Файл: 1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение.doc
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………........ | 3 |
1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение……………………………………………….. | 5 |
1.1 Стилистический компонент семантической структуры слова…………... | 5 |
1.2 Общая характеристика разговорного стиля……………………………… | 8 |
2 Особенности разговорного стиля речи……………………………………… | 13 |
2.1 Лингвистические особенности разговорного стиля……………………… | 13 |
2.2 Морфологические особенности разговорного стиля…………………….. | 17 |
2.3 Синтаксические особенности разговорного стиля………………………. | 22 |
Заключение……………………………………………………………………… | 28 |
Список использованной литературы………………………………………….. | 30 |
Введение
Язык – это хранитель национальной культуры народа, и поэтому языковые единицы могут стать источником любой информации, надо только научиться ее извлекать из них.
Более того, язык может быть не только источником информации, но и средством ее предъявления и дальнейшего хранения.
Необходимая нам информация хранится не только в семантической структуре слова, но и в других дополнительных характеристиках слова, его стилистических окрасках, которые являются «одеждой» значения слова. Умение извлекать необходимую информацию, заключенную в слове, его семантике и стилистическом компоненте, позволяет обрести различного рода знания – общекультурные и специфические, «сопряженные с историческими, географическими, национальными, социальными и другими факторами», благодаря которым можно организовать эффективное общение, что непосредственно связано с культурой речи.
Стилистическая структура каждой языковой единицы представляет собой сложное единство. Каждое слово передает информацию денотативного и коннотативного характера. Первый тип информации является отражением объективной действительности, второй включает в себя эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистическо - функциональный компоненты. Все четыре компонента коннотации могут выступать вместе или в разных комбинациях, или вообще отсутствовать.
Слово обладает стилистическим компонентом значения или стилистической коннотацией, если оно типично для определенных функциональных стилей и сфер речи, с которыми оно ассоциируется, будучи употребленным в не типичных для него контекстах.
Теоретико- методологической основой являются работы таких авторов как : Н. Валгина, А.Н. Васильева, Л.В. Бабина, Л.В. Щерба, Н.В. Панов.
Цель курсовой работы: рассмотреть языковые особенности разговорного стиля.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем,что разговорный стиль является самым распрастраненным из всех стилей, так как обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту,в семье,сферу неофициальных отношений.Поэтому изучение своеобразия поможет понять особенности разговорного стиля,не просто в лингвистическом аспекте,но морфологическом и синтаксическом.
Согласно цели определены следующие задачи:
– теоретически обосновать стилистический компонент семантической структуры слова;
– дать общую характеристику разговорного стиля;
– рассмотреть лингвистические особенности разговорного стиля;
– изучить морфологические особенности разговорного стиля;
– обосновать синтаксические особенности разговорного стиля.
Объект исследования: разговорный стиль речи.
Предмет исследования: языковые особенности разговорного стиля. Методы исследования: сопоставительный, анализ и обобщение материала.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее результаты могут применяться на практике для чтения вузовских курсов по филологии, в курсе современного русского языка, использоваться в воспитательном процессе в школе и вузе, они могут способствовать формированию культурологической компетенции при обучении.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты стилистического компонента и его лексикографическое отражение
1.1 Стилистический компонент семантической структуры слова
В настоящее время стилистами уделяется немало внимания стилистическому компоненту, однако четкого определения стилистическому компоненту слова еще не найдено. По мнению Н. С. Валгиной, стилистический компонент выходит за рамки коннотативного значения; он охватывает денотативное, коннотативное значения и вместе с тем сферу реализации слова [4, c.67].
Таким образом, коннотативность и стилистический компонент не тождественные понятия. Для того чтобы понять, что представляет собой стилистический компонент слова, мы рассмотрим следующие составные семантики слова:
– семантическую и стилистическую структуры слова;
– стилистическую окраску слова;
– стилистическую маркированность.
Семантика слова состоит из трех компонентов:
– денотативный;
– коннотативный;
– функционально-стилистический.
Денотативный компонент лексического значения, или денотат (от лат. denoto – обозначаю) – предметное значение слова, указывание на то, что называется данным словом. Например, многие синонимы, совпадая по денотату, различаются коннотациями или стилистической окраской: сборище-форум [6, c.33].
Коннотативный компонент и (коннотаця от лат. con -вместе, noto–
обозначаю) является вторичной семантикой в семантической структуре слова, обозначающей дополнительные эмоционально-оценочные оттенки в значениях слов или грамматических форм, сопутствующие их основному (денотативному) значению [11, c.34].
Функционально-стилистический компонент семантики - компонент лексического значения слова, содержащий информацию об уместности и неуместности употребления языковой единицы в той или иной ситуации, ее принадлежности к определенной сфере общения и характеризующий временной фактор слова [6, c.123].
При употреблении слова в речи чаще всего происходит обычная реализация того стилистического заряда, который заложен в слове как языковой (словарной) единице. Как отмечает Л. В. Бабина, стилистическая окраска по своей внутренней сущности либо эмоциональная оценка какого-то явления, т.е. результат отражения эмоционального отношения человека к нему, либо образ какого-то явления, т.е. результат отражения этого явления в его чисто внешней целостности (под явлением здесь понимается либо предмет, либо типовая ситуация, в которой об этом предмете ведется речь [3, c.28].
Оба типа стилистических окрасок несут дополнительную информацию к денотативному (предметно-логическому) значению слова (на лексическом уровне) или к выражаемой в предложении основной мысли.
Эмоционально-экспрессивная окраска передает информацию об отношении говорящего к предмету речи, а также к адресату.
Функциональная окраска (по отношению к этому типу окраски также можно встретить термин «стилистическая» в узком смысле) передает дополнительную информацию о ситуации общения.
В том или ином слове может быть разное количество стилистических окрасок, а если количество их в разных словах совпадает, то последние могут оказаться неодинаковыми по типам или разновидностям этих типов.
Е.А.Земская выделяет четыре основных типа стилистической окраски [12, c.91]:
1 Предметно-эмотивно-оценочная стилистическая окраска;
2 Ситуативно-эмоционально-оценочная стилистическая окраска (в виде книж.,разговорной и нейтральной, либо соответственно в виде приподнятой, сниженной или нейтральной);
3 Предметно-образная стилистическая окраска;
4 Ситуативно-образная (в виде научной, официально-деловой, публицистической, художественной, поэтической, обиходно-бытовой стилистической окраски).
Таким образом, стилистическая окраска – это часть лексического значения слова дополнительная к понятийному компоненту этого значения и является эмоциональной оценкой или образом какого-либо явления. Стилистической окраской может обладать любая значимая единица языка и речи (от слова до фразы).
Совокупность типов и их конкретных разновидностей стилистических окрасок представляют собой (или образуют) стилистическую структуру слова, которая подчеркивает стилистическое своеобразие и возможности употребления слова в речи [3, c.25].
Стилистический же компонент, выходя за рамки коннотации, включает эмотивную коннотацию, семантическую коннотацию (заключенную в самом значении слова), Стилистический компонент - это стилистическая структура слова, представляющая собой совокупность окрасок разных видов и типов (эмоционально-экспрессивно-оценочный и функциональный типы), несущие дополнительную информацию к денотативному компоненту слова и указывающие на сферу, функцию, ситуативное и территориальное употребление конкретной лексической единицы [16, c.23].
Стилистический компонент слова является сущностной характеристикой практически всех слов (т.к. семантическая коннотация присутствует, а она уже входит в структуру стилистического компонента), это довольно широкое понятие, включающее в себя различного рода информацию:
– информацию о сфере коммуникации;
– указывает на стилистический слой лексикона;
– дает информацию о социальной принадлежности говорящего, его паспорте (профессия, род занятия, эмоциональное состояние и т.д.);
– указывает на временные характеристики слова.
Таким образом, все стилистические окраски и информация, заключенные в стилистическом компоненте слова, отражается в словарях при помощи соответствующих маркеров.
На стилистическую маркированность (т.е. наличие у слова определенной стилистической окраски) в словарях разных типов указывают такие пометы как: разговорные, просторечные, книжные, поэтические, народно-поэтические.
Эмотивная коннотация входит в стилистический компонент слова, следовательно, слова с такими пометами будут стилистически маркированными [4, c.95].
Здесь можно выделить два основных типа помет:
– словарные пометы (сюда мы отнесем пометы, указывающие территориальные различия);
– стилистические пометы (указывающие стиль, эмоциональное отношение и т.д.).
особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики. Российское правописание способна и обязана исследоваться как цельное проявление стиля из числа других иных его явлений – фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики. По-иному изъясняясь, вероятна и необходима особенная языковедческая наука, обладающая собственным объектом орфографии. Орфографической науке обязана высокая значимость в исследовании события российского писательского стиля равно как особенной своеобразной задачи российской лингвистики.