецедент».
Соотношение НПА и нормативного договора указано выше.
8.5 Преемственность в праве
Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.
Возможность преемственности в развитии права и его источников, принадлежащих к различным типам государства и права, обуславливается, с одной стороны, наличием в каждой правовой системе так называемых технологических, организационных и им подобных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью средств связи, транспорта, производства и т.п. А с другой - существованием в каждой правовой системе норм права, имеющих "вневременной характер", т.е. норм, направленных, например, на борьбу с преступностью, на охрану окружающей среды, и т.п.
Также, процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
О преемственности в любом типе права, в том числе и отечественном, можно вести речь, лишь рассматривая его в качестве составной, хотя и отличительной части мировой правовой системы. В этом случае к преемственности следует относить все случаи восприятия нашим правом положений не только прошлых правовых систем, но и ныне существующего и действующего права современных зарубежных государств.
К примеру: российское законодательство восприняло и закрепило положения, как институт присяжных заседателей, допуска адвоката с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, преступного проникновения в жилище, давно известные странам англо-саксонской правовой системы.
Преемственность, которая наблюдается в отечественном праве, затрагивает:
– форму права (российское право оперирует почти такими же источниками права, как и предшествующие правовые системы; наименование и правовой статус, например, таких источников права, как «закон», «декрет», «постановление», «указ» и др., не изобретение российского правоведения, а разумное заимствование из прошлого);
– сферу юридической техники (правила возведения воли в закон, формы выражения и изложения норм права в нормативных актах, многие правовые конструкции, юридические понятия и термины являются универсальными, т.е. приемлемы для большинства правовых систем, входят составной частью в общую культуру общества).
Сказанное, однако, не исключает возможности иной их интерпретации или наполнения новым содержанием. В результате одни юридические термины сохраняют свое прежнее значение (например, «казус», «акцепт», «арбитр», «презумпция» и т.д.), другие употребляются в ином значении. Несколько иной смысл ныне, к примеру, вкладывается в понятие «алименты»: римляне этим термином обозначали предоставляемые пропитание, жилище, одежду; термин «провокация» означал апелляцию со стороны гражданина, осужденного на смерть, и т.д.
9.1 Нормативный правовой акт как результат правотворчества
Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в РФ имеют:
- граждане РФ (референдум)
- органы государственной власти РФ, должностные лица РФ;
- органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица субъектов РФ;
- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
9.2 Легальные дефиниции нормативных правовых актов
Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"
В действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия "нормативный правовой акт".
Проект Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014)
Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
2. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Признаки нормативного правового акта:
- они исходят от определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией;
- при их помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, что должно исключать их произвольное толкование и применение;
усложнение общественной жизни, интеграционные процессы в мире требуют унификации источников права;
- нормативные правовые акты наиболее приспособлены к постоянному обновлению действующего законодательства;
- нормативные правовые акты легко систематизируются, что практически облегчает нахождение и подбор нужной юридической нормы;
- нормативные правовые акты имеют государственный характер.
- нормативный правовой акт может устанавливать, изменять или отменять ранее действовавшие нормы;
- нормативный правовой акт обладает общеобязательностью и рассчитан на конкретно-неопределенный круг случаев;
- он принимается в определенном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления и сферу действия.
9.3. Виды нормативно-правовых актов.
В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты делятся на две групп
■ законы;
■ подзаконные акты.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
■ нормативные акты государственных органов;
■ нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
В первую очередь это относится к мусульманским странам. Шариат (в переводе «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает, как нужно вести себя в соответствии с религией.
5) Правовая доктрина – мнения, суждения авторитетных ученых по тем или иным правовым вопросам, высказанные в научных трактатах.
В российском праве доктрина не признается формой (источником) права. Роль правовой доктрины проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган.
Роль доктрины важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. Однако в историческом развитии права доктрина воспринималась как источник права. Например, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают решения ссылками на труды английских ученых. Заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное значение в мусульманском праве.
8.4 Соотношение форм (источников) права
Прецедент и доктрина
Говоря о взаимосвязи и взаимодействии прецедента с другими источниками романо-германского права, нельзя обойти вниманием его прямую и обратную связь с доктриной. Ибо на основе и под воздействием последней в процессе осуществления судебной деятельности не только формируется, но и развивается прецедент. В свою очередь на базе судебного и административного прецедента, точнее - на основе изучения и обобщения практики формирования и развития прецедента создается и совершенствуется соответствующая правовая доктрина. Несмотря на то, что во многих странах романо-германского права, в системах правовых источников этих стран доктрина занимает значительное место и играет заметную роль, тем не менее она подобно прецеденту формально не признается в качестве источника права, а рассматривается лишь как реально существующий и оказывающий влияние на право вторичный элемент.
