ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 21
ких сигналов, как бы развернутых во времени (отсюда и термин «развертка»), передается поочередно через канал связи. С такой задачей он справиться в состоянии.
На приемной стороне каналов радиосвязи также произ водится обход отдельных участков той площади, которая служит основанием для будущего изображения (этой пло щадью обычно является экран приемной электроннолуче вой трубки), но уже с другой целью. Если в передатчике изображение разлагается на отдельные элементы (отдель ные участки малого размера), то в приемнике происходит обратный процесс воссоздания изображения из отдельных участков. При обходе участков экрана приемной трубки под воздействием принятых электрических сигналов изме няется яркость свечения этих участков и из них образуется цельное изображение.
Преобразование пришедших на приемный конец сигна лов в яркость отдельных элементов разложения и компонов ка из них принимаемого изображения должны происходить в таком же порядке, в каком происходила развертка на пере дающем конце системы.
Для того чтобы по системе телевидения можно было передавать подвижные изображения, скорость обхода (ско рость развертки) выбирается достаточно большой (обычно 25 полных обходов — кадров в секунду).
Из сказанного ясно, что в системе телевидения как на пе редающем, так и на приемном конце, кроме узлов, служащих для передачи и приема радиосигналов, нужно иметь дополни тельное устройство для обеспечения развертки изображения (блок развертки).
Кроме того, чтобы получить на экране трубки телевизион ного приемника изображение, точно соответствующее пере даваемому, нужно строго согласовать между собой порядок обхода отдельных элементов разложения изображения в передатчике и приемнике. Обход должен совершаться син хронно (одинаковое количество раз в секунду) и синфазно (одновременно должны «развертываться» одни и те же эле менты одних и тех же строк)*.
* Строго говоря, воспроизведение изображения на приемном конце происходит с запозданием во времени, обусловленным конечной
скоростью распространения радиоволн в пространстве. |
С учетом |
этого понятие синфазности обхода имеет тот смысл, что |
запаздыва |
ние должно быть всегда постоянным по величине для каждого эле мента разложения.
196
Для осуществления синхронной работы блоков развер ток в передатчике и приемнике имеются специальные устрой ства, получившие название б л о к о в с и н х р о н и з а
ци и .
Втелевидении применяется так называемая система принудительной синхронизации, при которой блок синхро
низации — синхрогенератор передатчика — вырабатывает специальные с и н х р о н и з и р у ю щ и е импульсы. При помощи этих импульсов задается ритм работы блока развер ток передатчика и, кроме того, они совместно с сигналом изображения передаются через канал связи, попадают в теле визионное приемное устройство и управляют работой имею щихся здесь генераторов развертки.
Передающая часть |
Приемная часть |
Рис. 118. Структурная схема |
линии радиосвязи для передачи изоб |
|
ражений |
На рис. 118 приведена упрощенная блок-схема линии связи для передачи телевизионных изображений. В нее введены все рассмотренные ранее узлы. Левая часть схемы, куда включены передающая трубка, УВС, модулятор, ГВЧ, блок развертки и блок синхронизации, представляет собой п е р е д а ю щ у ю часть линии. Правая часть, содержа щая блок УМН, детектор, УВС, приемную трубку, блок развертки и блок синхронизации, образует п р и е м н у ю часть.
Рассмотрим в общих чертах принцип действия системы. Передаваемые объекты освещаются источником света. От раженные от них световые лучи посредством оптического устройства фокусируются на чувствительной поверхности светоэлектрического преобразователя (передающей телеви зионной трубки). В результате работы трубки на ее выходе мы получим напряжение электрических сигналов изобра жения, отражающее изменение яркости вдоль строк — на пряжение видеосигналов, которое подводится к схеме спе циального усилителя видеосигналов, УВС, и усиливается
197
в нем. К напряжению видеосигнала добавляется напряже ние синхронизирующих импульсов, вырабатываемых син хрогенератором. Полученным сложным сигналом модулиру ются несущие колебания передатчика. Модулированные ко лебания в виде радиоволн излучаются в пространство антен ной передатчика и улавливаются антенной телевизионного приемника. Первым узлом телевизионного приемника (так же как и в радиовещательном приемнике) является блок УМН (усилитель модулированного напряжения), где при нятые сигналы избираются по частоте и усиливаются до определенного уровня. Во втором узле приемника — видео детекторе, происходит процесс демодуляции, при котором из модулированного напряжения высокой частоты выделяется напряжение модуляции, т. е. напряжение видеосигнала, смешанное с напряжением синхроимпульсов. Эти напряже ния усиливаютея далее в схеме УВС и подводятся к элект рооптическому преобразователю, роль которого играет при емная трубка — кинескоп. С ее помощью производится обратное преобразование электрических сигналов в види мое изображение, аналогичное передаваемому.
Напряжение с выхода УВС подается также на вход кана ла синхронизации приемника, где из полученной смеси сигналов выделяются синхронизирующие импульсы. Эти импульсы подводятся к блоку развертки приемника и управ ляют его работой.
В заключение следует отметить, что наряду с передачей изображения всегда передается звуковое сопровождение. Тогда схема, приведенная на рис. 118, еще более усложнит ся, так как к каналу передачи изображений добавится канал передачи звука.
ПАРАМЕТРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Оценить качество телевизионного изображения или сравнить между собой несколько различных телевизионных изображений можно при помощи общих для них парамет ров. К таким параметрам относятся: яркость, контраст, чет кость и линейность.
Яркость. Под понятием яркость телевизионного изобра жения обычно понимается та «средняя» яркость свечения экрана приемной трубки, которая получается при данном, конкретном изображении. Каждое изображение состоит из
198
ряда отдельных участков большего или меньшего размера с различной яркостью свечения. При просмотре такого изо бражения глаз наблюдателя, воспринимая яркость каждого участка в отдельности, одновременно с этим «усредняет» восприятие, создавая впечатление некоторой средней яр кости. Яркость принимаемого телевизионного изображения обычно меньше яркости передаваемого изображения и опре деляется в основном световыми характеристиками прием ной трубки. Во всех телевизионных приемниках предусма тривается ручная регулировка яркости принимаемого изображения.
Контраст телевизионного изображения характеризуется различием в яркости самых светлых и самых темных участ ков данного изображения. Чем это различие больше, тем контрастнее данное изображение. Численно контраст оцени вается отношением максимальной яркости данного изобра жения к его минимальной яркости. Кроме объектов, имею щих наибольшую и наименьшую яркости, в каждом изоб ражении могут быть объекты с некоторой промежуточной яркостью, причем степень выявления этих промежуточных оттенков яркости в большой степени зависит от контраста изображения. Это, в свою очередь, определяет общее ка чество изображения. При недостаточном контрасте разли чие между минимальной и максимальной яркостью в изобра жении мало, промежуточные оттенки яркости выявляются слабо, изображение становится тусклым и поэтому качество его низкое. При чрезмерном контрасте, наоборот, диапазон изменения яркостей велик, что при ограниченных свето вых возможностях приемной трубки создает также плохое выявление промежуточных оттенков яркости. Изображе ние изобилует участками с очень большой и очень малой яркостью, почти при полном отсутствии промежуточных от тенков. Изображение становится грубым. Качество его весь ма низкое. При нормальном контрасте в изображении хорошо прорабатываются все оттенки яркости, качество изображе ния значительно улучшается.
В современном телевидении, где принимаемое изображе ние получается на экране приемной электроннолучевой трубки, контраст изображения в значительной степени за висит от качества экрана трубки, т. е. о т т о й м а к с и - м а л ь н о й я р к о с т и , которую может обеспечить лю минофор трубки. В еще большей степени контраст зависит от минимальной яркости конкретного изображения.
199
Четкость. Любое телевизионное изображение содержит в себе как крупные, так и мелкие детали передаваемого объекта. Контуры крупных деталей, занимающих в форма те кадра значительное место, обычно передаются хорошо. Мелкие детали изображения или резкие переходы от одного уровня яркости к другому могут быть переданы хуже, тог да эти детали становятся плохо различимыми, а контуры отдельных предметов оказываются размытыми. При этом уменьшается четкость изображения. Таким образом, понятие четкости изображения всегда связывается с воспроизведе нием на просматриваемом изображении мелких деталей объекта.
Различают четкость по горизонтали (вдоль строк) и чет кость по вертикали. Из-за строчной структуры телевизион ного изображения при передаче деталей с размерами, близ кими к элементу разложения, четкость по вертикали может быть ниже четкости по горизонтали. Выбором параметров системы телевидения можно сделать так, что четкости изо бражения по горизонтали и по вертикали будут приблизи тельно равными.
Четкость телевизионного изображения принято оцени вать числом элементов, на которое разлагается изобра жение в данной системе телевидения, или числом строк в его разложении.
Чем на большее число строк разложено изображение, тем выше его четкость, но тем более сложной и дорогой получа ется система телевидения. Поэтому увеличение числа строк в разложении телевизионного изображения производится до определенного предела. В СССР согласно телевизионному стандарту изображение разлагается на 625 строк (почти 520 тысяч элементов разложения изображения), что обеспе чивает большую четкость и высокие качества передаваемого изображения.
Линейность. Как известно, при разложении на элементы изображения на передающей стороне и при воссоздании его на приемной развертка отдельных элементов изображения должна проходить с определенной, строго постоянной ско ростью. Только в этом случае формы и пропорции различных объектов передаваемого изображения сохранятся в теле визионном изображении. Тогда это изображение может считаться линейным. В передающей камере при помощи специальных сложных устройств линейность поддержива ется весьма высокой, и изображение может считаться (по
200
своим пропорциям) точной копией передаваемого изображе ния. В телевизионном приемнике из-за ряда причин скорость обхода отдельных участков экрана приемной трубки ока зывается различной. Возникает искажение формы отдельных объектов изображения. Изображение становится нелиней ным. Таким образом, нелинейностью изображения назы ваются искажения геометрического характера, вызванные различием скорости развертки на различных участках эк рана трубки.
Различают нелинейность развертки по горизонтали (по строкам) и по вертикали (по кадру). На рис. 119 показано
а |
6 |
Рис. 119. Нелинейность изображения по горизонтали (а) и по вер тикали (б)
изображение шахматной доски при обоих видах нелиней ности. И в том и в другом случае скорость развертки сначала была нормальной, а затем снизилась. Как видно из рисун ков, нелинейность развертки заметно ухудшает качество изображения, поэтому при проектировании и ремонте гене раторов развертки обращается особое внимание на обеспе чение высокой линейности.
СТАНДАРТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ СССР
Как уже было сказано выше, преобразование оптичес кого изображения в электрические сигналы (видеосигналы) производится при помощи передающей телевизионной труб ки. Воспроизведение принятого изображения на приемном конце происходит с помощью приемной трубки Принципы действия и конструкция передающих и приемных трубок п риблизительно одинаковы для всех телевизионных систем,
201
применяющихся в различных странах. То же относится к ряду узлов системы телевидения — УВС, блокам развер ток, приемному каналу и др. Однако передать полученный сигнал можно различными способами, применяя различные методы обработки сигналов и выбирая применительно к этим методам параметры сигналов. Поэтому в различных стра нах из экономических, технических и иных соображений по-разному подходят к выбору параметров телевизионной системы. В каждой стране принят определенный стандарт телевидения, который утверждает все основные параметры телевизионного вещания данной страны*. К ним относятся:
принятое число строк в разложении изображения; ширина полосы частот телевизионного тракта; рабочий диапазон волн; тип модуляции; принципы излучения.
Рассмотрим эти параметры применительно к телевизион ному вещанию СССР.
Число строк в разложении изображения
В различных странах передаваемое телевизионное изоб ражение разлагается на различное число строк (Англия — 405, США, Япония — 525, Франция — 819). В С С С Р, с о г л а с н о с т а н д а р т у , и з о б р а ж е н и е р а з л а г а е т с я н а 6 2 5 с т р о к . Такое число строк сле дует считать оптимальным, так как при этом обеспечи вается высокое качество изображения при относительно невысокой сложности системы телевидения.
Ширина полосы частот телевизионного тракта
Этот параметр зависит от принятой четкости изображе ния, а также от числа строк, на которое разлагается изобра жение в данной системе телевидения. Параметр ширины полосы частот является определяющим для данной системы телевидения, так как, с одной стороны, он характеризует качество изображения, которое может обеспечить данная
* Всего существует 13 телевизионных стандартов. Из них 4 применяются в Европе.
202
система телевидения, а с другой — в большой степени опре деляет сложность и стоимость самой системы.
