Файл: Теоретические и методологические.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гории расходная часть бюджета. В данной постановке основная цель эффектив- ное распределение бюджетных ресурсов и, как следствие, повышение качества жизни, а не всеобъемлющая и адекватная оценка качества жизни. В качестве второго примера рассмотрим построение интегрального индекса качества тру- довой жизни.

Качество трудовой жизни – это интегральное понятие, всесторонне ха- рактеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного

развития человека через его деятельность в организации. Наиболее значимыми для определения сущности качества трудовой жизни являются следующие эле- менты: достойное место работы, возможность профессионального роста, безо- пасные условия труда, полезность труда, социально-бытовая инфраструктура предприятия, уровень организации и содержательности труда, справедливое вознаграждение за труд, правовая защищенность работника. Комплексная оценка КТЖ (качество трудовой жизни) возможна только на основе системы характеристик качества трудовой жизни, экспертных оценок и социологических опросов. Причем все три составляющие необходимо, как показывает практика, определять с трех разных позиций: работников, работодателей, всего общества. Используя метод анализа иерархий, можно выстроить двухуровневую ие- рархическую структуру. Первый уровень представляет заинтересованные сто- роны. Второй уровень уровень конкретных показателей, часть которых может быть представлена в количественной форме. Оставшиеся показатели можно представить в рейтинговой шкале. В заключении можно отметить инвариант- ность применения предложенного
алгоритма к различным задачам, содержа- щим как цель управления качественный показатель, параметры которого можно

оценить, используя метод анализа иерархий.

В теории экономический рост рассматривается, прежде всего, как рост национального продукта дохода. Он определяется следующими четырьмя факторами предложения: количеством и качеством природных ресурсов, трудо- вых ресурсов, ресурсами капитала, технологическими ресурсами. Еще два важ- ных фактора – достаточный уровень совокупных расходов и эффективность распределительной системы. Несомненно, что реализация стратегии экономи- ческого роста возможна только путем расширенного воспроизводства, при ре- гулярном наращивании производительности труда, техническом перевооруже- нии производства, повышении занятости населения, повышении заработной платы, совокупного конечного спроса и, как следствие этого, уровня и качества жизни населения.

Очень важно то, что в современных условиях человек рассматривается не как ресурс, а как цель экономического роста. В течение длительного времени человек в экономических теориях трактовался лишь как средство производства, являлся «человеческим фактором». В начале 60-х годов ХХ века проблемы ка- чества жизни и развития человека начали привлекать большее внимание раз- личных школ и направлений мировой экономической науки. Распространению новых идей и обсуждению проблем качества жизни и качества населения во взаимосвязи с экономическим ростом способствовали исследования, выпол- ненные в рамках Римского клуба. Но значительное внимание этим вопросам в экономической теории стало уделяться лишь в последние десятилетия прошло- го века. Существенную роль в этом процессе играет становящаяся все более очевидной ограниченность неоклассического подхода к проблемам развития, для которого особенно характерны подчинение человека экономическим целям и задачам, а также резкое углубление социальных противоречий и невозмож- ность их разрешения при помощи традиционных направлений экономической
теории, все более широкое распространение институционализма; изменение роли человека в обеспечении экономического роста. Вследствие этих причин в 80-х годах прошлого столетия стали формироваться концепции и теории, в ко- торых роль человека рассматривается в новом аспекте. Прежде всего, это появ- ление двух новых концепций – устойчивого развития и развития человека, объ- единяющим их моментом стало качество жизни, которое в первом случае явля- ется критерием, во втором – необходимым условием.

Теоретические положения дополняются разработкой единых методологи- ческих принципов оценки соответствующих интегральных частных показате- лей качества жизни. Важным является тот факт, что данные исследования про- водятся международными организациями системы ООН.

Можно отметить, что главная составляющая в национальном богатстве на сегодняшний день – человеческий капитал, важное условие накопления которо- го – качество жизни. В рамках нового подхода к человеческому развитию кри- тическому переосмыслению подвергаются и концепции благосостояния. Важ-

ную роль в исследовании новых концепций благосостояния специалисты отво- дят разработкам А. Сена, а именно – его концепции расширения «возможностей выбора человека». Главной идеей этой концепции является то, что благосос- тояние должно оцениваться не по уровню дохода на душу населения, а по воз- можности выбора. Расширение возможностей человека подразумевает боль- шую свободу выбора и больше вариантов для выбора предпочтительного об- раза жизни.

Как уже отмечалось, по расчетам специалистов Всемирного банка, увели- чение затрат на развитие человека является в настоящее время стратегической линией развития большинства стран. Показатели качества жизни и развития че- ловека становятся критерием принятия решений в области социально- экономической политики в деятельности большинства государств и межправи- тельственных организаций. В качестве методической основы концепции чело- веческого развития предлагается специальный индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) (ИРЧП), отражающий важные социаль-
ные аспекты. Этот индекс разработан в рамках ПРООН.

Тем не менее, кроме общепризнанного показателя ИРЧП как индикатора качества жизни населения, специалисты предлагают и другие критерии, опре- деляющие уровень и качество жизни населения. Многие из предлагаемых мето- дик в России составлены в соответствии с рекомендациями ООН и включают следующие критерии:

  • благосостояние, оцениваемое уровнями доходов и занятости населения;

  • здоровье, оцениваемое продолжительностью жизни населения, уровня- ми заболеваемости и производственного травматизма;

  • образование, оцениваемое с учетом охвата населения всеми формами образования по принципу непрерывного от дошкольного до высшего;

  • жилищные условия, оцениваемые по обеспеченности благоустроенным жильем и уровню благоустройства дворовых территорий;

  • качество продукции и услуг, где в показателе качества продукции за ба- зу сравнения может быть принята доля предприятий, сертифицированных в со-

ответствии со стандартами ИСО серии 9000, от общего числа предприятий, а для качества услуг доля сертифицированных услуг в общем объеме услуг;

  • экология, оцениваемая по количеству проб воды, воздуха и почвы с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ к общему числу проб и по величине площади территории региона, подверженной воздей- ствию при чрезвычайных ситуациях;

  • правовая защищенность, оцениваемая уровнями защиты конституцион- ных прав, преступности и раскрываемости преступлений;

  • духовность – категория наиболее сложная для оценки, так как должна учитывать субъективные особенности каждого человека.

Несомненно, важной является социально-экономическая оценка показа- телей качества жизни населения. Но не менее значимой является задача разра-
ботки методологии управления качеством жизни как важнейшего инструмента социально-экономического управления территорией. Процесс управления каче- ством жизни представляется возможным описать с помощью следующих эта- пов:

  • оценки ситуации путем анализа количественных показателей и сравне- ния их с показателями других регионов;

  • определения индикаторов (целей) и сроков их достижения;

  • экономического обоснования мероприятий и определения источника финансирования [9].

Не случайно само понятие и термин «качество жизни» были введены американскими экономистами и социологами при анализе проблем индустри- ального и постиндустриального общества, для обозначения всех аспектов об- щественно-экономической жизни, в том числе и плохо поддающихся чисто ко- личественным методам измерения и оценки.

Качество жизни является специальным комплексным синтезированным интегральным индикатором международных методик определения уровня жиз- недеятельности людей, агрегируя важнейшие составляющие процесса жизне- деятельности общества. Таковыми сегодня являются: уровень доходов, стои-

мость жизни, состояние жилищных условий, уровень инфраструктурной обес- печенности, состояние здоровья и продолжительность жизни, уровень образо- вания, экологической и правовой безопасности, отношение к власти.

Особого внимания требуют наиболее социально уязвимые при переходе к рыночной экономике категории населения: пенсионеры, молодежь, многодет- ные семьи, одинокие матери. Показателем, объективно характеризующим из- менение их материального положения, является соотношение между получае- мыми ими доходами и величиной прожиточного минимума.

При этом надо учитывать такие экономические показатели как глубина и острота бедности. Глубина означает степень обеднения или среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума, а острота бедности характеризует степень неравенства, то есть отклонение доходов бед- ных домохозяйств