Файл: Антонов А.А. Пневматические фрикционные муфты в нефтяной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Рис.

70. Двухклапанный

кран:

 

 

 

 

J

ниппель;

2 — резиновое уплотнение; 3

клапан

впускной;

4 — кулачок;

5 —

руко­

ятка; 6 — крышка;

7 — винты;

8 — кулачок;

9 — ось

рукоятки;

10 — втулка;

11

кор­

пус;

12 — клапан

выпускной;

13 — отверстие;

14

прокладка;

15 —

нижняя крышка;

16

пружина;

17

— ниппель;

18 — болт;

19

табличка

с надписями;

20

включено;

 

 

 

21

отключено;

22

смотровое

окно.

 

 

 

 


оперативного управления фрикционными дисковыми муфтами бара­ банных валов и пневмоцилиндрами ленточных тормозов буровых лебедок, а также для управления подачей топлива дизелям силовых агрегатов.

В отечественных буровых установках для управления тормозами широко используют «кран машиниста» системы Казанцева, предста­ вляющий собой прямодействующий диафрагменно-поршневой регу­ лятор давления с коническими металличе­ скими клапанами, стальной и резиновой диафрагмами.

Распределитель со следящей системой уп­

 

 

равления фрикционными дисковыми муфтами

 

 

привода барабанного вала буровой лебедки

 

 

4LD

румынского

производства

показан

на

 

 

рис. 72. При включении на пульте регули­

 

 

руемого распределителя с ручным или нож­

 

 

ным управлением в полости 1 над сервопри­

 

 

водом распределителя

с пневматическим

уп­

 

 

равлением

создается

давление

воздуха

р у .

 

 

Поршень 2 этого распределителя под дав­

 

 

лением воздуха

переместится вправо до

со­

 

 

прикосновения

с рабочим клапаном

3 и

за­

 

 

кроет канал 4,

сообщающийся

с атмосферой.

 

 

При дальнейшем движении поршня 2

вправо

 

 

под давлением

воздуха в сервоприводе рабо­

 

 

чий клапан 3 откроется и

в полость

распре­

 

 

делителя 5, сообщающуюся с камерой управ­

 

 

ляемой

муфты,

поступит

порция

воздуха.

 

 

При

давлении

в этой

полости

ру

в

резуль­

 

 

тате

выравнивания

давления над поршнем 2

 

 

сервопривода и под

ним

рабочий

клапан 3

 

 

закрозтся, а фрикционная муфта будет вклю­

 

 

чена при давлении воздуха в ее камере, рав­

 

 

ном р у . Если необходимо увеличить давление

Рис. 71. Распределитель

в камере

муфты

на

Ар,

от

управляемого

 

золотникового типа.

распределителя на пульте поступает команда

 

 

 

в виде

увеличения

давления в полости

сервопривода на Ар. При

этом рабочий клапан 3 снова открывает доступ

для прохода допол-

нительной порции воздуха

в камеру муфты. После того, как давле­

ние в ней будет равно ру

+ Ар, рабочий

клапан 3 закроется. При

необходимости

давление в камере

муфты может

быть увеличено до

заданного

уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для выключения муфты давление в полости над сервоприводом снижается с помощью распределителя на пульте. Поршень серво­ привода под действием пружины и давления воздуха перемещается влево, открывает отверстие в полом сердечнике сервопривода, и по­ лость камеры муфты сообщается с атмосферой. В результате муфта выключается.


Конструкция распределителя со следящей системой и ножным управлением, подающего команды на распределитель, описанный выше, показана на рис. 73.

Оборудование системы пневматического управления буровой уста­ новки соединено в единый комплекс воздухопроводами различной конструкции. По назначению воздухопроводы делятся на нагнета­ тельные, магистральные, питающие и командные. По нагнетательным трубопроводам воздух из компрессоров поступает в воздухосборник И установку для осушки воздуха. Основной воздухопровод для подачи

2

Ч

5 3

Рис. 72. Распределитель со следящей системой ті дистанционным управ­ лением.

воздуха к агрегатам установки называется магистральным. Воздух к отдельным исполнительным устройствам подается через питающие воздухопроводы. Командные воздухопроводы — это линии управле­ ния при двухпроводной системе пневмоуправления.