Определим требуемую ширину полосы пропускания сис темы телевидения, для чего найдем границы частотного спектра видеосигнала, проходящего через данную систему. Предположим, что через систему телевидения передается изо бражение, состоящее из чередующихся черно-белых полей, образующих некоторое подобие шахматной доски (рис. 120). Такое изображение в результате работы системы создается и на экране приемной трубки. Каждый переход «тона» от бе-
1 і . . |
1 ■ |
1I |
в |
I |
в |
|
в |
1I |
I |
I |
|
1 |
|
|
■ |
HL |
|
|
|
|||||
|
1 |
|
|
|
I |
|
|
|
|
I I |
|
|
|
|
||||||||||
1 |
1 1 1 |
■ |
1..1 ■ |
|
1, 1 I |
|
I I |
|
|
1 |
1. |
|
|
|
||||||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
1 |
■ . 1 |
1 1 |
I |
I |
I |
I |
I |
I |
1 1 |
I |
.1 |
I |
1 1.1 |
|
|
|
|||||||
|
1 |
1 |
I |
1 |
■ |
I |
І |
І |
■ |
■ |
I |
|
_ |
1_ fl |
|
|
|
|||||||
|
■ |
■ |
І |
І |
І |
І |
|
|
І |
І |
|
|
|
1 1 |
|
|
|
|||||||
|
1 |
1 1 1 |
■ |
I |
в |
|
в |
|
fl |
■ I I I |
|
|
■ |
1 |
|
|
|
|||||||
|
■ ■ |
1 |
В В В В |
|
11 1 |
■ |
|
■ |
|
1 1 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
1 1 1 |
1 1- ■ ■ ■ I I I |
|
1 1_ |
1_ |
1. |
|
|
|
|||||||||||||||
|
■ |
■ |
I |
|
1 1 |
I l l |
|
|
|
1 1 |
|
1 |
|
1 1 1 |
|
|
|
|||||||
1 |
I |
1 ■ |
I |
в |
I |
1 |
l _ l |
1 |
I |
I |
■ |
I |
|
I |
I |
|
|
|
||||||
|
■ |
■ I |
|
1 |
і а |
|
■ |
1 |
|
1 |
I |
I |
I |
1 1.1 |
|
|
|
|||||||
1 |
i l |
i |
a |
|
|
|
1 |
|
I |
1 |
I |
1 |
|
fl |
1 |
|
|
|
||||||
1 |
1 1 1 |
|
1 I |
1 fl |
fl |
|
|
1 I |
|
|
I E |
1 |
|
|
|
|||||||||
|
1 1 1 |
1 |
I |
1 |
fl fl ■ |
|
I _ I |
|
1 _ 1 . |
1 |
|
|
|
|||||||||||
|
1 ■ ■ |
I |
1 ■ |
11 1 1 |
1 |
■ |
1 ■ |
|
1^ 1 1 |
1 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
■ |
I |
I |
|
В I I |
1 |
|
I I |
|
I |
|
|
■ |
|
|
|
||||||||
|
1 1 1 1 В ! [ I |
|
|
I B |
|
fl |
|
l . l |
|
|
|
|
||||||||||||
1 |
1 |
■ I |
1 |
в |
в |
I |
I |
|
1 |
I |
. 1.1 J |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 . |
|
|
|
||||
|
I |
1 ■ |
I |
fl |
I |
fl |
fl |
1 |
1 I |
|
I I I |
V |
|
|
|
|||||||||
|
|
■ |
I |
■ |
|
в |
|
|
|
I |
fl |
1 |
|
|
I |
|
|
|
||||||
■ и |
|
|
|
|
|
■ ■ V i |
' ■ " l " l |
|
|
|
V |
|
I й |
|
|
|
||||||||
Рис. |
120. |
|
Телевизионное |
|
изображение |
Рис. |
121. Простейшее |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
наибольшей |
сложности |
|
|
|
|
|
телевизионное |
изобра |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жение |
|
лого |
к |
черному |
|
в |
|
этом |
изображении |
и |
наоборот |
озна |
чает скачок напряжения видеосигнала на входе приемной трубки.
Учтя число таких изменений, происшедших за одну се кунду, можно найти границы частотного спектра видеосиг нала.
Предположим, что число черно-белых клеток уменьша ется. Это означает, что будет уменьшаться и число измене ний видеосигнала, а следовательно, его частота. Самым прос тым изображением, соответствующим самой низкой частоте видеосигнала, будет изображение, состоящее из двух полей, расположенных одно над другим (рис. 121). В этом случае при передаче каждого кадра напряжение видеосигнала пре терпевает одно полное изменение, т. е. за время передачи одного кадра изображения проходит один период напряже ния видеосигнала.
203