Прецедент и обычай
Тесная связь прецедента как источника права в пределах романо-германской правовой семьи прослеживается с обычаем, которому, согласно установившейся градации, отдается (по крайней мере, теоретически) приоритетная роль.
Кроме того, в правовой теории и практике ряда европейских стран (например, Греции и Дании) во всех случаях, когда решениям высших судебных инстанций в течение длительного времени следуют все нижестоящие суды, рассматривающие дела не только с учетом этих решений, но и в соответствии с принципом справедливости, считается, что создается особая разновидность норм, однако не судейского (прецедентного) права, как это вытекало бы из традиционной логики, а обычного права.
Исследуя особенности «юридического обычая» как источника права, известный русский ученый-юрист Е.Н. Трубецкой не без оснований полагал еще в начале XX в., что в ряде случаев обычай есть не что иное, «в сущности», как «множественный прецедент». В самом деле, доказывал автор, "ясно, что все юридические нормы, относимые к обычаю, первоначально сложились не путем обычая, а путем прецедента: так называемые юридические обычаи возникали по поводу единичных случаев; возникшее таким образом правило затем применялось к ряду однородных случаев и становилось обычаем". Обычай, таким образом, «только скреплял правило, возникшее путем прецедента; иначе говоря, обычай есть многократно повторяющийся прецедент».
Соотношение НПА и нормативного договора указано выше.
8.5 Преемственность в праве
Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.
Возможность преемственности в развитии права и его источников, принадлежащих к различным типам государства и права, обуславливается, с одной стороны, наличием в каждой правовой системе так называемых технологических, организационных и им подобных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью средств связи, транспорта, производства и т.п. А с другой - существованием в каждой правовой системе норм права, имеющих "вневременной характер", т.е. норм, направленных, например, на борьбу с преступностью, на охрану окружающей среды, и т.п.
Также, процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
О преемственности в любом типе права, в том числе и отечественном, можно вести речь, лишь рассматривая его в качестве составной, хотя и отличительной части мировой правовой системы. В этом случае к преемственности следует относить все случаи восприятия нашим правом положений не только прошлых правовых систем, но и ныне существующего и действующего права современных зарубежных государств.
К примеру: российское законодательство восприняло и закрепило положения, как институт присяжных заседателей, допуска адвоката с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, преступного проникновения в жилище, давно известные странам англо-саксонской правовой системы.
Преемственность, которая наблюдается в отечественном праве, затрагивает:
– форму права (российское право оперирует почти такими же источниками права, как и предшествующие правовые системы; наименование и правовой статус, например, таких источников права, как «закон», «декрет», «постановление», «указ» и др., не изобретение российского правоведения, а разумное заимствование из прошлого);
– сферу юридической техники (правила возведения воли в закон, формы выражения и изложения норм права в нормативных актах, многие правовые конструкции, юридические понятия и термины являются универсальными, т.е. приемлемы для большинства правовых систем, входят составной частью в общую культуру общества).
Сказанное, однако, не исключает возможности иной их интерпретации или наполнения новым содержанием. В результате одни юридические термины сохраняют свое прежнее значение (например, «казус», «акцепт», «арбитр», «презумпция» и т.д.), другие употребляются в ином значении. Несколько иной смысл ныне, к примеру, вкладывается в понятие «алименты»: римляне этим термином обозначали предоставляемые пропитание, жилище, одежду; термин «провокация» означал апелляцию со стороны гражданина, осужденного на смерть, и т.д.
-
Нормативный правовой акт.
9.1 Нормативный правовой акт как результат правотворчества
Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в РФ имеют:
- граждане РФ (референдум)
- органы государственной власти РФ, должностные лица РФ;
- органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица субъектов РФ;
- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
9.2 Легальные дефиниции нормативных правовых актов
Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"
В действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия "нормативный правовой акт".
Проект Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014)
Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
2. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Признаки нормативного правового акта:
- они исходят от определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией;
- при их помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, что должно исключать их произвольное толкование и применение;
усложнение общественной жизни, интеграционные процессы в мире требуют унификации источников права;
- нормативные правовые акты наиболее приспособлены к постоянному обновлению действующего законодательства;
- нормативные правовые акты легко систематизируются, что практически облегчает нахождение и подбор нужной юридической нормы;
- нормативные правовые акты имеют государственный характер.
- нормативный правовой акт может устанавливать, изменять или отменять ранее действовавшие нормы;
- нормативный правовой акт обладает общеобязательностью и рассчитан на конкретно-неопределенный круг случаев;
- он принимается в определенном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления и сферу действия.
9.3. Виды нормативно-правовых актов.
В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты делятся на две групп
■ законы;
■ подзаконные акты.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
■ нормативные акты государственных органов;
■ нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);