Файл: Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пушки, на экране кинескопа создается изображение в чер­ но-белом виде.

Благодаря всем принятым мерам увеличивается внешняя

ивнутренняя помехозащищенность системы ЦВТ «СЕК.АМ»

иона становится полностью совместимой с системой черно­ белого телевидения.

ПОСТРОЕНИЕ СХЕМЫ ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИЗОРА

Несмотря на то, что цветной телевизор значительно слож­ нее черно-белого, построение его схемы и общий принцип действия остаются неизменными, и многое, рассказанное в предыдущих главах о черно-белых телевизорах, полностью относится и к цветным телевизорам. Основная особенность цветного телевизора состоит в том, ч т о б дополнение к ярко­ стному сигналу здесь проходят сигналы цветности и для их обработки в схеме телевизора предусмотрены специаль­ ные дополнительные узлы. На рис. 186 приведена структур­ ная схема цветного телевизора системы «СЕKAM».* Из этого рисунка видно, что в состав схемы цветного телевизора вхо­ дят следующие основные узлы:

1. Общий канал для усиления сигналов изображения

извука (до видеодетектора включительно).

2.Канал звука.

3.Яркостный канал.

4.Блок цветности.

5.Канал синхронизации.

6.Блок разверток.

7.Схема сведения лучей.

8. Блок питания. % Рассмотрим кратко назначение и принцип действия этих

узлов.

1.Общий канал усиления. В состав этого канала вхо­

дят: УВЧ, смеситель и гетеродин (блок ПТК), канал УПЧИ и видеодетектор.

Так как передача цветных изображений производится в стандартных каналах черно-белого телевидения, то блок ПТК, применяемый в цветном телевизоре, ничем не отли-

* В основу ее положена схема промышленного цветного телеви­ зора «Рубин 401-1».

320

Рис. 186. Структурная схема цветного телевизора

11 3-154


чается от блока ПТК черно-белого телевизора. Практически в цветных телевизорах используются блоки ПТК-3, ПТК-5, ПТК-10 и ПТ К-11, с успехом применяющиеся в черно-бе­ лых телевизорах.

Схема УПЧИ цветного телевизора также не отличается от схемы УПЧИ черно-белого телевизора вплоть до того, что в ней имеется такое же количество ламп и каскадов и приме­ няются такие же системы колебательных контуров. Отличи­ ем здесь являются несколько более жесткие требования, предъявляемые к амплитудно-частотной характеристике УПЧИ. Это объясняется тем, что через УПЧИ в цветном те­ левизоре проходят частотно-модулированные сигналы цвет­ ности, требующие равномерного усиления. Эти сигналы рас­ положены в высокочастотном конце спектра яркостного сигнала (применительно к промежуточным частотам это дает частоты порядка 33—34 Мгц), и в случае завала характерис­ тики УПЧИ в этой области частот может произойти пара­ зитная амплитудная модуляция цветовых сигналов и закон цветопередачи будет искажен. Чтобы избежать этого, ха­ рактеристика УПЧИ должна быть равномерной в пределах полосы частот шириной в 5,5—5,8 Мгц (в переводе на про­ межуточные частоты это значит, что характеристика должна быть равномерной до частоты 32,2—32,5 Мгц). Одновремен­ но с этим в схеме УПЧИ необходимо как можно сильнее подавить промежуточную частоту звука 31,5 Мгц с та­ ким расчетом, чтобы в видеодетекторе не возникало на­ пряжение биений с частотой 6,5 Мгц. Выполнение обоих требований, т. е. обеспечение широкой полосы пропуска­ ния и хорошей режекции сигнала частотой 31,5 Мгц, застав­ ляет делать крутизну бокового ската характеристики УПЧИ достаточно большой. Это достигается соответствующей регу­ лировкой канала УПЧИ. Видеодетектор и по своей схеме,

ипо принципу действия не отличается от видеодетектора черно-белого телевизора.

2.Канал звука. В канале звука цветного телевизора проходят такие же сигналы, как и в канале звука черно­ белого телевизора. В нем происходят такие же процессы,

ипоэтому канал звука цветного телевизора полностью иден­ тичен каналу звука черно-белого телевизора.

3.Яркостный канал. Яркостный канал представляет собой, по существу, в и д е о у с и л и т е л ь цветного те­

левизора, где усиливаются сигналы с частотами от 50 гц до 5,8 Мгц. Для нормальной работы цветного кинескопа ко

322


входам каждой из трех электронных пушек необходимо под­ вести видеосигнал с размахом 80—90 в. При этом коэффи­ циент усиления яркостного канала должен быть достаточно большим (порядка 100). Получить такое усиление можно лишь при использовании в схеме канала нескольких кас­ кадов.

Кроме основного процесса — усиления видеосигнала, здесь происходят еще два процесса: задержка усиливаемого сигнала на определенное время (0,8 мксек) и подавление сигналов цветовых поднесущих, которые представляют со­ бой сигналы помехи,

На схеме (рис, 186) напряжение сигнала с выхода видео­ детектора (6) подается на первый каскад яркостного канала (7), усиливается им и подается далее на вход второго каска­ да (8). С этого же (7) каскада напряжение видеосигнала подается на вход канала синхронизации и на схему АРУ. После усиления во втором каскаде (8) напряжение, во-пер­ вых, подается на вход блока цветности, а во-вторых, под­ водится ко входу линии задержки (9). Введение в схему линии задержки объясняется тем, что при прохождении цветовых сигналов в блоке цветности они задерживаются там на время порядка 0,8 мксек. Эта задержка сигнала не­ избежна, и с ней приходится мириться. Для того чтобы яркостный и цветовые сигналы от одного и того же эле­ мента изображения были подведены ко входам кинескопа

о д н о в р е м е н н о ,

нужно на это же время задержать

сигнал в к а н а л е

я р к о с т и . Это осуществляется с

помощью линии задержки. С выхода линии

задержки сиг­

нал подается на вход третьего усилительного

каскада (10), в

схему которого введены режекторные контуры и где, кроме усиления яркостного сигнала, происходит еще подавление сигналов с поднесущими частотами. За счет действия режекторных контуров в характеристике усилителя на частотах порядка 4—5 Мгц появляется «провал», приводящий к не­ которой потере четкости изображения. Поскольку такое подавление цветовых поднесущих необходимо при приеме на цветной телевизор цветных изображений, но может не производиться при приеме черно-белого изображения, в схеме цветного телевизора иногда предусматривают воз­ можность выключения режекторных контуров и сохранения таким образом четкости черно-белого изображения. После усиления в выходном каскаде (12) яркостный видеосигнал подводится к катодам цветного кинескопа.

11

323


4. Блок цветности. Блок цветности является специфи­ ческим узлом и не имеет аналогов в схеме черно-белого телевизора. Поэтому состав, назначение элементов и прин­ цип действия его требуют более детального рассмотрения. Как это видно из рис. 186, в состав блока цветности входят- «клеш»-фильтр (21), усилитель-ограничитель (22), линия за­ держки (23), усилитель (24), электронный коммутатор (25) схема цветовой синхронизации (26), усилители «красного» и «синего» каналов (27 и 28), ограничители «красного» и «синего каналов (29 и 30), частотные дискриминаторы «красного» и «синего» каналов (31 и 32), декодирующая мат­

рица (33) и оконечные усилители (34, 35 и 36). Рассмотрим работу схемы.

Напряжение сигнала снимается с выхода второго каска­ да яркостного канала (8) и через фильтр с характеристикой уипа «клеш» (21) подается на вход усилителя-ограничителя (22). Усиленные и ограниченные сигналы далее подводятся к электронному коммутатору (25), к одному его входу не­ посредственно, а к другому — через линию задержки (23) на 64 мксек и дополнительный усилитель (24). Назначение этого усилителя скомпенсировать уменьшение амплитуды сигнала, вызванное линией задержки. Коммутатор управ­ ляется импульсами напряжения, поступающими со схемы строчной развертки, и работает так, что вход усилителя «красного» канала (27) подключается ко входу линии задержки (25) только тогда, когда к этому входу подходит «крас­ ный» сигнал. В тот момент времени, когда сигнал «красной» строки на входе линии заканчивает свое действие и на смену ему подходит «синий» сигнал, коммутатор срабатывает и под­ ключает вход усилителя «красного» канала к концу линии задержки, где в этот момент начинает действовать «красный» сигнал. Таким образом, ко входу усилителя «красного» ка­ нала всегда будет приложен сигнал именно «красной» стро­ ки, действующий в продолжении времени передачи двух строк (сначала проходит прямой сигнал, сформированный в передатчике и несущий в себе «красную» цветовую инфор­ мацию строки, а потом поступает этот же сигнал, задержан­ ный в линии задержки). Аналогичная картина наблюдается и для «синего» сигнала. Для обеспечения правильности вос­ произведения цветов нужно сделать так, чтобы вход усили­ теля цветного канала определенного цвета подключался к выходу или входу линии задержки именно тогда, когда там действует сигнал именно этого цвета. Управляющие

324


импульсы напряжения, полученные со схемы строчной раз­ вертки, задают ритм работы коммутатора, но не могут обеспечить такое «цветоизбирательное» управление рабо­ той коммутатора. Поэтому в системе цветного телевидения предусмотрено получение дополнительных импульсов цвето­ вой синхронизации—и м п у л ь с о в о п о з н а в а н и я . Эти импульсы создаются в схеме передатчика, замешиваются в полный цветной телевизионный сигнал, передаются через весь телевизионный тракт и со схемы УВС (яркостный ка­ нал) подаются на вход канала синхронизации (в данной схеме элементы — 37, 38, 39, 40). В канале синхронизации, как и обычно, происходит отделение синхроимпульсов от сигна­ лов изображения и разделение синхроимпульсов между собой. Импульсы опознавания, сформированные специальной схемой (40), подаются в блок цветности, обрабатываются в его элементах 29—33 и 35, затем подводятся к схеме цвето­ вой синхронизации (26), непосредственно управляющей ра­ ботой коммутатора (25). При неправильной фазе цветовой коммутации оба канала цветности будут заперты и сигнал через них не пройдет, а на коммутатор поступит от схемы цветовой синхронизации корректирующий импульс, после действия которого фаза коммутации меняется на правиль­ ную. Запирание каналов цветности будет происходить и при приеме цветным телевизором черно-белого изображе­ ния. В это время импульсы цветовой синхронизации отсут­ ствуют, оба цветовые канала заперты, на модуляторы кинескопа подаются только постоянные напряжения (в то время как к катодам подведен яркостный сигнал) и на экране наблюдается черно-белое изображение.

С выхода коммутатора (25) на входы усилителей «крас­ ного» (27) и «синего» (28) каналов подаются напряжения поднесущих, модулированные по частоте цветоразностными видеосигналами. Как было сказано ранее, для увеличения помехозащищенности и упрощения системы цветного теле­ видения один из цветоразностных сигналов, а именно «крас­ ный» сигнал, передается в отрицательной полярности, т. е. имеет вид Y —R (применительно к частотно-модулирован- ному сигналу это означает, что увеличению уровня видео­ сигнала соответствует уменьшение частоты поднесущен). Этот сигнал усиливается в схеме усилителя (27), ограни­ чивается в амплитудном ограничителе (29) и детектируется частотным детектором «красного» канала (31)- В резуль­ тате ограничения устраняются все внешние помехи и внут­

325