Файл: Урока 10 фио учителя Искакова Айнагуль Хайролловна Предметкласс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План видеоурока №10

ФИО учителя

Искакова Айнагуль Хайролловна




Предмет/класс

История Казахстана 8 класс




Четверть/неделя

3 четверть,41 урок




Раздел:

Раздел 3. Казахстан в период тоталитаризма





Тема урока:

Политические репрессии 1920-1930-х годов.






Учебные цели:

8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века;

8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции




Цель урока:

Объяснение новой темы




Критерии оценивания


Формируют представление о масштабах массовых репрессии в СССР;

Определяют роль и деятельность казахской интеллигенции;

Вырабатывают навыки публичного выступления.




Время

Этапы

Начало урока.

Содержание урока

«Мозговой штурм».

Обсуждения эпиграфа Сервантеса.

«История –сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего,предостережение для будущего»-

После прочтения эпиграфа, учащиеся думают, в каком смысле можно объяснить эпиграф?

Сервантес,жил в эпоху средневековья,и как актуально это оказалось сейчас, в 21 веке. Историю Казахстана невозможно представить себе без существовавшей в 20-е-40-е годы политической системы- тоталитаризма. Та история всегда будет рядом с нами.

Это тема очень важна для нас сегодня,потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас.И вам, новому поколению,нужно осмылить и понять корни этих явлений,чтобы навсегда очистить от них общество,чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической и открытой.Чтобы ужасы прошлых лет никогда не повторялись и остались только в воспоминаниях.

Задание №1: проанализируйте ,заполните таблицу: знаю/хочу узнать

Задание №2:работа с портретами.




  • Какую деятельность в обществе выполняли личности на прортрете?

  • Почему большинство казахской интеллегенции умерли в 30-е годы?

1.Поэт Магжан Жумабаев-(1898-1938гг)-которого Брюсов назвал «казахским Пушкиным».

2.Просветитель,лингвист,переводчик Ахмет Байтурсынов (1873-1937гг)- «казахский Ломоносов».

3.Творческий интеллигент,драматург Жусипбек Аймауытов(1889-1931гг)-«казахский Ушинский».

Не все имели смелость поднять голос протеста против беззаконий и произвола.Большая часть интеллигенций оказалась заложницей системы,которой сама же служила верой и правдой.


Дескриптор:

  1. Называют политическую деятельность общественных деятелей

  2. Называют, что казахская интеллегенция стала жертвой репрессии 1937-1938 гг.




Ресурсы

Слайд1-2




Середина урока

Исследование и анализ (игра-суд).

Задание №3 Процесс суда мы проведем не над конкретным лицом,а над явлением,и «подсудимый»-символический-«фуражка диктатора».

Разделите класс на 6 групп.

1.Председатель суда.

2.Прокурор.

3Адвокат

4.Свидетели

5.Журналисты.
Дескрипторы:

1. Умеет объяснять свое согласие/несосгласие по поводу обвинений казахской интелегенции

2. Умеет применять информацию 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР 1927 г.

3. Делает выводы об административно-командной системе ХХ века 20–30 гг. Советской власти.

Сейчас идет много дискуссий о роли Сталина в нашей истории.Его личность крайне противоречива.Оставаясь на позициях исторической правды,мы должны видеть ,какой неоспоримый вклад Сталина в борьбу за социализм,защиту его завоеваний,так и грубые политические ошибки,произвол,допущенный им и его окружением,за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые послествия для жизни нашего общества.И хотя в песне пелось: «Человек приходит как хозяин необъятной Родины своей»,на деле советский человек был отчужден о собствености,власти и управления.
Задание 4.

  • . Исключите лишнее и объясните почему вы их исключили?(2 балла)

  • 1 А.Байтурсынов, Аймаутов Ж., Голощекин Ф, Дулатов М, Танышпаев М.,

  • Омаров В.

  • 2.ФАБКОМ, КАРЛАГ, АЛЖИР, СТЕПЛАГ

Задание 5 Определите о ком идет речь и какова их судьба?(4 балла)

1.Годы жизни 1866-1937гг. Окончил лесотехнический институт в Снкт-Петербурге. В 1904 году принимал участие в экспедиции Ф.Щербины. Лидер партии «Алаш». Автор работ «Сын степей», Дума и казахи.

 

2. Годы жизни 1873-1938 гг. поэт, ученый, тюрколог. Учительствовал а в аульных школах. Член партии «Алаш». Редактор газеты «Казах».

 

3. Годы жизни 1885-1938 гг. После окончания педагогических курсов работал учителем в аульной школе. Член партии «Алаш». Автор работ: «Оян, казак», «Несчастная Жамал», сборника «Терме».

 

4. Годы жизни 1895-1930 гг. казахский поэт, писатель, драматург. Сотрудник Ташкентской газеты «Акжол». Автор сказок для детей. Перевел на казахский язык Пушкина «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого А.М.Горького, У.Шеспира

Задание№ 6 Расшифруйте.

  • 1.АЛЖИР-

  • 2. ГУЛАГ-

  • 3.КАРЛАГ-

  • 4.СТЕПЛАГ



Слайд3-4




Конец урока



Ребята,сегодня мы обратились к историческому прошлому,из которого надо извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок тоталитаризма,явившегося целой сетью концентрационных сталинских лагерей на территории Казахстана.Казахстан стал местом депортации многих миллионов советских граждан. В советском Союзе на карательну. Систему работало 953 лагеря и поселения.В эту систему входили Карлаг,Степлаг,Особлаг,АЛЖИР,В Казахстане в 1937-1938гг.незаконно осуждено более 100 тысяч человек,около 25 тысяч из них –расстреляны.

Сегодня мы вспоминаем имена великих сынов Отечества,погибших в те страшнын годы: Ахмета Байтурсынова,АлиханаБукейханова,Шакарима Кудайбердиева,Ураза Джандосова,Беймбета Майлина,Мыржакыпа Дулатова,Сакена Сейфуллина,Мухамеджана Тынышпаева,Санджара Асфендиярова,Турара Рыскулова,Магжана Жумабаева и тысячи других.

Не по своей воли в Казахстане осталось полтора миллиона человек: 800 тысяч немцев,507 тысяч представителей народов Северного Кавказа,19 тысяч корейских семей,102 тысячи поляков.От голода и свирепствовавших болезней большая часть переселенцев умерала,но на их место привозили новых. О массовых репрессиях тех лет написано немало книг,изданы воспоминания людей, прошедших через ад лагерей.Но до сих пор исследователи называют все новые и новые имена. Значит страница истории еще не закрыта.

В 1993 году в Казахстане был принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» С тех пор органами прокуратуры реабилитировано более 340 тыс незаконно репрессированных. Каждыйгод -31 мая мы чтим память –жертв политических репрессий.

Рефлексия



Слайд5-8