Файл: Задание Проанализируйте, каким образом тот или иной дефект развития сказывается на личностных особенностях ребенка. (Развернутый ответ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. 

Проанализируйте, каким образом тот или иной дефект развития сказывается на личностных особенностях ребенка. (Развернутый ответ)
У всех детей с дефектами в развитии наблюдаются:
1) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности.
Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата да и многое другое, препятствует успешной адаптации детей в окружающий их социальной сфере.


2) своеобразие и трудности в овладении родной речью, которые особенно очевидны у детей со сниженным слухом и специфическими речевыми нарушениями;


3) отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют у него лишь немногие части и свойства и далеко не всегда осмысливают их значение


Типы отклонений


Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.


Психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность. 


Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.


Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования. На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.


3адание 2.

Составьте схему классификации речевых нарушений. Укажите автора классификации и критерии выделения нарушений в отдельные группы. (Схема)



Первая группа – нарушение средств общения (фонетико фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Вторая группа – нарушение в применении средств общения (заикание).


П е р в а я г р у п п а. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Для них характерны:
- неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков;
- затруднения в восприятии акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами;
- нарушение формирования фонематического анализа и синтеза;
- затруднения при обучении письму и чтению;
- замена одного звука другим определенным звуком, отсутствие, смешение, неустойчивое употребление звуков.
Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития, скудный запас слов, аграмматизм речи, дефекты произношения и фонемообразования.


Первый уровень ОНР – характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте 5-6 лет, когда у детей речь в основном должна быть сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Это так называемые «безречевые дети».
У детей нарушены:
- звуковая сторона речи

,

- произношение согласных звуков;

- фонематическое восприятие.

Второй уровень ОНР – у детей появляются, хотя и искаженные, общеупотребительные слова. Понимание обиходной речи и использование общеупотребительных слов достаточно развито, хотя активный словарь ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования.
У детей нарушены:
- звукопроизношение;

- слоговая структура слова;

- фонематическое восприятие.


Третий уровень ОНР – дети пользуются развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими только при помощи взрослого.
Дети испытывают определенные трудности в процессе обучения в общеобразовательной школе и в процессе свободного общения с другими детьми. 

Эти трудности в основном связаны:
- с недостаточностью словаря;

- с ошибками грамматического конструирования связных высказываний;

- с недостаточной сформированностью фонематического восприятия;

- с нарушением звукопроизношения.


В т о р а я г р у п п а (заикание) рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. 

Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации нарушений речи нарушения письма и чтения рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Задание 3.

 Составьте список комплектования собственной (личной) логопедической библиотеки по данной теме. В виду библиографической редкости ряда работ (статей, книги, пособия) кратко зафиксируйте их основные положения. Отметьте их в рабочей базе.

  1. Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954./ Левина Роза Евгеньевна (описание исследования медико- педагогической группы детей-алаликов для выявления основных дефектов речи и способов их коррекции/и/или преодоления)

  2. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов детей-анатриков.Л. 1963./ Орфинская Вера Константиновна (изучение дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. Использование опыта исследований в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики и др.)

  3. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987./ Винарская Елена Николаевна (проблемы раннего речевого развития, первичная диагностика речевых нарушений в раннем возрасте)


Задание 4.

Пользуясь словарем, объясните значение термина «аграмматизм». Назовите виды аграмматизмов. Напишите примеры. (Ответ на вопрос)

Аграмматизм – нарушение речи, характеризующееся затруднением или неспособностью воспринимать и выстраивать грамматические конструкции – фразы, предложения, тексты. Человек с данным нарушением способен понимать простые короткие предложения с классическим порядком слов. Собственная речь характеризуется неправильным употреблением склонений, спряжений, ошибками в согласовании и управлении в предложении, пропусками предлогов и слов, нелогичной расстановкой слов, а также невозможностью повторить фразу. В письменной речи аграмматизмы проявляются в аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии (нарушения процессов письма и чтения).

В логопедии выделяют 2 вида аграмматизма:

Импрессивный: обусловлен непониманием грамматических конструкций частично или полностью (н-р «затруднённое восприятие предложений - «Кошка преследует собаку» воспринимается хуже, чем «Кошка пьёт молоко»).

Экспрессивный: характеризуется несформированностью или распадом способности правильного применения грамматических норм в собственной речи (н-р «Девочка пошел в школу, бабушка читают книга»).


По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.
На первом уровне речевого развития дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишённые флексий. "Фраза" состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Дети не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.



На втором уровне речевого развития у детей отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
1) неправильное использование падежных форм (едет машину вместо "на машине");
2) ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода (де патйя – "две портфеля", де туи – две стула);
3) отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными (пат бека, пат матына – пять белка, пять машина; бсинь адас – красный карандаш, бсинь ета – красная лента).
           Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются вообще, а существительные употребляются в именительном падеже (нига идит той – книга лежит на столе); возможна замена предлога (гип лятет на делевим – гриб растёт на дереве). Союзы и частицы употребляются крайне редко. Форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

            Для третьего уровня речевого развития характерны стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (Я иглаю сеней мятей – Я играю синим мячом. У меня нет синей мяти – У меня нет синего мяча); смешение родовой принадлежности существительных (де веды – два ведра); ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов (два рути – две руки, пять руках – пять рук, пат мидедь – пять медведей). Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тётитькой – Я играю с сестричкой; Паток лезит тумке – платок лежит в сумке); замена (кубик упай и тая – кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево – полезла на дерево, посля а уиса – пошла на улицу). Выявляется также импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов, выраженных при помощи изменения приставки, суффикса и т.д.

            На четвёртом уровне речевого развития у детей нерезко выражены остаточные проявления лексико-грамматического недоразвития речи.