Файл: Попов В.С. Электрические измерения (с лабораторными работами) учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
|
В магнитном поле двух катушек с постоянными токами |
||||||||
7Х |
и 72 , к а к |
известно, запасается |
энергия |
|
|||||
|
|
|
WM = LJV2 |
+ L2 |
т |
+ |
м м |
, |
|
где |
L t |
и L 2 |
— индуктивности |
|
катушек; |
|
|||
|
|
•Л712 — их взапмиая |
|
индуктивность. |
|||||
|
Взаимодействие этих токов вызывает вращающий мо |
||||||||
мент, стремящийся повернуть подвижную катушку в поло |
|||||||||
жение, при котором энергия магнитного , поля катушек |
|||||||||
будет наибольшей. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Этот момент [см. (2-9)1 |
|
|
|
|
|
|
||
где |
da — приращение угла, |
при |
котором |
энергия поля |
|||||
|
|
получает приращение |
dWM. |
|
|
||||
|
Так |
как |
индуктивности катушек |
L t и |
L 2 неизменны, |
||||
то dLx |
= dL2 |
= 0 и вращающий момент |
|
||||||
|
|
|
M = |
I |
J |
2 |
^ . |
(2-13) |
Из написанного следует, что вращающий момент зависит от токов 1г и 72 и от положения подвижной катушки отно сительно неподвижной. Зависимость скорости изменения взаимной индуктивности от угла поворота подвижной
катушки dM12lda |
= / (а) определяется |
формой катушек |
||
и их |
взаимным расположением. |
|
|
|
Приняв в первом приближепип отношение dM12/da |
= |
|||
= |
постоянным, |
получим выражение |
вращающего |
мо- |
|
|
М = М , |
(2-14) |
вызывающего поворот подвижной части на угол, при кото ром он уравновесится моментом пружин, т. е.
М = Мпр |
или |
k - J - J z = Da, |
|
откуда |
|
|
|
a = |
2*-/1 72 = |
AvTi/2. |
(2-15) |
Таким образом, вращающий момент и угол поворота |
|||
подвпжпой части пропорциональны произведению |
токов |
в катушках.
Если по катушкам измерительного механизма проходят переменные токи i и i 2 , то мгновенный вращающий момент
М = к^^,
59
асредний за период вращающий момент
т• ч
М о р = |
i |
jj М dt = |
к, ~f jj гх1а dt. |
(2-16) |
|
|
|
и |
|
и |
|
Если, например, |
токи i x |
и |
i 2 синусоидальны |
и сдви |
|
нуты но фазе па угол |
т|з, т. |
е. |
|
|
|
ii — I[,n sin mt |
и |
i 2 |
= /2m siu (coi —т|з), |
|
|
то, выполнив подстановку, |
получим: |
|
|||
|
|
г |
|
|
|
М с р = /ci |
^ ?V'2 |
eft = /t'i/i/а cos г|>. |
(2-17) |
и
Положение равновесия подвижной части определяется равенством
МС р = МП р,
откуда |
|
а = ~ 1Х12 cos i|) = A - 2 / i / 2 cos ij). |
(2-18) |
Следовательно, при переменном токе вращающий момент и угол поворота подвижной части измерительного меха низма завпеят от произведения действующих значений токов в катушках и косинуса угла сдвига фаз между ними.
Измерительные механизмы логометров электродинами ческой системы имеют различное устройство. Схема устрой ства одного из них дана на рис. 2-15. Взаимодействие тока / , проходящего по неподвижной катушке А, состоящей из двух частей, с токами 1Х и / 2 , проходящими по подвижным катушкам i и 2, создает два вращающих момента Мх и М 2 , направленных в разные стороны. Разность этих моментов вызывает поворот подвижной части на угол, при котором вращающие моменты взаимно уравновесятся.
В этом случае
илл |
|
М 1 с р |
= М 2 С р |
|
|
|
|
cos |
(а) = lc2II2 |
cos гр2 /2 (а), |
|||||
kjli |
|||||||
где \pt — сдвиг |
фаз |
между |
токами |
/ |
и |
|
|
г|?2 — сдвиг |
фаз |
между |
токами |
/ |
и |
/ 2 . |
|
Написанному выражению можно |
придать другой вид: |
||||||
|
/ г cos ф3 _ |
(а) _ |
, |
, |
, |
||
|
^ c o s ^ i " L / . , ( a ) ~ / |
П |
' |
GO
пли
(.2-19)
\ll cos \\\]
Написанное выражение показывает, что угол поворота подвижной части логометра определяется отношением слагающих токов в подвижных катушках, совпадающих по фазе с током в неподвижной катушке (рис 2-15, вектор ная диаграмма).
Отсутствие стальных деталей в измерительном меха низме, а следовательно, отсутствие погрешности от гисте резиса и вихревых токов делает возможным изготовлять механизмы этой системы, обеспечивающие высокую точ
Р и с . 2-15. Схема устройства измерительного ме ханизма логометра электродинамической системы и его векторная диаграмма.
ность измерений. Слабое магнитное поле электродинами ческих механизмов обеспечивает получение только неболь ших вращающих моментов, что требует уменьшения трения в опорах и погрешности от трения. Последнее дости гается возможный уменьшением массы подвижной части, тщательным подбором материалов для опор й осей и соот ветствующей их обработкой. Все это, с одной стороны, повышает стоимость прибора, с другой, приводит к повы шенной чувствительности механизма к перегрузкам и механическим воздействиям. Следовательно, эти механи змы требуют особого ухода и обслуживания.
Слабое магнитное поле этих измерительных механиз мов делает их чувствительными к влиянию внешних маг нитных полей, как это имело место в электромагнитных измерителях. Для уменьшения этой чувствительности применяются рассмотренные в § 2-2 средства: астатирование и экранирование.
G 1
Астатический измерительный механизм (рис. 2-16) содержит две пары катушек. Поля неподвижных катушек направлены взаимно противополояшо. Также противоположно направлены токи в подвижных катушках, поэтому вращающие моменты, действующие на под вижные катушки, направлены одинаково. Ослабление влияния внешнего поля производится, как
было показано в § 2-2.
2-4. Ф Е Р Р О Д И Н А М Н Ч Е С К А Я СИСТЕМА
|
|
Ферродинамические |
измери |
|||
Р п с . 2-16. Устройство |
тельные |
механизмы |
были |
предло |
||
жены в |
1913 г. |
М. О. |
Доливо- |
|||
нстатпческого |
измери |
Добровольским. |
|
|
|
|
тельного механизма элек |
|
|
измери |
|||
тродинамической |
систе |
Ферродинамический |
||||
мы. |
|
тельный |
механизм, |
представляя |
||
|
|
разновидность |
электродинамиче |
ского, отличается от последнего наличием магнитопровода из магиитомягкого материала. Устройство одного из
механизмов |
этой |
системы |
показано |
|
||
на рис. 2-17. |
|
|
|
1 2 3 |
« |
|
Две половины неподвижной, кату |
|
|||||
шки Ах |
и А2 |
расположены |
на стер |
|
||
жнях |
магнитопровода |
из |
листовой |
|
||
стали. Подвижная катушка без ме |
|
|||||
таллического |
каркаса |
во избежание |
|
|||
появления в |
нем |
индуктированных |
|
токов укреплена на одной оси со стрелкой.
Ввоздушном зазоре возникает
радиальное однородное поле с индук |
Рис . 2-17. Устройство |
|
цией, пропорциональной току в не |
||
измерительного меха |
||
подвижной катушке. Взаимодействие |
низма ферродинами- |
|
этого поля с током в подвижной кату |
ческой системы. |
|
шке создает вращающий момент, ко |
|
торый, как и в электродинамическом механизме, пропор ционален произведению действующих значений токов в катушках и косинусу угла сдвига фаз между иимиа т. е.
Мер = hhh cos
62
Малое сопротивление магнитной цепи обеспечивает получение весьма значительной индукции в воздушном зазоре и большого вращающего момента. Последнее обсто ятельство дает возможность увеличить массу подвижной части без увеличения погрешности от трения и получить прочную подвижную часть.
Применение стали влечет за собой появление погреш ности от гистерезиса и вихревых токов и значительное
уменьшение |
погрешности |
|
от внешнего |
магнитного |
\\\ц1ШШЩ/ |
поля. Последнее обстоя- |
4 '1 Ч |
|
тельство менее существен- |
|
Р и с . 2-18. |
Схема |
у с |
Рис . 2-19. |
Схема устройства |
тройства |
измеритель |
измерительного механизма фор- |
||
ного механизма |
фер- |
родинампческой системы с тре |
||
роднпамической |
си |
мя |
элементами. |
|
стемы с двумя элемен |
|
|
тами.
по, так как имеются эффективные средства защиты от влияния внешнего магнитного поля (астатирование, экра нирование). Поэтому более существенной является боль шая основная погрешность приборов ферродинамической системы (по сравнению с погрешностью электродинамиче ских приборов).
На рис. 2-18 и 2-19 показаны устройства измеритель ных механизмов с двумя и тремя элементами, каждый из которых имеет неподвижную и подвижную катушки. По движные катушки укреплены на одной оси со стрелкой. Вращающий момент, действующий на подвижную часть, равен алгебраической сумме момеитов отдельных эле ментов.
На рис. 2-20 показана схема устройства одного из ферродинамических логометров. Две неподвижные катушки Ах и Аг укреплены на стальных сердечниках. Две лодвиж-
63