Конструктивно воздухопроводы делятся на жесткие, выполняемые из стальных труб, гибкие — из резино-кордных шлангов и враща­ ющиеся для подвода воздуха вращающимся муфтам.

Конструкция соединений воздухопроводов определяется способом монтажа и транспортировки буровых установок. Качество изгото­ вления воздухопроводов влияет на надежность работы системы пнев­ матического управления. На рис. 74 показаны узлы соединения воз­ духопроводов различной конструкции.

Ответственнейшими узлами системы пневмоуправления являются вращающиеся воздухопроводы — вертлюжки. Все современные верт­ люжки оснащаются торцовыми уплотнениями. На рис. 75 приведена конструкция вертлюжка, наиболее распространенного в нефтяной промышленности.

Клапаны-разрядники, предназначенные для быстрого отклю­ чения оперативных пневматических фрикционных муфт, обычно

Рис. 73. Распределитель со следящей системой и нож­ ным управлением.

выполняются в

виде индивидуального

устройства,

включаемого

в воздухопровод,

непосредственно на муфте или вблизи

вертлюжка.

Существует конструкция клапана-разрядника,

встроенного

в верт­

люжок. На рис. 76 показан комбинированный

вертлюжок

с клапа­

ном-разрядником, изготовляемый заводом

«Баррикады».

 

 

Рис. 76. Вертлюжок ком­ бинированный с клапаномразрядником.

О б о р у д о в а н и е для питания с и с т е м управления с ж а т ы м в о з д у х о м

Пневматические системы управления машин и механизмов полу­ чают сжатый воздух от компрессорных установок. Например, на каж­ дой современной буровой установке имеются два или три компрессора. Основные из них с приводом от трансмиссии установки и один резервный с электрическим приводом.

Конструктивными отличиями большинства компрессоров совре­ менных буровых установок являются воздушное охлаждение цилин­ дров; V-образное расположение цилиндров; размещение приводного шкива компрессора непосредственно на консоли коленчатого вала;


совмещение функций приводного шкива, вентилятора и маховика

водной детали.

Втабл. 21 приведены характеристики компрессоров, применяемых

вкомплекте современных буровых установок, отечественного и зару­ бежного производства. На рис. 77 показан компрессор КТ-6 с шинно­ пневматической муфтой привода. Этот компрессор наиболее распро­

странен на буровых установках отечественного производства.

Т а б л и ц а 21

компрессора

Тип компрессора

Прои[зводительность, м'/м ин Скорость вращения ва- ла, соответствующая производительности, об/м ин

Максимальное давление, развііваемое компреесо- кгс/см2

'

|

Габаритные размеры

и

мм

 

и

 

иГ

 

Масс

 

КТ-6

К-5М

ПК-3,5

W200 И-23-07А

V - о б р а з н ы й о д н о р я д н ы й ,

 

 

 

 

 

п р о с т о г о

д е й с т в и я ,

5,3

850

8,5

646

1320X1105X706

д в у х с т у п е н ч а т ы й . .

V - образный д в у х р я д н ы й ,

 

 

 

 

 

п р о с т о г о

д е й с т в и я ,

5

700

8

563

1152X1140X935

д в у х с т у п е н ч а т ы й . .

V - о б р а з н ы й д в у х р я д н ы й ,

 

 

 

 

 

п р о с т о г о

д е й с т в и я ,

3,5

1450

9

227

835X670X625

д в у х с т у п е н ч а т ы й . .

V - о б р а з н ы й д в у х р я д н ы й , -

 

800

14

450

806X765X582

д в у х с т у п е н ч а т ы й . . ч2,3

V - о б р а з н ы й ,

о д н о р я д ­

 

 

 

 

 

ный, простого дейст ­

0,83

560

12

240 .

780 X 740 X 694

в и я , д в у х с т у п е н ч а т ы й

П р и м е ч а н и е . Все перечисленные компрессоры имеют устройство для регулиро­ вания производительности за исключением компрессора К - 5М .

