Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Психология Практическое занятие 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.










Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Королева Дарья Николаевна

Преподаватель:

Александрова Марина Олеговна


Психология (СпДО, 2 часть)

Практическое занятие 3

Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Ответ: Период адаптации ребенка к школе индивидуален,но в среднем он длится от 2-3 недель до полугода. Дети ранее посещавшие детские дошкольные учреждения (ясли, детский сад) адаптируются наиболее быстро. Так же в период адаптации очень важным фактором является поддержка родных- мамы,папы,бабушек и других членов семьи. Для оценивания уровня адаптации к школе у учеников младших классов более всего подходит диагностика мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Диагностика проводится с помощью краткого анкетирования. Во время анкетирования вопросы преподавателем зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа. Я считаю, что такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы. Цель: определение школьной мотивации. Диагностическое оборудование: анкета. Процедура проведения: Оценивание уровня школьной мотивации учащихся проводится по краткой анкете которая состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Такое анкетирование также может быть использовано,как при индивидуальном обследовании ребенка, так и для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкета в распечатанном виде раздается всем ученикам, и педагог просит иотметить все подходящие ответы. Инструкции Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение» Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

а) не очень б) нравится в) не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а)чаще хочется остаться дома б) бывает по -разному

в) иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а ) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

а) много б) мало в) нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

а) да б) не очень в) нет

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов. Оценивание результатов: Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Ответ: Основные области затруднения в общении:

Этно-социокультурная область затруднений:

Затруднения этой области связаны с особенностями этниче­ского сознания, ценностями, стереотипами, установками со­знания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений:

Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенци­ональных ролей.

Возрастная область затруднений:

Возрастные особенности партнеров общения также могут вы­звать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возрас­та почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.

Область индивидуально -психологических затруднений:

Индивидуально -психологические особенности партнеров общения (как учителя (преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений.

Педагогическая деятельность как область затруднений:

Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей.

Межличностные отношения как область затруднений :

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя

Взаимооценка затруднения :

Затруднения общения, возникающие в отношениях «учитель— ученик» и «ученик—ученик» оцениваются самими уча­стниками общения и другими людьми по-разному

Влияние педагогических затруднений на педагога :

Затруднения одного участника общения влияют не только на сам этот процесс, на деятельность того, кто испытывает эти затруднения, на ситуацию, но и на других партнеров общения, в частности по каналам обратной связи, и на находящегося в этой ситуации педагога.

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

1. При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум превалировал над эмоциями.

2. Использовать многообразие видов и форм общения. Это также касается и установлению взаимоотношений педагога с детьми, очень важно подбирать к каждому ребенку свой индивидуальный подход.

3. Понимать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как важнейший фактор в развития и становления личности ребенка.

4. Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство, неуважительное и пренебрежительное отношение к ребенку и т.д.

5. Педагогу обязан уметь держать свои эмоции под контролем.

6. Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.

7. Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.

Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
Ответ: В рамках инклюзивного образования кроме Адаптированных программ сегодня широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

· определённые организационные формы обучения;

· определённая система обучения;

· содержание индивидуально -групповых занятий;

· индивидуальный образовательный маршрут;

· специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:

· комплексную диагностику;

· индивидуальный образовательный маршрут;

· характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:

· учитель – логопед,

· воспитатели,

· музыкальный руководитель.

Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

· Ступенчатая диагностика.

· Индивидуальный подбор педагогических технологий.

· Систематический контроль и корректировка.

· Наблюдение.

· Пошаговая фиксация.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:

- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.

- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

- Сетка занятости ребенка;

- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.

- Рекомендации по работе с родителями.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута .

I этап – Подготовительный : Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – Комплексной диагностики : Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута : По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута : Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство.

V этап – Промежуточная диагностика : Выявление динамики в развитии. При V этап – Промежуточная диагностика : Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута : Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап – Итоговая диагностика : Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм работы со слабоуспевающими учениками :

Ознакомление родителей с результатами тестирования

Составление диагностической карты

Мониторинг уровня развития высших психических функций

Составление плана индивидуальной и групповой работы (с указанием соответствующих упражнений)

Составление графика консультаций

Подбор и разработка дидактического материала

На каждого ученика, испытывающего трудности обучения заполняется карта ИОМ учителем и психологом.

1 страница ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ

Фамилия _____________________________________________________________

Имя__________________________________________________________________

Отчество______________________________________________________________

Класс_________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Домашний адрес__________________________________________________________________

Состояние здоровья и развития учащегося:

Общая оценка здоровья учащегося______________________________________

Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная

возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки______________________________________________

2 страница :

Анкета ученика _______________________________________________________

Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в том, что:

Мне трудно понять объяснения учителя на уроке.

На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.

В школе очень много задают.

Если я не понял что -либо на уроке, я просто не делаю д/з.

Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.

Учителя не требовательные.

Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего -то не понял на уроке.

Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.

Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.

Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.

Из -за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.

У меня много пробелов в знаниях. (многое не помню, или не знаю)

Некоторые учителя плохо объясняют материал.

Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).

Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным.

У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством).

Я не умею думать.

У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.

Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.

Программа обучения слишком сложная.

Учиться — скучно.

В школе для меня важнее общение, а не учёба.

Я не хочу учиться.

У меня проблем нет, это учителя придираются.

