Файл: 1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение……………………………………………………………………........

3

1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение………………………………………………..


5

1.1 Стилистический компонент семантической структуры слова…………...

5

1.2 Общая характеристика разговорного стиля………………………………

8

2 Особенности разговорного стиля речи………………………………………

13

2.1 Лингвистические особенности разговорного стиля………………………

13

2.2 Морфологические особенности разговорного стиля……………………..

17

2.3 Синтаксические особенности разговорного стиля……………………….

22

Заключение………………………………………………………………………

28

Список использованной литературы…………………………………………..

30


Введение
Язык – это хранитель национальной культуры народа, и поэтому языковые единицы могут стать источником любой информации, надо только научиться ее извлекать из них.

Более того, язык может быть не только источником информации, но и средством ее предъявления и дальнейшего хранения.

Необходимая нам информация хранится не только в семантической структуре слова, но и в других дополнительных характеристиках слова, его стилистических окрасках, которые являются «одеждой» значения слова. Умение извлекать необходимую информацию, заключенную в слове, его семантике и стилистическом компоненте, позволяет обрести различного рода знания – общекультурные и специфические, «сопряженные с историческими, географическими, национальными, социальными и другими факторами», благодаря которым можно организовать эффективное общение, что непосредственно связано с культурой речи.

Стилистическая структура каждой языковой единицы представляет собой сложное единство. Каждое слово передает информацию денотативного и коннотативного характера. Первый тип информации является отражением объективной действительности, второй включает в себя эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистическо - функциональный компоненты. Все четыре компонента коннотации могут выступать вместе или в разных комбинациях, или вообще отсутствовать.


Слово обладает стилистическим компонентом значения или стилистической коннотацией, если оно типично для определенных функциональных стилей и сфер речи, с которыми оно ассоциируется, будучи употребленным в не типичных для него контекстах.

Теоретико- методологической основой являются работы таких авторов как : Н. Валгина, А.Н. Васильева, Л.В. Бабина, Л.В. Щерба, Н.В. Панов.

Цель курсовой работы: рассмотреть языковые особенности разговорного стиля.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем,что разговорный стиль является самым распрастраненным из всех стилей, так как обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту,в семье,сферу неофициальных отношений.Поэтому изучение своеобразия поможет понять особенности разговорного стиля,не просто в лингвистическом аспекте,но морфологическом и синтаксическом.

Согласно цели определены следующие задачи:

– теоретически обосновать стилистический компонент семантической структуры слова;

– дать общую характеристику разговорного стиля;

– рассмотреть лингвистические особенности разговорного стиля;

– изучить морфологические особенности разговорного стиля;

– обосновать синтаксические особенности разговорного стиля.

Объект исследования: разговорный стиль речи.

Предмет исследования: языковые особенности разговорного стиля. Методы исследования: сопоставительный, анализ и обобщение материала.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее результаты могут применяться на практике для чтения вузовских курсов по филологии, в курсе современного русского языка, использоваться в воспитательном процессе в школе и вузе, они могут способствовать формированию культурологической компетенции при обучении.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение
1.1 Стилистический компонент семантической структуры слова
В настоящее время стилистами уделяется немало внимания стилистическому компоненту, однако четкого определения стилистическому компоненту слова еще не найдено. По мнению Н. С. Валгиной, стилистический компонент выходит за рамки коннотативного значения; он охватывает денотативное, коннотативное значения и вместе с тем сферу реализации слова [4, c.67].


Таким образом, коннотативность и стилистический компонент не тождественные понятия. Для того чтобы понять, что представляет собой стилистический компонент слова, мы рассмотрим следующие составные семантики слова:

– семантическую и стилистическую структуры слова;

– стилистическую окраску слова;

– стилистическую маркированность.

Семантика слова состоит из трех компонентов:

– денотативный;

– коннотативный;

– функционально-стилистический.

Денотативный компонент лексического значения, или денотат (от лат. denoto – обозначаю) – предметное значение слова, указывание на то, что называется данным словом. Например, многие синонимы, совпадая по денотату, различаются коннотациями или стилистической окраской: сборище-форум [6, c.33].