Существуют различные системы управления компрессорами. На буровых установках Уралмашзавода управление компрессорами отличается:

приводом одного или двух рабочих компрессоров от трансмиссии установки и электрическим приводом резервного компрессора;

автоматическим поддержанием давления воздуха в пневмосистеме в заданных пределах от 6 до 8 кгс/см2 ;

регулированием производительности рабочих компрессоров путем включения и выключения пневматической муфты контрпривода ком­ прессора;

регулированием производительности резервного компрессора пу­ тем пуска и остановки электродвигателя;

наличием системы разгрузки компрессора при пуске;


осушкой воздуха с помощью специальной установки с адсорбен­ том;

полной автоматизацией приготовления сжатого воздуха с помощью средств электропневмоавтоматики.

Буровые установки завода «Баррикады» оборудованы аналогичной системой питания сжатым воздухом, отличающейся способом регу­ лирования производительности компрессоров и диапазоном перепада

Рис. 77. Компрессор КТ-6.

давления воздуха, равным 6—9 кгс/см2 . Прекращению подачи воздуха в систему при достижении максимального давления здесь осуществляется без остановки вращения вала компрессора, путем пе­ ревода его на холостой ход. При этом пневматической муфтой контр­ привода компрессора можно управлять только вручную краном с пульта.

Буровые установки «Айдеко» Н-2500 имеют пневматическое упра­ вление, у которого оборудование для питания сжатым воздухом отличается:

применением компрессоров с рабочим давлением, превышающим давление в пневмосистеме установки;

использованием регулятора давления пневматического типа; регулированием производительности компрессора путем перевода его на работу без подачи сжатого воздуха после достижения макси­

мального давления;

полной автоматизацией приготовления сжатого воздуха с помощью средств пневмоавтоматики.

Следует отметить, что автоматизация управления работой компрес­ соров зарубежных буровых установок осуществляется только с по­ мощью средств пневмоавтоматики. В отечественных установках для этих целей применяют электропневматические устройства.

Автоматическое управление шиннопневматической муфтой при­ вода рабочего компрессора отечественных установок осуществляется с помощью регулятора давления и электропневматического вентиля, управление вручную — двухклапанным краном дизелиста.

При автоматическом управлении пневматической муфтой кран дизелиста должен быть выключен. При этом электропневматический вентиль и регулятор давления подключают к электрической сети.

При понижении давления в пневмосистеме до определенного уровня в процессе эксплуатации установки с помощью регулятора давления включается электромагнитная катушка вентиля. В этом случае кла­ паны вентиля становятся в положение, при котором воздух из ма­ гистрального воздухопровода поступает в шиннопневматическую фрикционную муфту контрпривода. После ее включения компрессор начинает работать.

Когда давление в системе достигает установленного предела, регу­ лятор давления, размыкая контакты, выключает катушку электро­ пневматического вентиля. Клапаны вентиля становятся в положение, при котором прекращается доступ сжатого воздуха и одновременно воздухопровод муфты сообщается с атмосферой. Муфта отключается, и компрессор останавливается.

Если система автоматического управления муфтой компрессора повреждена, то для перехода на ручное управление универсальный переключательный клапан должен быть установлен в положение «выключено» с целью перекрытия воздухопровода вентиля и включе­ ния второго воздухопровода от крана дизелиста.

Облегчение запуска компрессора достигается с помощью разгру­ зочного устройства, автоматически соединяющего при пуске учас­ ток воздушной магистрали у компрессора с атмосферой. Разгрузочное устройство состоит из электропневматического распределителя с обо­ собленным подводом воздуха к включающему вентилю. После исте­ чения установленного времени для запуска компрессора разгрузочное устройство перекрывает воздушную магистраль и компрессор начи­ нает нагнетать воздух в ресивер.

На установках БУ-80БрД электродвигатель компрессора после запуска вращается без остановки. Работа компрессора на воздухо­ сборник или вхолостую достигается периодической подачей воздуха от электропневматического клапана КПЭМ-15-4 в разгрузочное устройство. Компрессор с приводом от трансмиссии также работает без остановки. При достижении максимального давления компрес­ сор переключается на холостой ход с помощью такого же клапана (рис. 78). При понижении давления до нижнего предела компрессор переключается на нагнетание воздуха в ресивер.