Файл: Теоретические и методологические.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мического или социального благосостояния.

Поскольку ВВП учитывает только денежные операции, связанные с производством и продажей товаров и услуг, этот показатель основан на принципиально неполной картине социальной и природной систем, в рамках которых существуют человек и экономика. Особую озабоченность вызывает тот факт, что методика подсчета ВВП поощряет истощение природных ресур- сов, засчитывая уменьшение природного капитала в качестве дохода, невзирая на то, что этим подрывается основа аналогичных доходов в будущем. Кроме того, экономическая экспансия, определяющая рост ВВП, ведет к деградации экосистем, с которыми связано поддержание жизни на планете.

По мнению критиков, рост ВВП в современном мире стал чем-то вроде

«магической формулы» для решения всех проблем. Ван ден Берг приходит к выводу, что «поддержка этого индикатора не имеет хорошего обоснования, скорее она основана на догме, или, в лучшем случае, на привычке».

Во многих случаях данные о ВВП создают впечатление, что экономика работает намного лучше, чем это ощущает большинство граждан. Кроме того, акцент на ВВП создает известное противоречие: от политических лидеров тре- буют его максимального роста, тогда как граждане также требуют, чтобы большее внимание уделялось вопросам безопасности, уменьшению загрязнен- ности воздуха и воды, уменьшению шума, что может привести к сокращению роста ВВП.

В докладе комиссии Стиглица отмечается явление фетишизма ВВП, ко- торое означает, что, с одной стороны, основное внимание уделяется этому по- казателю в ущерб другим, а с другой стороны, растет понимание и признание того факта, что ВВП не является идеальным показателем для измерения благо- состояния, так как он не охватывает различные социальные
процессы, измене- ния в окружающей среде, некоторые явления, которые принято называть «ус- тойчивостью» развития.

Выделение в качестве индикатора качества жизни населения долю расхо- дов бюджета на социальную политику является не вполне обоснованным, т.к. любые мероприятия, проводимые органами государственной власти так или иначе оказывают влияние на благосостояние населения, в том числе и при фи- нансировании национальной экономики.

Обеспеченность легковыми автомобилями также нельзя однозначно оп- ределить как индикатор качества жизни населения, т.к. помимо объективных побочных явлений в виде загрязнения окружающей среды выступает субъек- тивный фактор, возникающий, когда обеспеченность автомобилями очень вы- сокая – заторы на дорогах, вызывающие у людей негативные эмоции и стрес- совые ситуации.

Общим недостатком обеих методик является отсутствие интерпретации значений интегральных индексов качества жизни. Возникает вопрос, при каком значении индекса можно сказать, что в данном регионе высокое качество жизни населения, либо наоборот.
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Система оценки качества жизни населения Российской Федерации как результата государственной политики




        1. Разработка методики оценки качества жизни населения



Адекватно оценить качество жизни, как отдельного человека, так и насе- ления – сложная задача, любая предложенная концепция и соответствующая ей система показателей не могут претендовать на абсолютное знание предмета. Следует понимать, что это всего лишь система показателей, которая может дать представление об определенных сторонах человеческой жизнедеятельности и служить информацией для осуществления такой стратегии развития, которая учитывала бы интересы человека.

Для начала необходимо определиться с интерпретацией понятия качества жизни населения. Качество жизни населения – это интегральное понятие, все- сторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека.

Сложность и многоплановость явления неизбежно порождают сложность предлагаемых методик и противоречивость получаемых оценок. Наиболее ак- туальные проблемы оценки качества жизни населения в регионах России связа- ны с выбором парадигмы, в рамках которой она производится, а также с опре- делением принципов и подходов к количественной оценке качества жизни на- селения на региональном уровне.

Наиболее важным и трудоемким этапом комплексной оценки представля- ется выбор системы оценочных индикаторов, на базе которых должны быть сформированы субиндексы и интегральный показатель качества жизни населе- ния. Определенные методические сложности возникают также в процессе ре- шения вопросов выбора метода нормирования базовых индикаторов, математи- ческой модели их агрегирования, применяемой системы «весов» и др.

К числу ключевых компонентов качества жизни населения при разработ- ке методики были отнесены:

а) уровень доходов населения;

б) обеспеченность населения жильем и качество жилищных условий; в) уровень развития здравоохранения и образования;

г) состояние окружающей
природной среды;

д) состояние рынка труда и миграционная привлекательность.

Каждый из вышеуказанных компонентов, характеризующий с определен- ной стороны качество жизни населения, должен рассматриваться в качестве обязательного в данной системе, что обусловлено исключительной сложно- стью, комплексностью и многофакторностью самого понятия «качество жиз- ни», невозможностью выделить какой-то один главный его аспект, который вы- ступал бы определяющим направлением проводимой государством региональ- ной политики на достаточно долгосрочный период.

При разработке методики оценки качества жизни населения были учтены преимущества и недостатки методик, проанализированных в подразделе 2.3.

При оценке уровня доходов населения предлагается использовать харак- теристики, отражающие уровень реальных располагаемых доходов населения, а также уровень бедности населения. Одной из важнейших характеристик, как качества жизни, так и общего уровня жизни населения в регионе, является дос- тигнутый в нем уровень реальных денежных доходов, учитывающий фактиче- ски складывающуюся территориальную дифференциацию цен и тарифов на ос- новные потребительские товары и услуги. Данный уровень в целом обусловлен результатами хозяйственной деятельности на территории, а также в определен- ной степени зависит от масштабов федеральной финансовой поддержки регио- нального развития. Исключительно большое значение вместе с тем имеют те аспекты качества жизни, которые связаны с доходами малообеспеченных слоев населения. Это касается такой важнейшей характеристики, как текущий уро- вень бедности населения.

Таким образом, компонент «Уровень доходов населения» включает в себя следующие показатели:

  • реальные располагаемые денежные доходы населения. Выбор пока- зателя обусловлен наибольшей точностью отражения ситуации с денежными

доходами населения, т.к. в данном случае учитываются уплачиваемые налоги, обязательные платежи и добровольные взносы населения
, а также уровень ин- фляции;

  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточ- ного минимума. В качестве индикатора уровня доходов населения рассматри- вался также показатель отношения среднедушевых денежных доходов населе- ния к величине прожиточного минимума, но так как отношение доходов к ВПМ и уровень бедности имеют тесную корреляционную связь, то для расчета целе- сообразно использовать только один из них. Наиболее понятный для экономи- ческой интерпретации и более знакомый и понятный для населения – показа- тель уровня бедности, его и будем использовать в расчетах.

Характеристика уровня развития образования и здравоохранения опреде- лена следующими показателями:

  • уровень младенческой смертности;

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

  • обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошколь- ных образовательных организациях.

Одним из важнейших компонентов качества жизни населения в регионе выступает состояние окружающей природной среды. Оно самым непосредст- венным образом влияет на продолжительность жизни местного населения, уро- вень его заболеваемости, а также психологическое состояние. Это обусловлива- ет необходимость формирования в рамках рассматриваемой системы ком- плексной оценки качества жизни экологически ориентированных характери- стик, отражающих состояние, прежде всего, атмосферного воздуха, а также водных объектов. С учетом отмеченного, в качестве индикаторов в данном на- правлении определены следующие показатели:

  • выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и пере- движными источниками на душу населения;

  • сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на душу населения.

Важным компонентом качества жизни также является обеспеченность на- селения жильем и качество жилищных условий. Решение жилищной проблемы в Российской Федерации выступает одним из ключевых приоритетов государ-