Файл: 1. 1 Понятие и определение права Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


■ нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

■ нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

■ общефедеральные (Н: ФЗ);

■ нормативные акты субъектов Российской Федерации (Н: Закон приморского края Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Приморского края)

■ нормативные акты органов местного самоуправления (Н: Решение Думы г. Владивостока О земельном налоге в городе Владивостоке)

■ локальные нормативные акты (акты (документы), содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в установленном порядке и в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами; Н: Правила внутреннего трудового распорядка)

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

■ нормативные акты неопределенно длительного действия;

■ временные нормативные акты (рассчитаны на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события; Н: Указ Президента О введении чрезвычайного положения).

9.4 Понятие и классификация подзаконных нормативных правовых актов

Классификация:

- основные – имеющий самостоятельное значение по отношению к другим НПА; НПА, которым утверждается другой НПА; либо НПА, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим НПА;

- производные – НПА, утверждаемые другими НПА; принимаются в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

- вспомогательные - принятый с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного НПА;

- дополнительные – отменяющий, изменяющий или разъясняющий другой НПА

По кругу действия:

- общие – распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц;

- специальные – распространяющие свое действие на определенный круг лиц.

Виды:

• Акты Президента РФ (указы и распоряжения);

• Постановления Правительства РФ;

• Ведомственные (административные) акты ФОИВ;

• Акты субъектов;

• Решения представительных органов местного самоуправления;

• Локальные акты;

9.5. Закон: понятие и признаки.


Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой н регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона:

1. Закон является разновидностью нормативных правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов в целом.

2. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа, поэтому является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования.

3. Высшая юридическая сила важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта.

5. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Некоторые законы принимаются путем референдума.

6. Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Закон это демократичный источник права, выражающий волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов.

9.6. Виды законов.

Законы в зависимости от их значимости и места в системе нормативных правовых актов. По данному основанию выделяют конституционные и текущие (обычные) законы.

Конституционные законы обладают наивысшей юридической силой, принимаются в особом порядке и содержат нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения. К конституционным законам относятся конституция государства, законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, которые издаются по вопросам, предусмотренным конституцией государства.



Текущие законы являются обычными законами, они не обладают какими-либо особенными свойствами и принимаются на основе конституции.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом

1) Конституция

2) федеральные конституционные законы (ЗОП);

3) федеральные законы;

4) законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

■ Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

■ Конституция закрепляет иерархию нормативных правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

■ кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

■ текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов
, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

■ постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

■ временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта);

■ чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее но известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на;

■ федеральные,

■ субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на:

■общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства)

■специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов).

По сфере действия законы можно подразделить на:

■общие - действующие на территории всей России;

■местные - действующие на определенной части территории России.


9.7. Конституция

Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

■ Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

■ Конституция закрепляет иерархию нормативных правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Статья 15 Конституции РФ

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.


  1. Действие нормативных правовых актов во времени. Вступление в силу нормативных правовых актов.

Пределы действия нормативных правовых актов: понятие и значение.

Пределы действия представляют собой технико-юридические параметры акта, показывающие границы его регулятивного воздействия.

В отношении каждого нормативно-правового акта определяются

■ временные пределы - действие нормативно-правовых актов во времени;

■ территориальные (пространственные) пределы - действие нормативно-правовых актов в пространстве;

■ субъектные пределы - действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Значение: перед тем как применять нормы права, для каждого нормативного акта крайне важно определить когда, где и на кого он распространяется. Перед применением НПА необходимо определить, подходит ли он для данных общественных отношений с точки зрения времени действия, сферы действия и категории лиц, которым он адресован. Только в том случае, если все три предела действия документа будут подходить к конкретному общественному отношению, акт может быть применен на практике.

Действие нормативных правовых актов во времени.

Время действия нормативно-правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют. Время действия акта определяется двумя моментами: