ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 21
Рис. 173. Упрошенная схема строчной развертки телевизора «Юность»
1) получение постоянных напряжений для питания электродов трубки— модулятора, фокусирующего и уско ряющего электродов и анода;
2)получение постоянного напряжения для питания схемы УВС;
3)получение импульсных напряжений, необходимых для работы систем АРУ и АПЧ и Ф.
Все вышеперечисленные постоянные напряжения должны иметь величину, значительно превышающую напряжение источника питания (12 б). Для увеличения амплитуды им пульсов в схему каскада вводится выходной трансформатор.
Рассмотрим вкратце назначение отдельных элементов выходного каскада. Конденсатор С13 является разделитель ным и не пропускает постоянную составляющую коллектор ного тока транзистора Т4 через отклоняющие катушки (<Ж). При помощи конденсаторов СП и С12 коллекторная цепь транзистора настраивается на заданную длительность об ратного хода. Диод Д5 является демпфирующим диодом и работает так же, как и в ламповой схеме. Цепочка, состоя щая из диода ДЗ и конденсатора С8, ограничивает импульс напряжения и предохраняет транзистор от пробоя. Совокуп ность элементов схемы — обмотка II трансформатора ТВС, конденсаторы CM, С15 и вакуумные диоды Л1, Л2 и ЛЗ образуют схему высоковольтного выпрямителя, работающе го с умножением напряжения. Обмотка IV совместно с дио дом Д4 и резистором R14 образует выпрямитель для пита ния цепи модулятора кинескопа. На двух секциях обмотки III совместно с диодами Д1, Д2, резисторами R12, R13 и конденсаторами С6 и С7 собраны еще два выпрямителя для питания цепей ускоряющего и фокусирующего электродов кинескопа, а также транзистора видеоусилителя.
Видеоусилитель. Схема видеоусилителя телевизора «Юность» приведена на рис. 174. Она содержит два каскада. В первом каскаде используется транзистор типа р-п-р, включенный для частоты видеосигнала по схеме с общим
коллектором, а для частоты звукового сопровождения (6,6 Мгц) — по схеме с общим эмиттером. Входное сопротивле ние каскада с общим коллектором велико, и поэтому вход видеоусилителя не шунтирует нагрузку детектора. В цепь коллектора транзистора Т1 включен колебательный контур, выделяющий напряжение разностной частоты. С зажимов этого контура напряжение подается на вход УПЧ канала звука. Питание первого каскада производится от основного
294
источника с напряжением 12 в. Усиления по напряжению каскад не дает и служит лишь для согласования малого входного сопротивления второго каскада с нагрузочным сопротивлением видеодетектора.
Напряжение видеосигнала с выхода первого каскада (с резистора R13) через переходный конденсатор С4 пода ется на вход второго каскада (к базе транзистора Т2 типа п-р-п). Второй каскад обеспечивает основное усиление сиг нала. Транзистор Т2 включен по схеме с общим эмиттером,
Рис. 174. Схема усилителя видео сигналов телевизо ра «Юность»
К ЦПЧ Мика
что позволяет получить значительное усиление как по на пряжению, так и по мощности. В схеме каскада применена термостабилизация при помощи обратной связи по цеги эмиттер — база транзистора. Изменяя глубину этой связи
спомощью сопротивления резистора RIO, можно одновре менно производить регулировку контрастности изображе ния. Постоянное напряжение, подаваемое на базу транзис тора Т2, регулируется переменным резистором R5. Нагру зочное сопротивление включено в цепь коллектора тран зистора. Для расширения полосы пропускания в схему каскада введены элементы высокочастотной коррекции — дроссели L3 и L4. Питание второго каскада осуществляется от выпрямителя, находящегося в блоке строчной развертки,
снапряжением 70 в.
295
ЦВЕТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Цветное телевидение все прочнее входит в жизнь совет ских людей, приходя на смену черно-белому. Цветное изоб ражение несет в себе больше информации о характере пере даваемых объектов и поэтому обладает гораздо большей художественной выразительностью и эмоциональным воз действием. При том же количестве элементов разложения, как и в черно-белом телевидении, цветное изображение имеет большую кажущуюся четкость, так как к информации, пере даваемой яркостным сигналом, добавляется цветовая ин формация. При правильном подборе цветов и их насыщен ности можно получить впечатление глубины и объемности. Этими новыми возможностями и преимуществами цветного телевидения объясняется интерес, который проявляют к не му и специалисты и телезрители.
Цветное телевидение основано на цветовом зрении чело века, используя свойства которого, можно построить прак тическую систему цветного телевидения. Как известно, в сетчатой оболочке глаза имеется большое количество свето чувствительных элементов — палочек и колбочек. Палочки обладают большой чувствительностью к свету и позволяют видеть слабо освещенные объекты (сумеречное зрение). Кол бочки менее чувствительны к свету, но в отличие от палочек обладают цветочувствительными свойствами. Установлено, что глаз человека содержит три вида колбочек, чувствитель ных к трем различным цветам, а именно: к к р а с н о м у , з е л е н о м у и с и н е м у . При попадании на сетчатку глаза светового потока от какого-либо цветного изображения каждая колбочка реагирует на определенный цвет и изоб ражение как бы разлагается глазом на отдельные цветовые (красную, зеленую и синюю) составляющие. Затем нервные импульсы посылаются в мозг, где раздражения суммируются, создавая впечатление цельного многоцветного изображения.
Все это вместе взятое позволяет предположить (и это подтвердилось на практике), что л ю б о й ц в е т , с у щ е с т в у ю щ и й в п р и р о д е , м о ж н о п о л у ч и т ь п у т е м с л о ж е н и я т р е х о с н о в н ы х ц в е т о в : к р а с н о г о , з е л е н о г о и с и н е г о .
Это имеет огромное значение для практики, так как позволяет в системе цветноі о телевидения передавать через канал связи не все обилие цветовых оттенков, которое мож но наблюдать в реальных изображениях, а лишь три основ-
296
ные цвета — красный, зеленый и синий и, изменяя их насыщенность и яркость, получать требуемый цветовой от тенок. Это, в свою очередь, означает, что при передаче цвет ного изображения через канал связи требуется пропустить только три сигнала, каждый из которых несет в себе соот ветствующую цветовую информацию.
Таким образом, при передаче цветных изображений при ходится решать две задачи.Первая из них состоит в том, что на передающем конце канала связи цветное изображение разлагается на три цветовые составляющие: красную, зе леную и синюю. Затем эти одноцветные изображения пре образуются в электрические сигналы, которые передаются по каналам связи. В приемнике решается вторая, обратная задача— получение трех одноцветных изображений и сло жение в одно цельное цветное изображение. В цветном телевидении используется два способа сложения цветов: поочередный и одновременный. В соответствии с этим суще ствуют две различные системы цветного телевидения:
1.Система ЦВТ с поочередной передачей цветов.
2.Система ЦВТ с одновременной передачей цветов.
СИСТЕМА ЦВТ С ПООЧЕРЕДНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ЦВЕТОВ
В такой системе формирование изображения на прием ном конце производится в три приема Сначала, например, воспроизводится красная составляющая изображения, за тем зеленая составляющая и наконец синяя. Если такую смену изображений делать с достаточно большой скоростью, то из-за инерционности зрительного восприятия, свойствен ной человеческому зрению, все три одноцветных изображе ния будут соединяться в одно цельное цветное изображение. Примером системы ЦВТ с последовательной, или пооче редной, передачей цветов может служить система, анало гичная той, которая использовалась у нас в прошлом,
т.е. система с механической сменой цветов (рис. 175).
Вэтой системе разложение изображения на отдельные цветовые составляющие (в схеме передатчика) и сложение
цветовых составляющих в цельное цветное изображение (в схеме приемника) производится при помощи вращающих ся дисков со светофильтрами. В передатчике, перед экра ном передающей трубки, вращается диск с тремя светофильт рами, окрашенными в основные цвета — красный, зеленый и
297
синий. Скорость вращения диска подобрана так, что данный светофильтр находится перед экраном трубки в течение все го времени развертки одного кадра (или полукадра) изобра жения. Во время развертки следующего кадра (полукадра) перед экраном трубки будет находиться другой светофильтр и т. д. Тогда на выходе трубки мы получим три развернутых во времени сигнала, каждый из которых соответствует определенному одноцветному изображению. Эти сигналы передаются через систему телевидения и на приемном конце подводятся ко входу приемной трубки. Перед ее экраном вра щается такой же диск со светофильтрами. Если вращение
Рис. 175. Структурная схема линии радиосвязи системы ЦВТ с по следовательной передачей цветов
дисков строго согласовано по времени, то глаз телезрителя, расположенный перед диском, будет видеть быстро следую щие одно за другим одноцветные изображения, которые при достаточно большой скорости вращения дисков будут вос приниматься как одно цельное цветное изображение.
Данная система цветного телевидения проста по своей идее, не требует специальных передающих и приемных тру бок, процесс синхронизации изображений в ней несложен. Создается впечатление, что введя такие диски со светофильт рами в систему черно-белого телевидения (ЧБТ), можно пре вратить ее в систему цветного телевидения. Однако такая система не получила широкого применения, а для телеви зионного вещания не применима совершенно. Она имеет су щественные недостатки, основным из которых является ее н е с о в м е с т и м о с т ь с существующей ныне системой чер но-белого телевидения, а условие совместимости является определяющим при выборе практической системы цветного телевидения. К настоящему времени в пользовании у наших телезрителей имеется большое количество телевизоров, рас
298
считанных на прием черно-белых изображений. Если при построении системы цветного телевидения игнорировать
принцип совместимости, то все эти |
телевизоры не смогут |
|
принимать (в черно-белом |
виде) |
цветные изображения. |
С другой стороны, цветные |
телевизоры, рассчитанные на |
прием цветных изображений, не смогут принимать черно белые изображения. Телезритель должен будет иметь од новременно два телевизора — черно-белый и цветной, что нецелесообразно со всех точек зрения.
Для того чтобы системы черно-белого и цветного телеви дения были совместимы, нужно выполнить два основных условия:
1.Генераторы строчной и кадровой разверток в черно белом и цветном телевидении должны работать на одних и тех же частотах.
2.Передаваемый сигнал должен занимать в частотном диапазоне определенный участок, ширина которого для сис
темы ЧБТ и системы ЦВТ должна быть одинаковой. Рассмотрим, сточки зрения совместимости, систему ЦВТ
с последовательной передачей цветов. Ранее (см. стандарт телевидения СССР, пункт № 1) было показано, что для устра нения мерцания изображения частота смены полей должна быть не менее 50 гц. Эта частота несколько выше крити ческой, при которой исчезают мерцания изображения, и рав на частоте тока питающей сети, что позволяет избавиться от помех, создаваемых питающей сетью. Если такую же час тоту кадровой развертки сохранить для системы ЦВТ, то каждый из трех цветов будет передаваться с частотой втрое меньшей, т. е. с частотой порядка 16,7 гц. Это вызовет появ ление цветового мерцания, и качество изображения будет неудовлетворительным. Чтобы избежать этого, нужно втрое увеличить частоту кадровой развертки, доведя ее до 150 гц. Это, в свою очередь, заставит увеличить втрое частоту строч ной развертки. Следовательно, черно-белый телевизор не сможет принимать передачи цветного телевидения и, наобо рот, на цветном телевизоре нельзя будет просматривать про-’ граммы ЧБТ. Данная система ЦВТ оказалась несовмести мой с системой ЧБТ по первому признаку.
Далее известно (см. там же), что полоса пропускания частот телевизионного тракта прямо пропорциональна часто те кадровой развертки. Если частота кадровой развертки увеличится в три раза, то это приведет к расширению полосы пропускания всей системы телевидения тоже в 3 раза. Такая
299