Файл: Дроздов Е.А. Многопрограммные цифровые вычислительные машины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

программисты избавлены от необходимости каждый раз вносить этот порядок в рабочие программы. Программно-аппаратурные средства управления являются более гибкими по сравнению с ап­ паратурными, они выполняют более разнообразные функции и включают ряд специфических систем, важнейшими из которых яв­ ляются система прерываний и приоритетов, система динамического распределения памяти, система защиты памяти.

Наличие развитой программно-аппаратурной системы управле­ ния дает возможность организовать несколько различных, режимов работы машины, основными из которых являются следующие: одно­ программный режим, режим пакетной обработки, режим разделе­ ния времени, режим запрос — ответ. Последние три режима — многопрограммные, а последние два режима организуются при на­ личии удаленных от ЦВМ периферийных устройств ввода — вывода с автономными пультами.

Однопрограммный режим — это такой способ организации ре­ шения задач, при котором все устройства машины заняты выполне­ нием только одной программы.

Возможны две разновидности этого режима.

О д н о п р о г р а м м н ы й р е ж и м с н е п о с р е д с т в е н н ы м д о с т у п о м а б о н е н т а к м а ши н е . В этом режиме абонент сам работает за пультом ЦВМ: вводит свою программу, запускает ее в непрерывном или однотактном режиме, наблюдает за выво­ дом результатов по мере получения. Он может высвечивать на пульте содержимое регистров АУ, УУ или ячеек памяти, модифици­ ровать инструкции и значения некоторых параметров. Это значи­ тельно облегчает отладку программ. Находясь за пультом машины, абонент имеет ее в своем полном распоряжении, он ведет с ней диалог. Преимущества такого режима могут использоваться толь­ ко на уровне машинного языка.

Применение однопрограммного режима с непосредственным до­ ступом чрезвычайно невыгодно с точки зрения производительности ЦВМ. Действительно, время реакции абонента (загрузка колоды перфокарт или перфоленты, работа с пультом, время обдумывания дальнейшего плана действий и т. д.) очень велико по сравнению с временем реакции машины, особенно быстродействующих ее устройств (АУ, ОЗУ, УУ). Поэтому машинное время используется нерационально, машина простаивает. По мере совершенствования ЦВМ и увеличения их быстродействия разница во времени реакции машины и абонента возрастает, следовательно, уменьшается 'эф­ фективность работы машины в таком режиме. Рассматриваемый режим работы характерен для начальной стадии применения ЦВМ.

О д н о п р о г р а м м н ы й р е ж и м с п о с л е д о в а т е л ь ­ н ым в ы п о л н е н и е м п р о г р а м м б е з у ч а с т и я а б о ­ н е н т о в (режим последовательной обработки). В этом режиме в ЗУ машины имеется несколько программ абонентов, введенных заранее. Программы выполняются последовательно. Автоматиче­ ский переход к другой программе осуществляется только по окон­ чании текущей программы или при обнаружении ошибки в про­

2*

19



грамме во время ее загрузки или выполнения. При таком режиме работы возможности параллельной работы основных устройств ма­ шины используются неполностью.

Режим пакетной обработки представляет собой способ органи­ зации одновременного решения нескольких задач в ЦВМ, при ко-' тором вся необходимая информация (программы, исходные дан­ ные) вводится в ЗУ машины заранее, до начала решения задач, а в ходе их решения вмешательство потребителей с пульта ие допу­ скается. При таком режиме работы потребители, как правило, не имеют непосредственного доступа к машине. Заранее подготовлен­ ные ими задачи (программы) сдаются операторам (программи­ стам), из них формируется пакет программ, который затем реали­ зуется. Через определенное время потребители получают резуль­ таты решения задач. Основная цель организации режима пакетной обработки — минимизация времени на реализацию заданного на­ бора задач (программ) за счет обеспечения параллельной работы основных устройств машины.

Программы, собираемые в пакет, могут иметь различные прио­ ритеты. В режиме пакетной обработки, как и в других режимах работы ЦВМ, может использоваться как система статических, так и система динамических приоритетов. В первом случае приоритет программы является абсолютным, не связанным с динамикой про­ цесса реализации пакета. Во втором случае присвоение программе того или иного приоритета осуществляется в ходе выполнения про­ грамм пакета. Присвоение динамических приоритетов связывается, например, с временем ожидания программ в процессе реализации пакета.

Режим работы с разделением времени — это такой способ орга­ низации решения задач, при котором некоторое число независимых абонентов (потребителей) с помощью периферийных устройств ввода — вывода имеет в процессе решения своих задач непосред­ ственный, постоянный и одновременный доступ к ЦВМ. Каждый абонент имеет в своем распоряжении собственные средства связи с машиной, с помощью которых он может обращаться к ней в лю­ бой момент времени. При одновременном обращении нескольких абонентов машина реагирует на их запросы с задержкой времени, которая, с точки зрения каждого абонента, представляется такой же, как и при индивидуальном пользовании, что вытекает из факта несоответствия скоростей реакции человека и современных ЦВМ.

В отличие от режима пакетной обработки организация режима разделения времени требует дополнительного оснащения машины аппаратурой селекторных и мультиплексных каналов для обеспече­ ния оперативной связи с абонентами и соблюдения определенных временных соотношений между моментами запросов абонентов и реакции ЦВМ на эти запросы. Режим разделения времени сочетает эффективное использование возможностей ЦВМ с предоставлением человеку удобств индивидуального пользования.

Режим работы запрос — ответ представляет собой такой способ организации решения задач абонентов, при котором их программы

20


постоянно хранятся в ЗУ машины, а запросы на их выполнение и необходимые исходные данные поступают извне от абонентов, имеющих прямой доступ к машине. Каждому запросу соответствует своя программа, которая вырабатывает соответствующий ответ. Число таких отвечающих программ ограничено емкостью ЗУ. Сле­ довательно, ограничен и набор допустимых запросов, поэтому ре­ жим работы запрос — ответ применяется в основном для решения таких задач, как резервирование мест на транспорте, выдача раз­ личных справок и т. д.

Поток запросов может быть детерминированным или вероятно­ стным, причем в последнем случае возможен как стационарный, так и нестационарный поток. Запросы могут иметь различные приоритеты и, кроме того, временные ограничения на срок их обслу­ живания. В связи с этим возникает задача диспетчирования, опре­ деления порядка обслуживания запросов. Диспетчирование опре­ деляет некоторую стратегию обслуживания, с помощью которой из множества поступивших запросов выбирается совокупность запро­ сов для обслуживания в первую очередь. Правила выбора запросов из этой совокупности определяют дисциплину обслу­ живания.

Наиболее часто применяются следующие дисциплины обслужи­ вания запросов:

в порядке поступления запросов, т. е. по принципу «первый пришел — первый обслужен»;

в порядке абсолютных приоритетов, когда все запросы раз­

биты на группы и каждой группе присвоен определенный приори­ тет; обслуживание запросов из группы с некоторым приоритетом не начинается до тех пор, пока не будут обслужены все запросы из групп с более высоким приоритетом;

— в порядке относительных приоритетов, назначаемых в зави­ симости от принадлежности запроса к той или иной приоритетной группе и от момента его поступления;

— в порядке динамических приоритетов, назначаемых в зависи­ мости от принадлежности запроса к той или иной приоритетной группе и от допустимого времени ожидания обслуживания.

Выбор дисциплины обслуживания определяется критерием, по которому оценивается качество функционирования ЦВМ, характе­ ром потоков запросов и производительностью машины.

Машина, работающая в режиме запрос — ответ, может быть за­ гружена не полностью. В таком случае в промежутках между об­ служиванием запросов машина может решать другие задачи, на­ пример, в режиме пакетной обработки.

§ 1.4. Математическое обеспечение

Математическим обеспечением (МО) ЦВМ называется ком­ плекс программных средств, предназначенных для повышения эф­ фективности использования машины, облегчения ее эксплуатации и

2t


снижения трудоемкости подготовительной работы при решении за­ дач на машине.

Все МО можно разделить на две группы — общее и специаль­ ное. Общее МО позволяет повысить эффективность использования машины, облегчает ее техническую эксплуатацию, упрощает работу по подготовке задач к решению. Такое МО решает задачу приме­ нения ЦВМ как некоторой универсальной системы обработки ин­ формации. Специальное МО представляет собой комплекс про­ грамм, которые добавляются к общему МО и обеспечивают функ­ ционирование ЦВМ как некоторой специализированной системы обработки информации.

Общее МО состоит из трех систем: системы тестов, системы ав­ томатизации программирования и операционной системы. В систе­ му тестов входят тестовые программы, с помощью которых облег­ чается техническая эксплуатация ЦВМ, так как они дают возмож­ ность не только установить факт неисправности машины (контро­ лирующие программы), но и локализовать неисправность (диагно­ стические программы).

Системой автоматизации программирования (САП) называется часть МО, обеспечивающая всестороннюю автоматизацию процесса получения рабочих программ. Развитые САП включают алгорит­ мические языки, трансляторы (программы перевода рабочих про­ грамм с алгоритмических языков на машинный язык), интерпре­ тирующие и компилирующие системы, библиотеки стандартных программ, программы сервиса и т. д. Объем и разнообразие средств, представленных в САП, в конечном счете определяют «квалификацию» машины, удобство ее использования абонентами и программистами.

Операционная система (ОС) представляет собой программно­ аппаратурный комплекс, объединяющий средства организации про­ цесса функционирования ЦВМ. Основные функции ОС: управление обменом информацией между внешними абонентами и машиной, планирование и организация многопрограммной работы машины, оперативное управление работой всех устройств ЦВМ в процессе решения задач, обеспечение контроля работоспособности машины, обеспечение долговременного хранения информационных массивов (личных архивов) абонентов.

К операционной системе предъявляется ряд требований, основ­ ные из которых следующие:

— ОС должна обладать свойством структурной гибкости, спо­ собностью изменяться и пополняться новыми управляющими и об­ служивающими программами; структурная гибкость обычно дости­ гается путем использования модульного принципа построения ОС;

— система должна предоставлять абонентам максимум удобств в сочетании с наиболее эффективным использованием ЦВМ;

— ОС должна сводить к минимуму простои оборудования

.(главным образом процессора), связанного с вмешательством опе­ ратора или абонента в процесс обработки информации машиной;

22