Чем могут помочь родители?_______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Чем могут помочь учителя?____________________________________________
Педагоги, психолог и родители должны находится постоянно на связи и совместно участвовать в реализации ИОМ.

Мониторинг результативности обучающихся

(ознакомление родителей с результатами развития учащегося)

Рекомендации

для педагогов при оказании помощи слабоуспевающим ученикам на уроке

Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:

Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.

Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.

Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.

Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения.

Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств.

Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

Слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения».

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо :

Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.

Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения).

Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе .

Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную . Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.

Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.

Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием.

Не унижать ученика и постараться найти к нему подход .

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

1.Разбивка заданий на дозы, этапы.

2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

3.Напоминание приема и способа выполнения задания.

4.Ссылка на правила и свойства.

5.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.

6.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

Выбор наиболее рациональной системы упражнений.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек - консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Рекомендации для родителей слабоуспевающих детей.

Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.

Приучайте детей к преодолению трудностей.

Организуйте чёткий распорядок жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.

В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опеки!

Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.

Родители должны контролировать процесс научения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.

Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.

Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.

Учите ребёнка управлять собственным поведением.

Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.


Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Ответ: Планирование образовательного процесса не может обойтись без такой важной работы как диагностика. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Методика Выготского – Сахарова Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представлен авторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой

различными признаками: цвет, форма, величина, высота. Методика предназначена: деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3- летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет. При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внимание нна отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребенка в выполнении нового для него вида деятельности. Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обобщающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько установление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам. Анализ полученных результатов полностью базируется на представлениях Л. С. Выготского об этапах формирования понятий в детском возрасте. Считаю, что данный план занятий создаст условия оптимального возрастного развития личности младшего школьника. Организует корекционно – развивающее воздействие с использованием игротерапии. Научит находить решения возникающих трудностей в школе и дома. Планирование занятий профилактики и коррекции школьной дезадаптации.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Ответ: Система внеклассных занятий «Вместе веселее», направленная на преодоление школьной дезадаптации первоклассников. В наше время очень острой проблемой стала адаптация первоклассника в школе. Это связано с тем, что на детей с первых дней учебы в школе идет большая нагрузка, не сформированности навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; не сформированности мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);

неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента. И из за этого может произойти школьная дезадаптация.

При дезадаптации необходимо, учитывать все особенности: трудности в усвоении программного материала; социализацию в классе; ухудшение здоровья связанные с сильной тревожность, которая происходит когда у первоклассника не чего не получается.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач, одна из них - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе. Чтобы вовремя обеспечить адаптацию ребенка необходимо включать их во внеклассные занятия. Внеклассные занятия является частью учебно- воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассные занятия необходимо проводить в системе, так как система занятий - это совокупность определенных упражнений или игр направленных на достижение общей цели.

Цель системы внеклассных занятий - преодоление школьной дезадаптации, через формирование и развитие качеств, характеристик и умений, необходимых для первоклассников.

Актуальность сформулированной цели находит подтверждение в ФГОС НОО, который определяет в качестве обязательного компонента личностного результата начального общего образования «овладение начальными навыками адаптации в динамическом изменяющемся и развивающимся мире».

В соответствии с целью определены задачи:

- формирование представлений о школе, правилах поведения в школе, особенностях учебной деятельности, знакомство со школой;

- совершенствование свойств внимания и видов памяти, формирование мнемотехнических приемов;

- развитие речи и мышления, мыслительных операций;

- формирование навыков управления своим поведением и навыков оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки

- развитие коммуникативных и организаторских способностей.

При организации системы внеклассных занятий необходимо использовать следующие принципы: сотрудничества, наглядности, от простого к сложному, системности.

После проведения занятий у первоклассников повысится компоненты адаптации, а именно когнитивный (совершенствуем внимание и память; развиваем речь и мышление, развиваем коммуникативные и организаторские способности), эмоциональный (учимся управлять своим поведением) и поведенческий (мотивационный) компонент адаптации первоклассников.


Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.

Ответ: Диагностика творческих способностей детей

Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных

– одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в

процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы,

концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях

демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения

программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета

творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах,

фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью

отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального

самоопределения.

А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий

потенциал ребенка еще при зачислении в объединения «Фантазии в красках»,

что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной

мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая

познавательная активность.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие

способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая

следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к

взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная

окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе

средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды,

предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).

▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично

отстаивает его;

▪ Склонен к рискованным действиям;

▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен

преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,

которые другим не кажутся смешными;

▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические

характеристики вещей, предметов;

Не боится отличаться от других;

▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих

параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая,

слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее

представление о творческом потенциале ребёнка.

3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:

- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить

учебную мотивацию;

- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный

период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с

другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей,

т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать,

понимают на интуитивном уровне.

6. С целью выявления творческих способностей детей младшего

школьного возраста можно использовать следующие методики:

▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко,

Е.Л. Пороцкая)

Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по

пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и

оригинальности:

0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены

деталями;

4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично

изложенная сказка;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и

стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой

фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб)

как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание

фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут

быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении

задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные

фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в

преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении

разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к

порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и

измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с

различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например,

изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки,

телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот

объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа;

Следует помнить, что посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.

Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.Задача педагога как можно раньше выявить способности ребенка и создать условия для их развития; в процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержку.