Файл: Теоретические и методологические.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
показателя. При этом важно найти границу по

количеству показателей, соблюдая которую сохраняется гибкость методики к изменениям составляющих итогового показателя, а также сохраняется возмож- ность адекватной интерпретации результатов.

        1. Анализ методик (преимущества и недостатки используемых мето- дик оценки качества жизни населения)


В ходе проведения расчетов интегральных индексов качества жизни на- селения по методикам, разработанным учеными Южного федерального универ- ситета и сотрудниками географического факультета МГУ по заказу Министер- ства экономического развития и торговли Российской Федерации, а также при последующем анализе результатов выявлены достоинства и недостатки данных методик.

В частности, методика, разработанная учеными ЮФУ, включает большой перечень показателей, отдельные из которых дублируют друг друга, тем самым делая расчеты громоздкими и искажая результаты итоговых расчетов и усложняя адекватную интерпретацию полученных результатов.

В частности, в блоке, характеризующем демографическую ситуацию, три показателя определяют уровень смертности населения: коэффициент смертно- сти, коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Коэффициенты смертности и младенческой смертности имеют среднюю корреляционную связь с ожидаемой продолжительностью жизни при рождении (коэффициент парной корреляции составляет около «- 0,6»). В связи с этим, с целью характеристики уровня смертности населения как одного из основных демографических показателей, возможно использовать один показатель, а именно ожидаемая продолжительность жизни при рожде- нии.

Ожидаемая продолжительность жизни служит мерой уровня смертности
в календарном периоде, является главным показателем таблиц смертности, ко- торые представляют собой систему взаимосвязанных, упорядоченных

по возрасту рядов чисел, организованных как описание процесса уменьшения с возрастом под действием смертности некоторого гипотетического поколения с фиксированной начальной численностью. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении характеризует число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из этого гипотетического поколения, родившего- ся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смерт- ности в каждом возрасте остается таким, как в годы, для которых вычислен по- казатель [33].

Кроме того, при расчете интегрального показателя качества жизни насе- ления по методике ЮФУ используется ненормированный абсолютный показа- тель «Инвестиции в основной капитал», который не учитывает масштабы тер- ритории. В целом использование данного показателя как одного из индикаторов качества жизни населения вызывает сомнения. Во-первых, эф- фект от использования инвестиций имеет временной лаг в несколько лет, т.е. увеличение объема инвестиций, привлеченных на территорию, вовсе не значит повышение качества жизни населения по итогам анализируемого года. Возможно, вложенные инвестиции в экономику края и будут иметь положи- тельный социальный эффект, но спустя несколько лет, что неприемлемо при использовании методики для оценки качества жизни на регулярной ежегодной основе. Во-вторых, не все инвестиции ведут к росту качества жизни населения. Не исключено и отрицательное влияние финансовых вложений на данный интегральный показатель. Например, инвестиции вложены в строительство производства, которое наоборот отрицательно скажется на качестве жизни населения, в частности, в результате загрязнения окружаю- щей среды, состояние которой также влияет на качество жизни населения тер-
ритории.

Включение в перечень показателей состояния окружающей среды для оценки качества жизни населения рекомендовано в докладе комиссии Стигли- ца, в состав которой вошли несколько экономистов и ученых с международной репутацией. Комиссия сформирована по инициативе Прези-

дента Франции Н. Саркози в начале 2008 года с целью подготовки доклада, со- держащего объективную критическую оценку существующей в мире системы показателей экономического развития и социального прогресса, выявления ог- раничений и возможностей ВВП в контексте анализа различных аспектов соци- ально-экономических процессов, рассмотрения вопроса о привлечении новых дополнительных показателей.

Обобщенный перечень рекомендаций доклада комиссии Стиглица вклю-

чает:


  • в качестве компонентов оценки материального благосостояния сле-

дует использовать индикаторы доходов и потребления, а не производства;

  • необходимо акцентировать внимание на перспективах развития для домашних хозяйств;

  • важно рассматривать доходы и потребление в увязке с индикаторами богатства;

  • следует придавать первостепенное значение распределению насе- ления по уровню доходов, потребления и богатства;

  • необходимо расширить круг показателей, характеризующих доходы от нерыночной деятельности;

  • качество жизни зависит как от объективных условий, в которых живет человек, так и от его собственных способностей. Поэтому должны быть предприняты шаги по совершенствованию статистических показателей здоро- вья, образования, индивидуальной активности и экологических условий. Осо- бенно значительные усилия должны быть направлены на разработку и внедрение в статистическую практику надежных и достоверных измерителей социальных связей, общественного мнения и нестабильности обустройства, безопасности и участия в политической жизни, которые могут использоваться в качестве предикторов для оценки степени удовлетворенности жизнью;

  • частные индикаторы качества жизни в совокупности должны давать исчерпывающую и всеобъемлющую оценку неравенства;


  • система статистических обследований должна быть организована таким образом, чтобы можно было оценивать связь между различными аспек- тами качества жизни каждого человека, и использовать полученную информа- цию для разработки политики в различных сферах государственного и муниципального управления;

  • статистические службы должны обеспечивать предоставление ин- формации, необходимой для агрегирования многомерных данных о качестве жизни населения, и, таким образом, содействовать построению различных ин- дикаторов, в том числе композитных;

  • как объективные, так и субъективные измерения благосостояния обеспечивают ключевую информацию о качестве жизни населения. Поэтому статистические службы должны включать в программу своих обследований во- просы, которые позволят уловить индивидуальные оценки степени удовлетво- ренности жизнью, индивидуальное развитие и приоритеты каждого человека;

  • измерение устойчивого развития требует конструирования хорошо структурированной «приборной доски» из статистических индикаторов. Чтобы диагностировать процесс устойчивого развития, на этой «приборной доске» для каждой группы индикаторов должно быть четко определено, что именно означают их колебания. Монетарные индикаторы устойчивого развития тоже играют определенную роль на такой приборной доске, однако, при современном уровне развития статистической теории и практики, с их помощью следует измерять исключительно экономические аспекты устой- чивого развития;

  • отдельным блоком следует формировать данные по экологической безопасности как составляющей устойчивого развития. Основу этой подсисте- мы статистической информации должны составлять показатели состояния ок- ружающей среды и природопользования в натуральном выражении. Особенно важными представляются легко интерпретируемые индикаторы превышения уровня загрязнения окружающей среды экологически безопасных значений


(такие, например, как характеристики изменений климата или истощение запа- сов рыбы).

На основе данных рекомендаций можно сформулировать еще один недос- таток, присущий обеим методикам – отсутствие показателей состояния окру- жающей среды.

Система нормирования показателей в методике ЮФУ также имеет свои минусы. При наличии в федеральном округе региона с аномальными значения- ми показателей средние значения по округу будут завышены или занижены, что может исказить значения субиндексов регионов данного федерального округа. В частности, по показателю «Потребительские расходы в среднем на душу на- селения» в г. Москва в 2014 г. составили 44708 рублей, в то время как в осталь- ных регионах потребительские расходы не превышали 20000 рублей (за исключением Московской области – 24751 рубль). В результате только два региона (г. Москва и Московская область) имели вели- чину субиндекса больше 1, в остальных регионах не более 0,8, что в итоге оказывает отрицательное влияние на значение интегрального показате- ля качества жизни в данных регионах.

Обратная ситуация характерна для Уральского федерального округа, в котором из-за существенно более низких потребительских расходов в Курганской и Челябинской областях, субиндексы остальных регионов данно- го федерального округа превышают 1 и имеют значения от 1,09 до 1,34.

В методике, разработанной учеными ЮФУ, также используется показа- тель ВРП на душу населения. При этом на сегодняшний показатель ВВП как индикатор благосостояния населения подвергается активной критике.

С начала использования ВВП многие авторитетные экономисты преду- преждали, что ВВП является «специализированным инструментом», и что при- менение его в качестве индикатора общего благосостояния может приводить к опасным заблуждениям.

Саймон Кузнец, один из архитекторов системы национального учета США, предостерегал против отождествления роста ВВП с увеличением эконо-