Коннотативный компонент и (коннотаця от лат. con -вместе, noto–

обозначаю) является вторичной семантикой в семантической структуре слова, обозначающей дополнительные эмоционально-оценочные оттенки в значениях слов или грамматических форм, сопутствующие их основному (денотативному) значению [11, c.34].

Функционально-стилистический компонент семантики - компонент лексического значения слова, содержащий информацию об уместности и неуместности употребления языковой единицы в той или иной ситуации, ее принадлежности к определенной сфере общения и характеризующий временной фактор слова [6, c.123].

При употреблении слова в речи чаще всего происходит обычная реализация того стилистического заряда, который заложен в слове как языковой (словарной) единице. Как отмечает Л. В. Бабина, стилистическая окраска по своей внутренней сущности либо эмоциональная оценка какого-то явления, т.е. результат отражения эмоционального отношения человека к нему, либо образ какого-то явления, т.е. результат отражения этого явления в его чисто внешней целостности (под явлением здесь понимается либо предмет, либо типовая ситуация, в которой об этом предмете ведется речь [3, c.28].

Оба типа стилистических окрасок несут дополнительную информацию к денотативному (предметно-логическому) значению слова (на лексическом уровне) или к выражаемой в предложении основной мысли.

Эмоционально-экспрессивная окраска передает информацию об отношении говорящего к предмету речи, а также к адресату.

Функциональная окраска (по отношению к этому типу окраски также можно встретить термин «стилистическая» в узком смысле) передает дополнительную информацию о ситуации общения.


В том или ином слове может быть разное количество стилистических окрасок, а если количество их в разных словах совпадает, то последние могут оказаться неодинаковыми по типам или разновидностям этих типов.

Е.А.Земская выделяет четыре основных типа стилистической окраски [12, c.91]:

1 Предметно-эмотивно-оценочная стилистическая окраска;

2 Ситуативно-эмоционально-оценочная стилистическая окраска (в виде книж.,разговорной и нейтральной, либо соответственно в виде приподнятой, сниженной или нейтральной);

3 Предметно-образная стилистическая окраска;

4 Ситуативно-образная (в виде научной, официально-деловой, публицистической, художественной, поэтической, обиходно-бытовой стилистической окраски).

Таким образом, стилистическая окраска – это часть лексического значения слова дополнительная к понятийному компоненту этого значения и является эмоциональной оценкой или образом какого-либо явления. Стилистической окраской может обладать любая значимая единица языка и речи (от слова до фразы).

Совокупность типов и их конкретных разновидностей стилистических окрасок представляют собой (или образуют) стилистическую структуру слова, которая подчеркивает стилистическое своеобразие и возможности употребления слова в речи [3, c.25].

Стилистический же компонент, выходя за рамки коннотации, включает эмотивную коннотацию, семантическую коннотацию (заключенную в самом значении слова), Стилистический компонент - это стилистическая структура слова, представляющая собой совокупность окрасок разных видов и типов (эмоционально-экспрессивно-оценочный и функциональный типы), несущие дополнительную информацию к денотативному компоненту слова и указывающие на сферу, функцию, ситуативное и территориальное употребление конкретной лексической единицы [16, c.23].

Стилистический компонент слова является сущностной характеристикой практически всех слов (т.к. семантическая коннотация присутствует, а она уже входит в структуру стилистического компонента), это довольно широкое понятие, включающее в себя различного рода информацию:

– информацию о сфере коммуникации;

– указывает на стилистический слой лексикона;

– дает информацию о социальной принадлежности говорящего, его паспорте (профессия, род занятия, эмоциональное состояние и т.д.);

– указывает на временные характеристики слова.

Таким образом, все стилистические окраски и информация, заключенные в стилистическом компоненте слова, отражается в словарях при помощи соответствующих маркеров.


На стилистическую маркированность (т.е. наличие у слова определенной стилистической окраски) в словарях разных типов указывают такие пометы как: разговорные, просторечные, книжные, поэтические, народно-поэтические.

Эмотивная коннотация входит в стилистический компонент слова, следовательно, слова с такими пометами будут стилистически маркированными [4, c.95].

Здесь можно выделить два основных типа помет:

– словарные пометы (сюда мы отнесем пометы, указывающие территориальные различия);

– стилистические пометы (указывающие стиль, эмоциональное отношение и т.д.).

особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики.